Притчи 13 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Библейской Лиги ERV

 
 

Мудрый сын помнит отеческое наставленье, а бесстыдный — не принимает обличений.
 
Мудрый сын внимательно слушает отца, когда тот говорит, что делать, однако гордец не слушает, когда его пытаются поправить.

От плода уст своих человек вкусит добро,1 а душа вероломных лишь жаждет насилия.
 
Добрый человек насладится плодами речей своих, но неблагонадёжный лишь клевету распространяет.

Кто сдержан в речах — жизнь свою сбережет, а кто рта не закрывает — погубит себя.
 
Кто осторожен в своих речах, тот сбережёт себя, того, кто говорит бездумно, ждёт несчастье.

Гложет праздного голод, да утолить его нечем,2 а усердный будет есть досыта.
 
Ленивый желает, но не получает, у того же, кто прилежно трудится, всего вдоволь.

Лживое слово ненавистно праведнику, а нечестивец себя запятнает и опозорит.
 
Добрые люди ненавидят ложь, злые же говорят ложь, которая унижает и срамит.

Праведность ограждает тех, чей путь непорочен, а грешника погубит его нечестие.
 
Доброта предохраняет искренних людей, но зло порабощает тех, кто любит грех.

Иной, ничего не имея, выдает себя за богатого, другой же при большом состоянии прибедняется.
 
Есть люди, ведущие себя как богачи в то время, когда они ничего не имеют. Другие ведут себя скромно, хотя и богаты они.

Бывает, что богатством своим человек выкупает себе жизнь, а бедный и угрозы3 не услышит.
 
Может так случиться, что богатому человеку придётся заплатить выкуп за свою жизнь, бедному же это не грозит.

Радостен свет у праведных, а светильник нечестивых погаснет.
 
Добрый человек словно яркий свет, а свет злого угасает.

Легковесный человек4 разжигает ссоры, но среди тех, кто ищет совета, — мудрость.
 
Гордыня лишь приводит к спорам, но тот, кто слушает советы, — мудр.

Богатство случайное5 рассеется, а собранное многими трудами6 — приумножится.
 
Деньги исчезнут у того, кто их обманом получил, но тот, кто вложил в них свой труд, увеличит богатство.

Отдаленная7 надежда сердце томит, но исполнение желаний древу жизни подобно.
 
Неисполненные надежды вселяют в сердце грусть, но, если надежды твои сбылись, тебя наполняет радость.

Презрение к слову губит человека, а кто почитает заповедь — получит награду.
 
Кто пренебрегает заповедью, навлекает на себя погибель, тот же, кто чтит заповедь, будет вознаграждён.

Учение мудреца — живительный родник, уберегающий от гибельной западни.
 
Наставления мудрого возвращают жизнь, а его слова помогают избежать смертельной западни.

Благоразумие завоевывает расположение людей, а путь коварных ведет к погибели.8
 
Разумный человек — в почёте у людей, но жизнь тяжела для тех, кому доверять нельзя.

Всякий разумный человек действует со знанием дела, а глупец и не скрывает своего невежества.
 
Мудрый думает, прежде чем сделать, но глупец доказывает свою глупость своими же делами.

Лживый9 посыльный в беду попадет, а надежный вестник несет исцеление.
 
Если гонец, приносящий весть, не имеет доверия, вокруг него будет беда, но мир всегда вокруг того, кому доверяют.

Отвергающий наставленье обрекает себя на нищету и позор, а кто принимает обличение10 — будет почитаем.
 
Позор и бедность ждут того, кто не учится на своих ошибках, но если он слушает порицание, то извлекает пользу.

Исполнение желаний приносит радость,11 но невыносимо глупцу сторониться зла.
 
Исполнение желания приносит радость, глупый же никогда не захочет уклониться от зла.

Вместе с мудрым пойдешь — сам мудрее станешь, с глупцами свяжешься — будешь страдать.
 
Дружи с мудрыми и тогда сам станешь мудрым, а поведись с глупцами, и тебя ожидают беды.

Грешников зло преследует, а праведникам воздастся добром.
 
Несчастья преследуют грешников, доброму же воздаётся добром.

Добрый оставит наследство и внукам, а богатство грешника достанется праведнику.
 
Добрый оставит наследство детям и внукам, а богатство злых в конце концов перейдёт в руки к праведным.

И на поле бедняка бывает богатый урожай, но от беззакония пропадает.12
 
Во владении у бедняка может находиться плодородная земля, но бесхозяйственность её погубит.

Кто скуп на розги, тот сына своего ненавидит, а кто любит — старается вразумить его.13
 
Родители, искренне любящие своего ребёнка, поправляют его. Чем больше ты любишь своего ребёнка, тем быстрее ты наставишь его на путь истинный.

Праведник ест, пока не наестся, а чрево нечестивцев не насыщается.14
 
У добрых людей будет вдоволь еды, а злые изголодаются.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: добрым плодом своих речей насытится человек.
4  [2] — Или (ближе к букв.): жаждет душа ленивого, но тщетно.
8  [3] — Букв.: упрека.
10  [4] — Так по друг. чтению; друг. возм. пер.: где гордыня, там и ссора.
11  [5] — Или: приобретенное быстро.
11  [6] — Или (ближе к букв.): по крупицам.
12  [7] — Или: несбыточная.
15  [8] — Так по друг. чтению; друг. возм. пер. (по масоретскому тексту): а коварных с их пути не собьешь.
17  [9] — Букв.: нечестивый.
18  [10] — Или: предостережение.
19  [11] — Или: наполняет жизнь удовольствием.
23  [12] — Или: но беззаконники его отнимают.
24  [13] — Или: сызмальства строго его воспитывает.
25  [14] — Или (ближе к букв.): а в чреве у нечестивцев пусто.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.