Притчи 29 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Библейской Лиги ERV

 
 

Кто и после многих обличений упорствует, в один миг будет сокрушен, и не будет ему исцеленья.1
 
Если человек упрям и не принимает поучений, тогда он будет уничтожен, и ничто ему больше не поможет.

Когда праведники сильны2 — народ радуется, когда нечестивец правит — народ стонет.
 
Когда правитель добр, то и народ счастлив, но когда у власти злой, то все жалуются.

Кто любит мудрость — радует своего отца, а кто до распутниц охоч — промотает состояние.
 
У любящего мудрость отец очень счастлив, а если человек выбрасывает деньги на блудниц, то он потеряет всё состояние.

Правосудием царь укрепит страну, а любящий подношения3 разорит ее.
 
У справедливого царя народ будет сильным, а у себялюбивого царя, требующего многочисленных даров, народ будет слабым.

Кто ближнему своему льстит — расставляет сети на пути его.
 
Пытающийся получить желаемое, говоря приятное другим, себе же расставляет ловушку.

Злодей попадет в ловушку собственного греха, а праведник будет петь и радоваться.
 
Злобные побеждены своими грехами, но добрый может петь и быть счастливым.

Радеет праведник о правосудии для бедняка, а нечестивцу и не понять этого.4
 
Добрые пытаются сделать правильное для бедных, но злым всё равно.

Бесстыдные люди порождают смуту в городе, а мудрые укрощают гнев.
 
Высокомерные люди, которые смеются над праведностью, — причина многих бед, смущающих целые города, но мудрые способны умиротворить разгневанных.

Если мудрый с глупым будет судиться5 — не будет знать, куда деваться от гнева и насмешек глупого. 6
 
Если мудрый пытается уладить дело с глупым, последний будет спорить и говорить глупости, и они никогда не договорятся.

Жаждущим крови ненавистен непорочный, а честные о жизни его заботятся.7
 
Убийцы всегда ненавидят честных людей, а злые хотят сжить со света всех праведников.

Глупец дает гневу полную силу, а мудрый сдерживает свой гнев.
 
Глупый сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках.

Если сам правитель внимает лжи, то и все слуги его будут нечестивы.
 
У правителя, выслушивающего ложь, будут плохие советники.

Лишь в одном бедняк и угнетатель едины:8 обоим ГОСПОДЬ даровал свет в очах.9
 
В одном и бедняк, и его притеснитель одинаковы: им обоим дал жизнь Господь.

Если царь справедливо судит бедных, то престол его навеки утвердится.
 
Царь, который к бедным справедлив, будет царствовать долго.

Розга и обличение дают мудрость, а ребенок, оставленный без воспитания, — мать позорит.
 
Наказание и наставление полезно детям. Ребёнок, которому родители позволяют делать всё что угодно, опозорит мать.

Больше становится нечестивцев — и греха больше, но праведники увидят их падение.
 
Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде, но добрые победят в конце концов.

В строгости воспитывай10 сына своего — и будешь спокоен, и душа твоя на него не нарадуется.
 
Наказывай сына, когда он неправ, и всегда будешь им гордиться. Он никогда тебя не опозорит.

Без пророческого откровения народ теряет чувство меры,11 но благо тому, кто хранит Закон.
 
Если Бог не ведёт народ, то не будет мира стране. Но подчиняющийся законам Бога народ будет счастлив.

Словами раба не вразумишь: даже если поймет он слово, ему не последует.
 
Слуга ничему не научится, если ты будешь только говорить с ним. Он, может, и поймёт твои слова, но подчиняться им не станет.

Ты видал человека, опрометчивого в словах? Даже у глупца не всё так безнадежно!
 
У глупого больше надежды, чем у того, кто говорит не подумав!

Если с юности балуешь раба, он наследником твоим стать захочет. 12
 
Если дашь слуге всё, что он пожелает, то он станет расточительным слугой.

Человек гневливый сеет раздоры, вспыльчивый — множество грехов совершает.
 
Сердитый является причиной ссор, а вспыльчивый виноват во многих грехах.

Гордыня унижает человека, а дух смиренный стяжает ему славу.
 
Гордыня принесёт унижение тебе, а покорность — честь и уважение.

Кто знается с вором — сам себе враг: слышит проклятье и не доносит на вора. 13
 
Принимая соучастие в преступлении, ты сам себе становишься наихудшим врагом. И тогда, даже под угрозами судей, ты побоишься дать правдивое показание.

Страх перед людьми загоняет в ловушку, но кто на ГОСПОДА уповает — спасется.
 
Страх словно ловушка, но верующий в Господа будет спасён.

Многие ищут благосклонности владыки, но справедливый суд — у ГОСПОДА.
 
Многие хотят дружить с правителем, но Господь единственный, Кто судит справедливо.

Мерзок праведникам беззаконник, а нечестивцам мерзок честный человек.14
 
Добрым людям мерзки неправедные, а злым мерзки живущие праведно.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 6:15.
2  [2] — Букв.: умножаются. Друг. возм. пер.: у власти.
4  [3] — Или: тот, кто облагает (страну непомерной) данью.
7  [4] — Или: знать ничего не желает. Букв.: нечестивец не понимает знания. Ср. 28:5.
9  [5] — Или: ввяжется в спор.
9  [6] — Букв.: он гневается и смеется, и нет покоя.
10  [7] — Точный смысл масоретского текста неясен. Друг. возм. пер.: праведники ищут его душу.
13  [8] — Букв.: встречаются; ср. похожий оборот в 22:2.
13  [9] — Т. е. дал жизнь, ср. Пс 12:4; Иов 33:30, Эккл 11:7.
17  [10] — Букв.: наказывай.
18  [11] — Букв.: распущен / бесстыден.
21  [12] — Перевод предположителен; Друг. возм. пер.: потом беда случится.
24  [13] — Те проклятья, которые сыплются на голову вора, либо проклятья, которыми судья на суде грозит тем людям, кто, зная обстоятельства дела, о них не доносит, ср. Лев 5:1.
27  [14] — Букв.: идущий прямым путем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.