Иов 34 глава

Книга Иова
Под редакцией Кулаковых → Библейской Лиги ERV

 
 

И продолжил Элигу свой ответ Иову и сказал:
 
И продолжал Елиуй:

«Слушайте, мудрецы, мои слова! Внимайте мне, знающие!1
 
«Послушай, мудрый человек, что я скажу, и обрати внимание, умнейший,

Слух ведь чуток к словам, как нёбо — ко вкусу еды.
 
поскольку ухо разбирается в словах, как разбирается язык в еде.

Изберем для себя правду, рассудим меж собой, что есть благо.
 
Послушаем же доводы и сами решим, что верно, узнаем вместе то, что хорошо.

Вот говорит Иов: „Я праведен, но Бог лишил меня правосудия.
 
Вот говорит Иов: „Я невиновен, однако Бог ко мне несправедлив.

Пусть я прав, но оболган;2 раны мои3 неизлечимы, хоть неповинен я“.
 
И хоть я прав, меня лжецом считают; за мною нет вины, но Его стрелы неисцелимую мне доставляют боль”.

Есть ли еще такой человек, как Иов? Глумленье он пьет, как воду,
 
Больше нет человека, подобного Иову, который томится жаждой наносить оскорбления Богу.

со злодеями знается, с нечестивцами водится.
 
С людьми дурными водит дружбу он и знается со злыми?

Ибо говорит он: „Нет человеку проку Богу угождать!“
 
Поскольку он сказал, что никакой нет пользы человеку, который хочет Богу угодить.

Потому послушайте меня те, у кого есть разум! Нет в Боге никакого зла, нет во Всесильном и несправедливости!
 
Способные понять, послушайте меня! Бог далёк от зла, Бог Всемогущий не сотворит греха.

Он воздает человеку по его делам, по поступкам4 отплачивает ему!
 
Он человеку платит согласно его делам, даёт нам то, что заслужили.

Воистину, Бог не совершает зла, Всесильный не извращает правосудия!
 
Немыслимо, чтоб сотворил Господь неправое, чтоб был несправедливым Он.

Кто вверил Ему землю? Кто поставил Его над всем миром?
 
Поставлен властвовать Господь не нами, ответственность за мир никто на Господа не возлагал.

И если решит Он возвратить Себе дух Свой, дыхание Свое отнять,
 
Когда б Господь решил забрать Свой дух, Своё дыхание у жизни,

в тот же миг погибнет всё живое, и человек во прах вернется.
 
тогда погибли бы все люди на земле, и все опять бы в прах вернулись.

Пойми же это,5 выслушай меня, к голосу речей моих прислушайся!
 
И если вы действительно мудры, то будете внимательны ко мне.

Разве может владычествовать тот, кто правды не выносит? Разве может Праведный и Всемогущий быть нечестивым?6
 
Властителем не может быть тот, кто не любит справедливость. Иов, Господь силён, неужели ты судить Его способен как неправого?

Разве можно царю сказать, что он негодный человек, вельможам — что они нечестивы?7
 
Господь говорит царям: „Вы ничего не стоите!” Господь говорит князьям: „Вы — зло!”

А Он беспристрастен к владыкам, не делает различия между богатым и бедным, ибо все они — творенье рук Его.
 
Господь не любит властелинов больше других людей, и не предпочитает богатых беднякам, поскольку каждый — творение Его.

Умирают они в одночасье, среди ночи, от нанесенного удара исчезают,8 и сильные повержены не рукой человеческой.
 
Посреди ночи мгновенно умирают люди, приходит болезнь и уносит их. Даже те, кто властью наделён, и те умирают без причины.

Ибо очи Его — над всеми путями людскими, каждый шаг их Он видит.
 
Бог пристально следит за поступками людей, Он видит каждый совершаемый ими шаг.

Нет такой тьмы, такого мрака, где злодеи могли бы скрыться.
 
Нет ни тени глубокой, ни тёмного места, где может скрыться приносящий зло.

Потому не назначает Он человеку срока,9 когда явиться на Божий суд.
 
И поэтому нет нужды для Бога назначать даты Своего суда, чтоб людям для правосудия предстать.

Могучих Он сокрушает без суда и следствия10 и ставит других на их место,
 
Властителей, зло приносящих, не спрашивая истребляет Бог и выбирает новых.

потому что Он знает дела их, в одну ночь Он всё изменит — и будут они уничтожены.
 
Поскольку Он следит за всеми их делами, Он низлагает их и в час ночной им уничтожение шлёт.

За их злодеяния сокрушает Он их,11 у всех на виду
 
За беззакония карает их Господь, и прилюдно Он накажет их за то,

за то, что от Него они отвернулись, о путях Его и не помышляли;
 
что следовать они Ему не захотели и волей Его пренебрегли.

потому и достиг Его слуха стон угнетенных, стоны бедняков Он услышал.
 
Они — причина вопля бедных, когда взывают они о помощи Господней. И плач нуждающихся услышал Он.

А12 если Он и смолчит — кто Его обвинит?13 Если скроет Свой лик — кто упрекнет?14 Над народом Он и человеком,15
 
Но, если Он молчит, кто Бога может осудить? Если лицо Своё Он прячет, кто Его увидеть сможет? Он всё равно остаётся властителем над людьми и народами.

чтобы безбожник не царствовал, не расставлял народу ловушки.
 
Господь не позволит царствовать грешному или злому.

Не разумней ли сказать Богу:16 „Я наказан,17 впредь грешить не стану;
 
Допустим, скажет Богу человек: „Да, я виновен, но отныне не грешу”.

научи меня тому, чего не знаю,18 если совершил я грех, больше не буду“…
 
Научи меня, Боже, открой мне те грехи, которые без ведома своего я совершил, и если плохо поступил я, то больше этого не будет.

По-твоему, Бог тебя наградит за то, что вину свою ты отрицаешь? Ты решил так, не я,19 скажи, что же ты знаешь!
 
Иов, ты хочешь, чтоб Господь тебе награду дал, но ты раскаяться не хочешь. Принять решение ты должен, а не я! Скажи, Иов, что думаешь ты?

Люди разумные со мной согласятся, мудрый, кто слышит меня, признает:
 
Мудрый, послушав меня, сказал бы:

Иов говорит безрассудно, в словах его нету смысла.
 
„Иов глупость говорит, в словах его нет смысла”.

О если б Иов до конца был изобличен за свои ответы, что больше подошли бы нечестивцу!
 
Я думаю, Иов достоин наказания намного большего, поскольку нам он отвечает так, как ответили бы злые.

Ко грехам своим прибавляет он кощунство,20 над нами глумится,21 и бесчисленны слова его против Бога».
 
Иов к грехам своим прибавляет непослушание, он сидит перед нами, нас оскорбляя, и насмехается над Богом».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Вероятно, в этих словах содержится ирония в адрес друзей Иова.
6  [2] — Или: выставлен лжецом. Друг. возм. пер.: неужели против своей правоты я буду лгать?
6  [3] — Пер. по друг. чтению. Букв.: стрела — т. е. стрела Божья, которая нанесла раны.
11  [4] — Или (ближе к букв.): по путям.
16  [5] — Или: если есть у тебя разум.
17  [6] — Такое чтение отражено в нескольких масоретских рукописях и Таргуме. Ленинградский кодекс: как ты можешь Праведного и Всемогущего винить? Это чтение больше согласуется со следующим стихом.
18  [7] — В одной из евр. рукописей и в Вульгате: который говорит царю, что он негодный человек, вельможам говорит, что они нечестивы (власть Бога превыше власти царей и вельмож).
20  [8] — Букв.: народ (сражен) ударом / потрясением и исчезает.
23  [9] — Смысл этой строки, по-видимому, в том, что Богу не требуется никакое судебное разбирательство (ср. ст. 24), поскольку истину Он знает и без суда. Наказание грешникам воспоследует внезапно и мгновенно («умирают они в одночасье»). Это ответ на жалобы Иова о том, что он хотел бы судиться с Богом (23:3 слл.).
24  [10] — Или: без счета (ср. 5:9; 9:10; 36:26).
26  [11] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст неясен. Друг. возм. пер.: сокрушает Он их, как нечестивцев.
29  [12] — Смысл ст. 29−33 не вполне ясен.
29  [13] — Друг. чтение: кто сможет нарушить покой.
29  [14] — Пер. по друг. чтению; масоретский текст: кто увидит.
29  [15] — Т. е. Он властвует и над каждым отдельным человеком, и над народами. Масоретский текст: будь то народ или человек. Перевод в тексте основан на друг. чтении.
31  [16] — Или: разве скажет (нечестивец) Богу.
31  [17] — Или: я заблуждался.
32  [18] — Букв.: не вижу.
33  [19] — Или: тебе выбирать, не мне.
37  [20] — Букв.: бунт / преступление.
37  [21] — Букв.: хлопает в ладоши.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.