По Матфею 25 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Библейской Лиги ERV

 
 

Тогда в Царстве Небесном то же самое произойдет, что случилось с десятью девами,1 которые вышли со своими светильниками встречать жениха.
 
«В тот День Царство Небесное будет подобно десяти девушкам, которые взяли лампы и отправились навстречу жениху.

Пять из них неразумными2 были, и пять были мудрыми.3
 
Пять из них были мудры, а другие пять — глупы.

Неразумные, взяв свои светильники, не захватили с собой масла,
 
Глупые взяли лампы, но не взяли масла.

а мудрые взяли вместе со светильниками и кувшинчики с маслом.
 
Мудрые же вместе с лампами взяли и масло в кувшинах.

Жених задержался, и девы все задремали, а потом и уснули.
 
Жених задерживался, девушки захотели спать и уснули.

Но в полночь раздался крик: „Смотрите, жених! Встречайте [его]!“
 
Но в полночь раздался крик: „Вот приближается жених! Идите встречать!”

Все девы пробудились и поправили свои светильники.
 
В тот же миг все девушки встали и засветили свои лампы.

Неразумные же сказали мудрым: „Дайте нам масла, а то наши светильники гаснут“.
 
Но глупые сказали мудрым: „Дайте нам немного масла. Наши лампы догорают!”

Но мудрые ответили: „У нас не хватит масла и для себя, и для вас.4 Лучше сходите к тем, кто его продает, и купите себе“.
 
В ответ мудрые сказали: „Мы ничего не можем вам дать, так как ничего не останется ни вам, ни нам. Пойдите к торговцам и купите у них масла для ваших ламп”.

Пока же они ходили за маслом, пришел жених, и те, кто был готов, пошли с ним на брачный пир, и дверь за ними закрыли.
 
Пока те ходили за маслом, прибыл жених, и те девушки, которые были готовы, пошли на свадебный пир вместе с ним. Дверь же закрыли и заперли.

Приходят потом остальные девы и просят: „Господин! Господин! Открой нам!“
 
Наконец пришли остальные девушки и сказали: „Господин! Господин! Отвори дверь и впусти нас!”

„Одно могу сказать вам, — ответил он, — не знаю я вас“.
 
Но он ответил: „Правду вам говорю: я не знаю вас!”

Итак, бодрствуйте, ибо не знаете вы ни дня назначенного, ни часа пришествия.
 
Так бодрствуйте же, потому что неизвестен вам ни день, ни час возвращения Сына Человеческого».

В Царстве Небесном всё так же будет, как у человека, который, уезжая из дома, созвал своих слуг и поручил им распорядиться его достоянием.
 
«Царство Небесное подобно человеку, который, перед тем как отправиться в путешествие, позвал слуг и поставил их присматривать за своим имуществом.

Одному дал он пять талантов,5 другому — два, и третьему — только один, каждому в соответствии с их способностями, сам же уехал.
 
Одному из них он дал пять талантов, другому дал два таланта, а третьему дал один талант. Каждому он дал долю по способностям и после этого отправился в путешествие.

Тот, что получил пять талантов, тотчас пустил их в оборот и нажил еще пять.
 
Тот, кто получил пять талантов, сразу же пустил деньги в оборот и заработал на них ещё пять талантов.

Получивший два таланта таким же образом нажил еще два.
 
Тот, у кого было два таланта, тоже заработал ещё два таланта.

А тот, который получил один талант, пошел, выкопал в земле яму и спрятал в ней деньги своего господина.
 
Тот же, который получил один талант, пошёл, выкопал яму в земле и спрятал там деньги господина.

Прошло немало времени, вернулся господин тех слуг и потребовал у них отчета.
 
После долгого отсутствия господин вернулся и потребовал отчёта.

Получивший пять талантов пришел и принес с собой еще пять. „Господин, — сказал он, — ты дал мне пять талантов, вот еще пять, которые я нажил“.
 
Тот, кто получил пять талантов, пришёл и принес ещё пять талантов. Он сказал: „Господин, ты поручил мне пять талантов, вот ещё пять талантов, которые я заработал”.

„Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин Его, — ты был верен в малом, и я многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.
 
Господин сказал ему: „Молодец! Ты хороший и верный слуга. Ты хорошо распорядился этой малой суммой денег, и теперь я поручу тебе большую. Раздели со мной мою радость”.

Подошел и получивший два таланта. „Господин, — сказал он, — ты дал мне два таланта, вот еще два таланта, которые нажил я“.
 
Потом пришёл тот, кто получил два таланта и сказал: „Господин, ты поручил мне два таланта, вот ещё два таланта, которые я заработал”.

„Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин его, — ты был верен в малом — многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.
 
Господин сказал ему: „Молодец! Ты хороший, верный слуга. Ты хорошо распорядился небольшими деньгами, и теперь я поручу тебе большие. Раздели со мной мою радость”.

Подошел и тот, что один получил талант. „Господин, — сказал он, — я знал, что ты человек жестокий: жнешь ты там, где не сеял, и там собираешь, где не рассыпал.
 
Затем к нему подошёл тот, кто получил один талант, и сказал: „Господин, я знаю, что ты человек жёсткий. Ты собираешь урожай там, где ничего не посадил и жнёшь там, где не сеял.

В страхе пошел я и зарыл твои деньги6 в землю. Вот они, возьми свое!“
 
Я боялся тебя, поэтому я пошёл и закопал талант в землю. Вот, возьми то, что тебе принадлежит”.

И сказал ему господин его: „Нечестивый и ленивый слуга! Так ты знал, что я жну там, где не сеял, и собираю там, где не рассыпал?
 
В ответ господин сказал ему: „Ты плохой и нерадивый слуга! Ты знаешь, что я жну, где не посеял и собираю урожай, где не посадил;

В таком случае, следовало тебе отдать мои деньги в рост, чтобы, вернувшись, получил я свое с прибылью.
 
ты должен был пустить мои деньги в оборот, и тогда после своего возвращения, я получил бы своё с прибылью.

Возьмите же у него и этот талант и отдайте его тому, у кого десять талантов.
 
Возьмите у него талант и отдайте тому, у кого десять талантов.

Ибо, у кого есть, тому и еще будет дано, и дано в изобилии. У того же, у кого нет, будет взято и то, что есть у него.
 
Да, каждый, кто имеет, получит ещё и будет иметь больше, чем ему нужно; у того же, у кого ничего нет, будет отнято и то, что имеет.

А негодного этого слугу возьмите и выбросите вон, во тьму: там будет плач и скрежет зубовный“.
 
Бросьте этого нерадивого слугу во тьму бесконечную, туда, где рыдают и скрежещут зубами от нестерпимой боли”».

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и с Ним все Его ангелы, сядет Он на Свой царский престол,7
 
«Когда придёт Сын Человеческий во всей Своей славе в сопровождении Своих Ангелов, то сядет на престоле Своей славы.

и будут собраны перед Ним все народы, и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овечье стадо от козьего.
 
И тогда все народы соберутся перед Ним, и Он отделит их друг от друга, подобно тому как пастух отделяет овец от козлов.

Он поставит овец по правую, а козлов по левую сторону.8
 
Он поместит овец по правую руку от Себя, козлов же поместит по левую руку.

И скажет Царь стоящим справа от Него: „Придите все, кого благословил Отец Мой! Владейте9 Царством, приготовленным для вас от сотворения мира.
 
И тогда Царь скажет тем, кто по правую руку от Него: „Придите те, кто благословен Отцом Моим. Унаследуйте Царство, предназначенное вам от сотворения мира.

Ибо Я был голоден — и вы дали Мне есть, жаждал — и вы дали Мне пить, пришельцем был — и вы приютили Меня,
 
Это — ваша награда, потому что Я был голоден, и вы накормили Меня. Меня томила жажда, и вы дали Мне пить. Я был странником, и вы приютили Меня.

был наг — и вы одели Меня, болен был — и вы посетили Меня, в тюрьме был — и вы навестили Меня“.
 
Я был нагим, и вы одели Меня. Я был болен, и вы ухаживали за Мной. Я был в темнице, и вы навещали Меня”.

Тогда праведные спросят Его: „Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Когда жаждавшего Тебя напоили мы?
 
И тогда праведники скажут Ему в ответ: „Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили или видели Тебя томимым жаждой и напоили?

Когда мы видели Тебя пришельцем и приютили или нагого одели Тебя?
 
Когда это мы видели Тебя странником и приютили Тебя? Или видели Тебя нагим и одели?

Когда мы навещали Тебя больного или в тюрьме посетили Тебя?“
 
Когда видели Тебя больным или в темнице и ухаживали за Тобой?”

И ответит им Царь: „Скажу Я вам, сделав это одному из братьев Моих меньших, вы сделали это Мне“.
 
Царь ответит им: „Правду вам говорю: когда вы делали что-либо для одного из наименьших братьев Моих, вы делали это для Меня”.

А тем, кто по левую сторону, скажет Он: „Уйдите прочь от Меня, проклятье на себя навлекшие.10 Ступайте в вечный огонь, приготовленный дьяволу и ангелам его!
 
И скажет тогда Царь тем, кто по левую руку: „Уйдите прочь от Меня, проклятые, отправляйтесь в огонь вечный, что приготовлен для дьявола и его ангелов.

Ибо Я был голоден — вы не дали Мне есть, жаждал — вы не напоили Меня,
 
Это — наказание ваше, так как Я был голоден, но вы не накормили Меня. Меня томила жажда, но вы не дали Мне пить.

пришельцем был — вы не приютили Меня, нагим Я был — вы не одели Меня, был болен и был в тюрьме — вы не навестили Меня“.
 
Я был странником, но вы не приютили Меня. Я был болен и в темнице, но вы не позаботились обо Мне”.

Они же спросят Его: „Господи, когда же мы видели Тебя голодным, жаждущим, пришельцем, нагим, больным или в тюрьме — и не позаботились о Тебе?“
 
И тогда они спросят Его: „Господи, когда это было, что Мы видели Тебя голодным или томимым жаждой, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не помогли Тебе всячески?”

Тогда Он ответит им: „Скажу Я вам, не сделав11 этого для одного из Моих меньших братьев, вы не сделали этого и для Меня“.
 
И Царь тогда скажет им в ответ: „Правду вам говорю, что каждый раз, когда вы не помогали униженным братьям Моим, то это вы Мне не помогали”.

И пойдут они прочь: удел таковых — наказание вечное, а праведных — вечная жизнь».
 
И тогда неправедные отправятся на вечное наказание, а праведники будут наслаждаться вечной жизнью».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: Царство Небесное можно сравнить с десятью девами.
2  [2] — Или: глупыми/безрассудными.
2  [3] — Или: умными.
9  [4] — Друг. возм. пер.: как бы не оказалось недостатка у нас и у вас.
15  [5] — Талант — наибольшая в то время денежная единица. См примеч. к 18:24.
25  [6] — Букв.: твой талант.
31  [7] — Букв.: на престоле славы Своей.
33  [8] — Обычно в Палестине козы и овцы днем паслись вместе, а на ночь разделялись пастухом на два отдельных стада.
34  [9] — Букв.: наследуйте.
41  [10] — Букв.: проклятые. В отличие от благословения, которое исходит от Бога (ср. ст. 34), это проклятие и, как следствие, наказание явилось результатом выбора тех, кто не захотел творить добро.
45  [11] — Или: поскольку вы не сделали.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.