Бытие 18 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Однажды в полуденный зной у дубравы Мамре, когда Авраам сидел у входа в шатер, ГОСПОДЬ опять явился ему.
2 Произошло это так: Авраам поднял свой взор — и вот неподалеку стоят три путника.1 Увидев их, он от самого входа в шатер побежал их встретить, поклонился до земли
3 и сказал: «Владыка мой! 2 Если Ты благоволишь ко мне, то, пожалуйста, не проходи мимо раба Твоего.
4 Позволь послать за водой, чтобы вы могли ноги вымыть и отдохнуть под этим деревом,
5 а я принесу хлеба, чтобы вы подкрепились, прежде чем путь свой продолжите, коль уж вы мимо раба вашего идете».
«Хорошо, — ответили они, — сделай, как ты сказал».
6 Авраам поспешил к шатру и сказал Сарре: «Скорее замеси три меры3 самой лучшей муки и испеки лепешек».
7 А затем, прибежав к стаду, он выбрал теленка нежного и упитанного и отдал слуге, который стал быстро готовить его.
8 Он принес сушеный творог,4 молоко и телятину, когда та была приготовлена, и поставил перед ними, и там под деревом сам прислуживал им, пока они ели.
9 На их вопрос: «А где Сарра, жена твоя?» он ответил: «Здесь она, в шатре».
10 Тогда один из гостей сказал: «К этому времени в следующем году5 Я опять непременно приду к тебе, и у Сарры, жены твоей, будет сын». (Сарра слушала этот разговор, стоя у входа в шатер, как раз за спиной у Авраама.
11 Авраам и Сарра были уже довольно стары, и Сарра вышла из того возраста, когда она могла бы иметь детей.)6
12 Поэтому Сарра рассмеялась про себя и подумала: «Мне ли, когда я увяла, иметь такое утешенье? Да и господин7 мой стар».
13 «Не стоит Сарре смеяться, — сказал ГОСПОДЬ Аврааму, — и не стоит ей думать: „Неужели я, такая старая, смогу родить?“
14 Есть ли что-нибудь невозможное для ГОСПОДА? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын».
15 А Сарра испугалась и сказала неправду: «Я не смеялась». «Нет, — возразил Он ей, — ты рассмеялась».
16 От Авраама те мужи отправились к месту, с которого им был виден Содом; Авраам пошел проводить их.
17 А ГОСПОДЬ сказал: «Буду ли скрывать от Авраама то, что намерен Я сделать?
18 Ведь от него произойдет народ великий и сильный, и благословением он будет для всех народов земли.8
19 Я избрал9 его, чтобы он заповедал детям своим и всему потомству своему после него твердо держаться пути ГОСПОДНЕГО: творить добро и во всем поступать справедливо, дабы Я, ГОСПОДЬ, мог даровать Аврааму всё, что обещал ему».
20 И сказал тогда ГОСПОДЬ: «Велик вопль, исходящий из Содома и Гоморры! Грех этих городов, должно быть, ужасно тяжел!
21 Сойду и посмотрю: верно ли, что они заслужили уничтожение за дела свои, из-за которых вопли ко Мне доносятся;10 так или нет, Я об этом узнаю».
22 Двое мужей повернулись и пошли оттуда к Содому, а ГОСПОДЬ остался с Авраамом.11
23 Подойдя к Нему, Авраам сказал: «Неужели Ты уничтожишь праведного вместе с нечестивым?
24 А что, если в этом городе найдется пятьдесят праведников? Неужели Ты уничтожишь его и не пощадишь этот город ради пятидесяти праведников, живущих в нем?
25 Не можешь Ты так поступить — не предашь смерти праведного вместе с нечестивым! Праведник не разделит участи с нечестивцем. Ты же не сделаешь этого! Судия12 всей земли поступит ли несправедливо?»
26 И ГОСПОДЬ заверил его: «Если Я найду в Содоме пятьдесят праведников, пощажу весь город ради них».
27 «Владыка мой, — сказал Авраам, — я прах и пепел, но решаюсь спросить у Тебя:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пятерых, неужели Ты уничтожишь весь город, если на пять праведников там будет меньше?» «Не уничтожу, — сказал ГОСПОДЬ, — если найду там сорок пять».
29 «А если там найдется только сорок?» — опять спросил Авраам. «Не сделаю этого и ради сорока», — ответил ГОСПОДЬ.
30 «Прошу, — сказал Авраам, — не гневайся, Владыка мой, на слова мои: может быть, только тридцать найдется там?» «Не сделаю этого, — ответил Он, — не уничтожу город, если найду там тридцать праведников».
31 Авраам продолжил: «Я всё еще не перестаю спрашивать Владыку моего: а что будет, если найдется там только двадцать?»
Он сказал: «Не уничтожу ради двадцати».
32 «Прошу, — молвил Авраам, — не гневайся, Владыка мой, если я скажу еще один раз: а что, если там всего только десять праведников?» «Не уничтожу, — ответил Он, — и ради десяти».
33 Закончив разговор с Авраамом, ГОСПОДЬ покинул его, а Авраам вернулся домой.

Новой Женевской Библии

18:1 явился ему Господь. Возможный перевод: «И открылся ему Господь».

18:2 три мужа. Еврейские толкователи так объясняют это место: «Один ангел пришел, чтобы сообщить о рождении Исаака, второй чтобы разрушить Содом, а третий чтобы спасти Лота. Ангел никогда не получает больше одного поручения».

18:3 Владыка! Это древнееврейское слово используется исключительно по отношению к Богу; оно встречается и в ст. 27.

18:9 где Сарра? Риторический вопрос. На самом деле Господь знал, чем занималась Сарра в это время (ст. 10−13).

18:10 будет сын у Сарры. См. 11:30; 15:2−4; 16:11; 17:15−16; Рим 9:9.

18:14 Есть ли что трудное для Господа? Авраам знал ответ на этот вопрос (15:4 6; Евр 11:11). Его оправдывала вера так же, как сейчас она оправдывает людей, верующих в то, что Бог воскресил из мертвых Господа Иисуса (Рим 4:22−25).

18:19 ибо Я избрал его. Букв.: «ибо Я узнал его», т.е. выбрал его и предопределил его путь, поручив ему важную миссию в мире. См. Пс 1:6: «Ибо знает Господь путь праведных» (предопределяет их путь, ведет их по определенному пути, т.к. события их жизни имеют принципиальное значение для всего мира).

18:20 вопль. Как Судия всей земли, Бог слышит всякий вопль, порожденный грехом и нечестием (ст. 25; 4:10).

грех их. См. гл. 19; Иез 16:49−50.

18:21 сойду и посмотрю. Антропоморфное описание, подобное 11:7, исключающее буквальное прочтение.

18:23 неужели Ты погубишь праведного с нечестивым..? Эти слова Авраам произносит в момент величайшего духовного подъема. Авраам не спорит с Богом, его слова продиктованы знанием Бога, таким знанием, которое позволяет человеку смотреть на мир глазами Бога и судить духовно.

18:25 не может быть от Тебя! Это ответ Авраама на им же поставленный вопрос.

Судия всей земли поступит ли неправосудно? Эта фраза определяет справедливость как основной принцип, характеризующий проявление Бога в мире.

18:26 Я ради них пощажу. Бог щадит нечестивых ради праведных, ибо милость Его превозносится над судом (Иак 2:13).

18:32 десять. Если праведных окажется меньше десяти, то спасутся только они, как это и случилось в гл. 19. См. статью «Духовная природа Божества».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: три мужа / человека…; так в Св. Писании нередко говорится о небожителях (ср. ст. 16).
3  [2] — Или: о Господь / господин; то же в ст. 30, 31 и в 19:18. Так Авраам обращается к Тому, Кто казался первенствующим среди его трех посетителей.
6  [3] — Букв.: три сэа. Сэа — мера объема, 7 л.
8  [4] — Или: масло / сметану; или: простоквашу.
10  [5] — Или: через девять месяцев.
11  [6] — Букв.: обычное у женщин прекратилось у Сарры.
12  [7] — Или: муж.
18  [8] — Друг. возм. пер.: все народы земли возжелают быть благословленными, как он благословлен.
19  [9] — Букв.: узнал.
21  [10] — Масоретский текст неясен; перевод предположителен.
22  [11] — Букв.: Господь остался стоять перед Авраамом (перевод по тексту сохранившейся др.-евр. традиции). По изменению, сделанному в масоретском тексте: «Авраам остался стоять перед ГОСПОДОМ».
25  [12] — Или: Правитель.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.