Притчи 16 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Библейской Лиги ERV

 
 

Слагает человек мысли в своей душе, но речь из уст его — от ГОСПОДА.1
 
Человек лишь предполагает, что сказать, но только Господь вкладывает ему в уста нужные слова.

Все пути человека безупречны2 в его глазах, но ГОСПОДЬ испытует3 души.
 
Человек считает праведными свои дела, но Господь судит искренность поступков.

Все дела свои ГОСПОДУ доверь, и задуманное тобой свершится.
 
Во всех делах твоих обращайся за помощью к Господу, и тогда тебя ждёт успех.

Всё сотворил ГОСПОДЬ с определенной целью, и даже нечестивца — для дня бедствия.
 
У Господа на всё есть планы, и поэтому Он уничтожит злобных.

Мерзость для ГОСПОДА — человек высокомерный, не сомневайся, безнаказанным он не останется.
 
Господу неугоден тот, кто ставит себя выше других. Он непременно накажет гордецов.

Любовью неизменной и верностью искупается грех, благоговенье пред ГОСПОДОМ отведет от зла.
 
Истинная любовь и верность сделают тебя чистым от греха. Почитай Господа, и будешь ты вдали от зла.

Если угодны ГОСПОДУ поступки человека, то даже врагов его Он с ним примирит.4
 
Живущий праведно Господу угоден, и даже враги такого человека будут в мире с ним.

Лучше скромный достаток, да в праведности, чем прибыль большая, да без справедливости.
 
Лучше немного приобрести правдой, чем много, но обманом.

Человек сам решает, по какой дороге идти, но ГОСПОДЬ придает твердость его поступи.5
 
Человек строит планы, но лишь Господь ведёт по жизни человека.

В слове царя — Божья воля,6 в приговоре своем он не ошибется.
 
Слово царя — закон, его решения справедливы.

Верные весы и подлинная мера — от ГОСПОДА, и точные гири в суме Им задуманы.7
 
Господь хочет, чтобы все весы были верны и все соглашения справедливы.

Мерзость для царей — творить зло,8 престол ведь справедливостью держится.
 
Цари ненавидят дела злых. Доброта придаёт его царству силу.

Угодны царю честные уста, любит он тех, кто говорит правду.
 
Цари всегда хотят слышать правду, им нравятся люди, которые не лгут.

Гнев царя предвещает смерть, но мудрый человек отвратит гнев.
 
Царь в гневе может убить, но мудрый человек постарается, чтобы царь был счастлив.

В светлом взоре царя — жизнь, благоволение его — что весенний дождь.9
 
Если счастлив царь, то жизнь лучше для всех. Его расположение — приятный весенний дождь.

Приобретать мудрость — лучше золота: и обрести разумение — предпочтительней серебра.
 
Мудрость стоит дороже золота, разум стоит дороже серебра.

Дорога честных отведет от зла, сбережет она жизнь всякому, кто с пути своего не свернет.10
 
Добрые люди стараются жить вдалеке от зла. Кто осторожен, тот защитит себя.

За гордыней вслед идет погибель, за высокомерным духом — паденье.
 
Гордому человеку грозит погибель, высокомерному грозит поражение.

Лучше со смиренным духом жить среди бедных, чем с надменными делить добычу.
 
Лучше быть смиренным и жить среди бедных, чем делить богатство с высокомерными.

Кто вникает в дело11 — обретет благополучие, а кто на ГОСПОДА уповает, благо тому.
 
Тот, кто слушает советы других, преуспеет, и тот, кто надеется на Господа, будет благословен.

Сердцем мудрый прослывет разумным, а ласковая речь всякого убедит.12
 
Если мудр человек, другие это поймут, и тот, кто осторожно выбирает слова, может убедить любого.

Благоразумие — живительный родник для тех, кто им обладает, а глупость — глупцам наука.13
 
Здравый смысл словно источник чистой воды, а глупые ничего не видят, кроме глупости своей.

У кого в сердце мудрость, у того и речь умна, и слова14 его убедительны.
 
Мудрый думает, прежде чем говорить, и сказанное им внимания достойно.

Доброе слово что сотовый мед, душу оно усладит и тело15 исцелит.
 
Добрые слова подобны мёду: приятны и целебны для человека.

Видится человеку путь его прямым, а в конце окажется он дорогой к смерти.16
 
Есть путь, который людям кажется правильным, но он ведёт к смерти.

Пустой желудок17 заставляет работника трудиться — рот голодный его подгоняет.
 
Голод работающего заставляет его работать ради хлеба.

Нечестивец18 замышляет зло, и на устах его — словно огонь испепеляющий.
 
Ничтожный человек замышляет недоброе, его советы опасны, как бушующий огонь.

Коварный человек сеет раздоры, и сплетник разлучает друзей.
 
Склочник — всегда причина ссор, а сплетник разрушает дружбу.

Злодей обольщает ближнего, увлекает его на путь недобрый.
 
Вспыльчивый причиняет беды друзьям и ведёт их по неверной дороге.

Вот он щурится — значит, коварство на уме, губы закусывает — зло у него наготове.
 
Подмигивая и ухмыляясь, злые задумывают обмануть и оскорбить друзей.

Седина — венец славы, обретается она на праведном пути.
 
Седина — корона славы, она приходит от праведной жизни.

Выдержка лучше силы,19 кто собой владеет — сильнее покорителя городов.
 
Лучше быть терпеливым, чем смелым воином, лучше владеть своим гневом, чем целым городом.

Бросают жребий в полы одежд, но что выпадет, ГОСПОДЬ решает.20
 
В поисках решения люди бросают жребий, но ответ лишь от Господа приходит.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: человеку (принадлежат) планы ума / сердца, но от Господа — ответ языка. Во всей Книге притчей придается большое значение слову, сказанному вовремя. Тщательно обдумывать свои мысли во власти самого человека, но способность вовремя сказать нужное слово — дается Господом.
2  [2] — Букв.: чисты.
2  [3] — Букв.: Господь взвешивает. Этот стих почти дословно повторяется в 21:2.
7  [4] — Или: принудит Он к миру с ним.
9  [5] — Друг. возм. пер.: но Господь направляет человека на пути. Слова «путь, дорога, шаги» в Книге притчей многозначны. Это и нравственный выбор между добром и злом (1:15; 15:9), это и поступки человека, его поведение (14:2; 16:2), а также его судьба (ср. русское выражение «жизненный путь», см. 3:6; 20:24).
10  [6] — Букв.: прорицание на устах царя. Выражением «Божья воля» передано евр. кесем, которое означает «прорицательное слово», и его не следует понимать буквально. Эта пословица скорее указывает на то, что является идеалом (ср. ст. 12). В ВЗ, за исключением данного стиха, евр. слово кесем выступает как синоним «ворожбы», «гадания», «колдовства» лжепророчествующих и имеет резко отрицательное значение (см. Иер 14:14; Иез 13:6,23; Иез 21:21−23). Об обязанности царя знать и исполнять Закон, см. Втор 17:18−20.
11  [7] — Букв.: Его дело.
12  [8] — Это, скорее, свидетельство о моральном долге, идеале, а не описание исторической действительности.
15  [9] — Букв.: тучка с весенним дождем. Весенние дожди идут в Палестине в апреле-марте; они очень важны для будущего урожая. Начало года по еврейскому календарю приходится на осень (Исх 23:16; Исх 34:22), потому весенние дожди называются поздними (ближе к концу еврейского года) в противоположность ранним дождям, которые идут с конца октября по начало декабря (ближе к началу еврейского года).
17  [10] — Букв.: кто хранит путь свой. В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.
20  [11] — Или: внемлет (мудрому) слову.
21  [12] — Или: сладость уст прибавляет разума.
22  [13] — Словом наука передано евр. мусар, которое, с одной стороны, означает «наставление, учение, правила» (см., напр., 1:2,7,8 и др.), с другой — «наказание, упрек, укор» (3:11; 6:23 13:24). В тексте, таким образом, намеренная двусмысленность: «учение глупцов — их собственная глупость», и одновременно с этим она же — «их наказание и укор им».
23  [14] — Букв.: уста.
24  [15] — Букв.: кости.
25  [16] — Стих дословно повторяет 14:12.
26  [17] — Так здесь переведено многозначное евр. нефеш, которое, помимо самого распространенного значения «душа, жизнь», может также означать «желание, голод» (см. в этом значении 6:30; 23:2; 27:7; Втор 14:26; Втор 23:24; Иов 33:20).
27  [18] — Или: развратник.
32  [19] — Или: выдержанный (человек) лучше храбреца.
33  [20] — Представление о том, что при помощи жребия можно узнать волю Господа, характерно для ВЗ, см. Суд 1:3, Ис 34:17, Лев 16:8,1Цар 14:41; 1Цар 28:6; Ион 1:7; ср. также Деян 1:26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.