Бытие 11 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Было время, когда весь мир говорил на одном языке, пользовался одними и теми же словами.
2 Идя на восток,1 люди нашли в стране Шинар равнину и поселились там.
3 Сказали они тогда друг другу: «Будем делать из глины кирпичи и обжигать их в огне». (Так кирпич стал заменой камню, а природный битум — известковому раствору.)
4 «Что ж! Сделаем себе имя, построив город с башней до самого неба, — говорили они, — это удержит нас здесь: не будем мы по всему свету рассеяны».
5 Тогда сошел ГОСПОДЬ на землю — посмотреть на город и башню, что строили люди,
6 и сказал Он: «Если они — народ единый, с одним для всех языком — такое начали делать, воистину ни одно из их намерений не покажется им невыполнимым!
7 Сойдем же к ним и смешаем их язык так, чтобы они не понимали речи друг друга».
8 Так рассеял их ГОСПОДЬ оттуда по всей земле, и строительство города прекратилось.
9 Вот почему этот город и называется Вавилон2 — там смешал ГОСПОДЬ язык всех жителей земли. С того места Он рассеял людей по всему свету.
10 ПОТОМКИ3 СИМА.
Когда Симу было сто лет, у него родился сын Арпахшад (это произошло через два года после потопа).
11 После рождения Арпахшада Сим жил пятьсот лет, были у него и другие сыновья и дочери.
12 Арпахшаду было тридцать пять лет, когда у него родился Шелах;
13 после рождения Шелаха Арпахшад прожил четыреста три года, были у него и другие сыновья и дочери.
14 Шелаху было тридцать лет, когда у него родился Эвер;
15 после рождения Эвера Шелах прожил четыреста три года, были у него и другие сыновья и дочери.
16 Эверу было тридцать четыре года, когда у него родился Пелег;
17 после рождения Пелега Эвер прожил четыреста тридцать лет, были у него и другие сыновья и дочери.
18 Пелегу было тридцать лет, когда у него родился Реу;
19 после рождения Реу Пелег прожил двести девять лет, были у него и другие сыновья и дочери.
20 Реу было тридцать два года, когда у него родился Саруг;
21 после рождения Саруга Реу прожил двести семь лет, были у него и другие сыновья и дочери.
22 Саругу было тридцать лет, когда у него родился Нахор;
23 после рождения Нахора Саруг прожил двести лет, были у него и другие сыновья и дочери.
24 Нахору было двадцать девять лет, когда у него родился Терах;4
25 после рождения Тераха Нахор прожил сто девятнадцать лет, были у него и другие сыновья и дочери.
26 Терах прожил семьдесят лет, когда у него родились сыновья: Аврам, Нахор и Харан.
27 ПОТОМКИ ТЕРАХА.
У Тераха родились сыновья: Аврам, Нахор и Харан. У Харана родился сын по имени Лот.
28 Харан умер на родине, в Уре Халдейском, еще при жизни Тераха, отца своего.
29 Аврам и Нахор женились: жену Аврама звали Сарой,5 имя жены Нахора Милька, она — дочь Харана, который был и отцом Иски.
30 Сара была бесплодна — не было у нее детей.
31 Терах ушел из Ура Халдейского вместе с сыном своим Аврамом, внуком своим Лотом (сыном Харана) и невесткой своей Сарой, женой сына своего Аврама, чтобы идти в землю ханаанскую. Но они дошли до Харана и поселились там.
32 Терах умер в Харане, когда ему было двести пять лет.

Новой Женевской Библии

11:1−9 Этот фрагмент начинается и заканчивается словами язык и вся земля. Здесь сообщается о разобщении народов и о причинах, его вызвавших.

11:1 Слова об одном языке указывают, безусловно, на исторический период, предшествовавший описанию «семьи народов», данному в гл. 10. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратический», из которого вычленились индоевропейские (иафетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидические, картвельские и др. языки. См. Введение: Трудности истолкования.

одно наречие. Более правильный перевод: «и немногочисленные слова».

11:2 нашли в земле Сеннаар равнину. См. 10:10. Это место было колыбелью ранних цивилизаций.

11:4 построим. См. Пс 126:1.

город. См. 4:17 и ком.

прежде нежели рассеемся. Или «чтобы не рассеяться». Подобно Каину, люди пошли по пути создания человеческой цивилизации, основанной на самоутверждении и бездуховности.

сделаем себе имя. Поскольку слово «имя» подразумевает утверждение, очевидно, что строители города пытались обрести славу и бессмертие своими собственными усилиями. Бог дает вечное имя (12:2) тем, кто возвеличивает Его имя (4:26; 12:8; Ис 63:12, 14).

11:5 сошел. Антропоморфное описание, которое не следует понимать буквально.

11:6 сказал Господь. См. ком. к 11:5.

11:7 сойдем же. См. ком. к 1:1.

11:8 рассеял. Вместо того чтобы обрести славу и бессмертие, люди оказались в отчуждении и рассеянии. В прошлом изгнание стало участью Адама, Евы (3:23) и Каина (4:12). Это осуждение было также и спасением: в изолированности друг от друга народы скорее могли обратиться к Богу (12:3; Деян 17:26−27).

11:9 Вавилон. Для вавилонян название города означало «ворота бога», а не «смешение».

11:10−26 В начале эта родословная избранных, как и 5:1 32, представляет собой единую линию, но в конце разделяется, упоминая трех сыновей. Она частично перекрывается 10:21 31 и образует переход от первобытной истории к истории Аврама, приводя родословную избранного рода от потопа к Авраму.

11:10 Вот родословие Сима. Родословие Сима выделено из общего родословия «сынов Ноевых» (см. 10:1).

11:16 Фалека. См. 10:25 и ком.

11:26 семьдесят лет. Если Аран был старшим сыном, тогда 135 лет, прошедшие между его рождением и смертью Фарры (11:32), представляют собой значительный промежуток времени, достаточный для того, чтобы Нахор мог жениться на своей племяннице.

Аврама. Это имя было распространено в Вавилонии. В письменных документах встречается имя Аби-рама, который жил задолго до Аврама.

Нахора. См. ст. 22, 20−24. В древности на Ближнем Востоке детей часто называли по имени деда.

11:27 — 25:11 Повествование начинается с имени Фарры, отца Аврама, поскольку именно Фарра был родоначальником семьи. Возможно, его семья поклонялась Луне (см. Нав 24:2, 15), поэтому имена Сара и Милка могли быть связаны с именами жены бога луны Сина Шаррату («царица») и его дочери Малка («царевна»).

Семья Авраама.

11:27−32 В этом введении к повествованию представлены главные действующие лица в жизни Аврама: отец, брат, жена, невестка и племянник.

Вот родословие Фарры. В дальнейшем его имя нигде больше не будет упомянуто, поскольку он не разделял веры Аврама.

11:28 умер Аран. Дальнейшая судьба детей Арана в этой тесно связанной родственными узами семье объясняется его преждевременной смертью. Аврам усыновил Лота (ст. 31; 12:4), сына Арана, а Нахор женился на Милке, дочери Арана.

в Уре Халдейском. Обычно Ур-Касдим (Ур Халдейский) отождествляют с Мугейром, городом на берегу Евфрата, недалеко от места слияния его с Тигром. Ур, упоминающийся в различных археологических документах под названием Уру, был одним из самых древних городов Вавилонии и являлся центром поклонения божеству Луны. На месте этого города неоднократно проводились археологические раскопки.

11:29 Сара. Она была дочерью Фарры, но не являлась сестрой Авраму по матери (20:2). Закон, запрещающий браки между сводными братьями и сестрами, не был известен во времена патриархов (Лев 18:9; Лев 20:17; Втор 27:22).

жены Нахоровой... дочь Арана. Закон не запрещал жениться на племяннице.

11:30 неплодна. Это решающий момент во всей истории Аврама; только чудесное потомство, дарованное Богом, продлит род Аврама и положит начало избранному народу Божию.

11:31 вышел ...из Ура. См. Неем 9:7.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: перемещаясь на востоке; или: идя с востока.
9  [2] — В вавилонской литературе название Баб-Илу означает «врата Бога», а в евр. оно переосмысливается как созвучное слову «смешал» (балал).
10  [3] — См. примеч. «а» к 2:4; то же в ст. 27.
24  [4] — Син. пер.: Фарра.
29  [5] — Евр. Сарай.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.