Притчи 10 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Библейской Лиги ERV

 
 

Притчи Соломона.1 Мудрый сын радует отца, а глупый — горе для матери.2
 
Это притчи Соломона: Мудрый сын осчастливит своего отца, глупый сын огорчает мать.

Обманом нажитое состояние не поможет, а праведность избавит от смерти.3
 
Не будет пользы от богатства, добытого нечестным путём, но, делая добро, человек спасается от смерти.

Не оставит ГОСПОДЬ праведника голодным, но алчные замыслы4 нечестивцев разрушит.
 
Господь заботится о праведных. Он даёт им необходимую пищу, не позволяя злым добиваться всего, что они пожелают.

Праздные руки на бедность обрекают, усердные руки богатство принесут.
 
Праздные руки приносят нищету, трудолюбивые руки приносят богатство.

Разумный сын в страду хлеб убирает, а тот, который спит в жатву, позорит отца.
 
Умный сын вовремя собирает урожай, а спящий во время жатвы будет опозорен.

Благословения венчают голову праведника, а уста нечестивцев таят насилие.5
 
Добрые люди приносят благословение праведным, а слова же злого лишь скрывают его подлые намерения.

Память о праведнике вовеки благословенна,6 а имя нечестивца в прах обратится.
 
Добрый человек оставляет добрую память, злой человек будет быстро забыт.

Сердце мудрое повинуется заповедям, а уста глупца навлекают несчастья.7
 
Мудрый человек принимает чужие советы, а болтливый глупец навлекает на себя беду.

Кто непорочно живет, тому бояться нечего,8 а кто петляет,9 изобличен будет.
 
Честному человеку опасность не грозит, но кто обманывает, тот будет пойман.

Кто лукаво подмигивает, причиняет боль, и уста глупца навлекают несчастья.10
 
Скрывающий правду подвержен многочисленным страданиям, а говорящий открыто сотворяет мир.

Уста праведного — живительный родник, а уста нечестивцев таят насилие.
 
Слова доброго человека — источник жизни, слова же злого лишь скрывают насилие его.

Ненависть раздувает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
 
Ненависть приводит к раздору, а любовь прощает все ошибки.

На устах разумного пребывает мудрость, а спина глупца — для палки.
 
Умные люди изрекают мудрость, а глупцы без побоев ничему не научатся.

Мудрец бережет знания, а речи глупого — неминуемая гибель.
 
Мудрые люди спокойны и учатся новому, глупцы своими речами приносят себе несчастья.

Богатство для богача что город укрепленный,11 а нищета для бедного — погибель.
 
Богатство хранит богатого, бедность разрушает бедняка.

Все старания праведника — к созиданию жизни, а у нечестивца вся прибыль — для греха.12
 
Поступки доброго приносят жизнь, а злого — грех.

Кто внимает наставлениям,13 указывает путь жизни, кто сам отвергает обличения, тот и других совращает.
 
Кто принимает наказание, тот своим примером учит других достойной жизни. Однако тот человек, который отвергает поучение, увлекает других на грешный путь.

Уста лжеца таят ненависть, а кто сеет клевету — тот глупец.
 
Тот, кто скрывает ненависть, — лжец. Тот, кто открыто оскорбляет людей, — глупец.

При многословии не избежать греха, кто сдержан в речах, поступает благоразумно.
 
Многословие — причина многих бед, но мудрый всегда сдержан в словах.

Слово в устах праведника14 — отборное серебро, но грош цена уму нечестивых.
 
Слова доброго человека — чистое серебро, а мысли злого человека ничего не стоят.

Уста праведника пестуют15 многих, глупые же гибнут от собственного безрассудства.
 
Многим людям помогут слова доброго человека, но глупость приносит человеку погибель.

Благословение ГОСПОДНЕ дарует богатство, и не приумножить его усердием.16
 
Благословение Господа является источником богатства, а упорный труд не умножит его.

Глупец услаждает себя гнусными замыслами, а разумный человек — мудростью.
 
Глупый наслаждается своими грешными делами, а мудрый счастлив мудростью своей.

Что страшит нечестивца, то его и постигнет, а желания праведных исполнятся.
 
Глупый будет побеждён тем, чего он боится, а добрый человек получит всё, о чём мечтает.

Налетит буря — и нет нечестивца, а праведник устоит вовек.
 
Когда нахлынут беды, злых постигнет смерть, а праведных ничто не потревожит.

Что уксус для зубов, что дым в глаза — таков лентяй для тех, кто дает ему поручения.
 
Никогда не позволяй ленивому исполнять твои поручения; его просить о помощи также противно, как пробовать уксус или страдать от дыма, режущего глаза.

Благоговение пред ГОСПОДОМ дарует долголетие, а годы нечестивцев сочтены.
 
Кто Господа чтит, тот долго живёт, злобные же люди теряют годы жизни.

Чаяния праведников радуют сердце, а надежда нечестивцев погибнет.
 
Надежды доброго приносят счастье, а надежды злобных уничтожают всё.

Путь ГОСПОДЕНЬ — надежное прибежище для непорочного, а для злодеев — погибель.
 
Господь хранит добрых людей и сокрушает тех, кто зло творит.

Праведник вовеки непоколебим будет, а нечестивых не будет на земле.
 
Добрые люди будут всегда вне опасности, покинуть землю будут вынуждены злые.

Уста праведника источают мудрость,17 а язык гнусный вырван18 будет.
 
Добрые люди всегда говорят мудрые вещи, но тех, кто приносит несчастья, люди не будут слушать.

Уста праведника ведают то, что благо, а речь нечестивцев порочна.19
 
Добрые люди дают правильные советы, всё, что говорят злые, приносит лишь несчастье.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Отсюда и до 22:16 следует собрание отдельных изречений Соломона.
1  [2] — Вторая часть стиха почти дословно совпадает с 15:20.
2  [3] — Стих почти дословно совпадает с 11:4.
3  [4] — Букв.: желания.
6  [5] — Друг. возм. пер: насилие закроет уста нечестивцев, т. е. им воздастся тем же, что совершали они сами; та же строка повторяется в 10:11.
7  [6] — Или: праведника поминают при благословении.
8  [7] — Или: отвержение; то же в ст. 10.
9  [8] — Или (ближе к букв.): кто ходит в непорочности, ходит уверенно.
9  [9] — Букв.: искривляет пути свои.
10  [10] — LXX: а тот, кто открыто обличает, миротворец.
15  [11] — Эта часть стиха совпадает с первой частью 18:11.
16  [12] — Друг. возм. пер.: награда праведнику — жизнь, урожай нечестивца — наказание за грехи.
17  [13] — Или: обличениям.
20  [14] — Букв.: язык праведника.
21  [15] — Букв.: пасут; праведник здесь сравнивается с пастухом.
22  [16] — Или: и печали не прибавляет.
31  [17] — Букв.: плодоносят мудростью; ср. 12:14; 13:2; 18:20
31  [18] — Букв.: отрублен. В этой притче уста праведника метафорически отождествляются с плодоносящим деревом, а язык нечестивого — с бесплодным.
32  [19] — Или: коварна.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.