Притчи 1 глава
Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Библейской Лиги ERV
Притчи1 Соломона, сына Давида, царя израильского, записанные в назидание потомкам,
Эти притчи — мудрое поучение Соломона, сына Давида, царя Израиля.
чтобы постигать мудрость,2 внимать наставлениям и понимать глубокомысленные изречения,
Притчи написаны для того, чтобы люди обрели мудрость, научились принимать наставления и понимать мудрые изречения.
чтобы учиться правилам благоразумия,3 праведности, справедливости и честности.
Они написаны для того, чтобы люди учились благоразумию, добру, справедливости и честности,
Помочь людям простым обрести проницательность, а юношам — знание4 и рассудительность.
чтобы даже глупец научился принимать мудрые решения, а юноша, полагаясь на обретённое знание, смог применить его в различных жизненных ситуациях.
Мудрый послушает — и приумножит ученость свою, и разумный найдет ценный совет,
Даже мудрые люди должны внимательно следовать этим наставлениям, потому что они узнают ещё больше и станут ещё мудрее, и тогда смогут справиться с любыми сложностями.
чтобы понимать притчи и иносказания, изречения мудрецов и их загадки.
Тогда люди поймут смысл мудрых историй и притч и научатся понимать загадки мудрецов.
Начало5 всякого познания — благоговение пред ГОСПОДОМ;6 глупец же презирает мудрость и наставление.
Человек должен прежде всего научиться почитать Господа и повиноваться Ему, и только после этого к нему придёт истинное знание. Но глупцы отрицают мудрость и не желают принимать поучение.
Сын мой! Наставленье отца своего слушай,7 не отвергай того, чему учила тебя8 матушка:
Сын мой, ты подчиняться должен поучениям своего отца и следовать наставлениям матери.
слова их — прекрасный венок для головы твоей, ожерелье9 — для твоей шеи.
Слова отца и матери будут тебе короной, украшающей голову, а их поучения — золотым медальоном для шеи твоей.
Сын мой! Если станут уговаривать тебя на худое разбойники,10 не соглашайся!
Сын мой, люди, склонные к греху, будут тебя искушать, но ты не должен следовать за ними.
Скажут они: «Пойдем с нами, притаимся в засаде, чтобы кровь пролить, без причины подстережем невиновных.
Эти грешники могут позвать: «Пойдём с нами, мы спрячемся и будем ждать удобного для убийства момента.
Поглотим их живьем, как Шеол,11 целиком — как покойников могила.12
Мы нападём на невинного и обречём его на смерть; сокрушив, отправим в могилу.
Награбим себе драгоценностей всяких, дома наполним добычей,
Мы похитим все драгоценности его и заполним наши дома этим добром.
Бросай жребий вместе с нами, общая будет у нас казна!»13
Так что пойдём с нами, и мы разделим с тобой добычу!»
Сын мой! Не ходи их дорогой, не вступай на их путь!
Сын мой, не следуй за людьми, склонными к греху, не иди по их стопам.
Потому что ноги их к злу устремляются, спешат пролить кровь.
Эти недобрые люди всегда готовы совершить злодеяние, они всегда спешат пролить кровь.
Напрасно сеть расставлять на виду у крылатых птиц14 —
Если ты расставляешь силки для ловли птиц у них на глазах, то ничего не поймаешь.
но разбойники на свою погибель15 таятся в засаде, самих себя они погубят!16
Однако злые попадают в свои же ловушки: они стремятся причинить вред другим, но на самом деле лишь себе вредят.
Таков удел17 всякого, кто алчен до наживы: жизнью расплатится тот, кто завладел чужим.
Такова судьба всякого, кто жаждет завладеть чужим добром. Алчных людей погубит всё то, что они отобрали у других.
Премудрость на улицах вопиет, на площадях громко звучит ее голос,18
Послушай! Мудрость пытается учить людей, она взывает к ним на базарах и улицах.
на людных19 перекрестках взывает, у ворот городских20 держит речь:
Она обращается к ним на людных перекрёстках; вблизи городских ворот она, стараясь привлечь внимание людей, говорит:
«Наивные вы люди! Долго ли вы будете тешить себя собственной наивностью? Долго ли кощунники21 будут упиваться кощунством, а глупые — ненавидеть знание?
«Как долго вы, глупцы, будете творить неразумное и смеяться надо мной; как долго будете презирать знание?
Обернитесь и прислушайтесь к обличениям моим! И тогда я изолью на вас дух свой, поделюсь с вами словом своим!
Вам необходимо было слушать мои советы и поучения, я поделилась бы с вами всем, что мне известно, я передала бы вам все мои знания.
Ведь я звала — вы противились мне, протягивала руку — не замечали.
Но вы отказались слушать меня, когда я старалась помочь, я протянула вам руку, но вы отказались от помощи.
Вы отвергали мои советы, не принимали моих обличений.
Вы отвернулись от меня и моих советов, вы отказались принять мои слова.
Вот теперь и я посмеюсь над вашим несчастьем, позлорадствую, когда ужас поразит вас!
Поэтому я буду смеяться над вашими бедами, буду наслаждаться, видя ваши несчастья.
Как ураган, обрушится на вас ужас, как вихрь, нагрянет несчастье, и придет скорбь и страдание.
Великие беды придут к вам подобно грозе, заботы согнут вас как сокрушительный ветер, печаль великим бременем ляжет на вас.
Тогда будут звать меня — не откликнусь, будут разыскивать — не отыщут.
Когда глупцы будут меня о помощи молить, я им не помогу, они будут меня искать, но не найдут.
Потому что знание они возненавидели и не избрали путь благоговения пред ГОСПОДОМ,22
Я им не помогу, потому что они никогда не желали моего знания, а также отказались чтить и бояться Господа.
совету моему не вняли и с презрением отвергли обличения мои.
Глупые отказались от моих советов и не хотели следовать учениям моим.
Они будут пожинать плоды своих поступков,23 злыми замыслами своими насытятся.
Они лишь следовали своим собственным желаниям, и тем самым навлекли на себя заслуженную погибель.
Потому своенравие погубит невежд и самодовольство приведет глупых к гибели.
Глупцы умирают, отказываясь следовать мудрости, они с радостью продолжают свой неразумный путь, и это несёт им уничтожение.
Но тот, кто внимает мне, будет жить в безопасности, не страшась беды».
Однако будет безопасно жить человек, слушающий меня, он будет жить спокойно, не боясь зла».
Примечания:
Под редакцией Кулаковых 1 [1] — Евр. машал — притча, аллегория (Иез 17:2), изречение (1 Цар 10:12; 24:14, Иез 12:22), сравнение, иносказание (Иез 20:49), пословица.
2 [2] — Евр. хохма многозначно, оно означает как (пре)мудрость, так и умение, искусство, опытность.
3 [3] — Или (ближе к букв.): наказу вразумляющему.
4 [4] — В Книге притчей слово знание (или: познание) не равно по своему значению соответствующему слову в русском языке или в греческой философии. Им обозначается не эрудированность, но, прежде всего, знание воли Господней, жизнь в соответствии с Его повелениями.
7 [5] — Или: суть.
7 [6] — Букв.: страх / трепет Господень; то же в друг. подобных случаях.
8 [7] — Глагол «слушать», «слышать» во всей Библии имеет также значение «повиноваться, подчиняться» (ср. русское «слушаться»).
8 [8] — Евр. тора — здесь это и учение, и все необходимые для жизни духовные знания.
9 [9] — На Древнем Востоке ожерелье носили в качестве украшения не только женщины, но и мужчины, ср. Пс 72:6; Суд 8:26.
10 [10] — Друг. возм. пер.: грешники.
12 [11] — Шеол — место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол, как верили евреи, попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10).
12 [12] — Букв.: как нисходящих в могилу.
14 [13] — Букв.: сума / кошель.
17 [14] — Текст неясен. По-видимому, смысл этой метафоры таков: разбойники глупее птиц, которые, если видят, что на них расставляют сеть, в нее не попадутся.
18 [15] — Букв.: для (пролития) их крови.
18 [16] — Букв.: подстерегают.
19 [17] — Букв.: путь.
20 [18] — Центральное место в начальных главах занимает персонифицированный образ Премудрости, которая призывает людей обратиться к ней. Премудрость в гл. 1—9 выступает как творческая энергия Самого Бога, Его помощница при творении, тот предвечный Божественный разум, который лежит в основе всего мироздания.
21 [19] — Букв.: шумных.
21 [20] — В древнем ближневосточном городе площадь возле городских ворот была средоточием общественной жизни. Здесь заседали старейшины города и здесь же происходил суд (ср. 22:22; 24:7; 31:23, 31).
22 [21] — Так передано евр. лец; этим словом обозначается циничный и наглый человек, который открыто глумится над понятиями добра и зла.
29 [22] — Ср. 1:7 и примеч. «б» к этому стиху.
31 [23] — Букв.: путей.