Бытие 20 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Авраам покинул дубраву Мамре и, пройдя на юг Ханаана, поселился между Кадешем и Шуром. Затем какое-то время жил он в Гераре
2 и там говорил о Сарре, жене своей, что она его сестра. Тогда и случилось, что Авимелех, царь герарский, послал за Саррой и велел привести ее к нему во дворец.
3 Но Бог явился Авимелеху ночью во сне и сказал ему: «Знай, на смерть ты обрек себя тем, что взял себе эту женщину: она замужем».
4 Авимелех (а он еще и не прикасался к ней) стал возражать: «Владыка мой! Ты ведь не уничтожишь неповинный1 народ?
5 Не сам ли человек этот сказал мне: „Она сестра моя“? И даже она говорила: „Он брат мой“. Со спокойной совестью я это сделал, и руки мои чисты».
6 «Я знаю, — ответил ему Бог во сне, — что ты сделал это со спокойной совестью. На самом же деле это Я удержал тебя от греха предо Мною, потому и не дал тебе прикоснуться к ней.
7 Но теперь верни ее мужу. Он пророк: помолится о тебе, и ты будешь жив. А если не возвратишь, то знай, что ты со всеми твоими людьми обречен на смерть».
8 Рано утром Авимелех спешно собрал всех слуг своих, и, когда пересказал им всё, что той ночью услышал, сильный страх овладел всеми.
9 Позвал Авимелех к себе Авраама и с упреком спросил его: «Зачем ты так поступил с нами? Какое я сделал тебе зло, что ты вовлек меня и царство мое в столь великий грех? Не ожидал я, что ты так поступишь со мной!»
10 Обиженный на Авраама, Авимелех продолжал спрашивать его: «Что заставило тебя пойти на это?»
11 «Я подумал, — ответил Авраам, — что в этих местах не боятся Бога и меня могут убить из-за жены;
12 к тому же она и в самом деле сестра мне, дочь отца моего (хоть и от другой матери), и я женился на ней.
13 И когда Бог велел мне покинуть дом отца моего и отправиться в странствие, я сказал ей: „Если желаешь мне добра, то, куда бы мы ни пришли, говори всем, что я твой брат“».
14 Авимелех возвратил Аврааму его жену Сарру, а также одарил его стадами овец и крупного рогатого скота, рабами и рабынями
15 и сказал: «Земля моя пред тобою: где тебе угодно, там и живи».
16 А Сарре царь сказал: «Тысячу шекелей серебра2 я даю „брату“ твоему: пусть это будет тебе возмещением за всё случившееся с тобой; ты во всем чиста».3
17 После того помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха и жену его, и рабынь его, и те вновь смогли рожать,
18 ибо сделал ГОСПОДЬ бесплодными всех в доме Авимелеха из-за Сарры, жены Авраама.

Новой Женевской Библии

20:2 она сестра моя. В ст. 11 и в 12:11−13 объясняется, почему Авраам называет Сарру своей сестрой.

Авимелех. Такое имя носил правитель Тира, о чем упоминается в клинописях Тель-эль-Амарны.

20:3 во сне. Сны были одной из форм откровения. См. ком. к 15:1.

20:4 неужели Ты погубишь и невинный народ? См. 18:23. Ответ дается в ст. 6.

20:5 в простоте сердца. В отсутствие закона Бог судит людей в соответствии с тем, повинуются ли они голосу своей совести (3:8; 6:9; Рим 2:14−15).

20:6 Я знаю. Бог оправдывает царя.

20:7 пророк. Это слово используется в Библии впервые. Авраам был Божиим человеком; он получал откровения от Господа и ходатайствовал перед Ним за других(12:7; 15:1; 18:18).

20:8 встал Авимелех утром рано. Еще один пример незамедлительного послушания Господу.

20:11−13 Пытаясь как-то уменьшить свою вину, Авраам тем самым признает ее и полностью оправдывает Авимелеха.

20:11 страха Божия. Авраам имеет в виду нравственные нормы, известные людям благодаря голосу их совести и принятые ими из страха перед Божиим наказанием. Именно человеческая совесть свидетельствует язычникам о существовании особого Божиего откровения (Втор 4:6; Мих 4:2; 2Кор 4:2).

20:12 сестра мне. См. 11:29; 12:11−12.

20:16 я дал брату твоему. Обычаи общества требовали, чтобы Сарра получила подарок через главу своей семьи.

я дал брату твоему тысячу сиклей... это тебе покрывало для очей. Образное выражение, означающее: «Я дал брату твоему тысячу серебром, пусть это в твоих глазах будет компенсацией за причиненный моральный ущерб», т.е. «закрой глаза на мою вину и прости».

20:17 помолился Авраам. В роли посредника между Богом и язычниками Авраам является прообразом Иисуса Христа (Ис 53:12; Рим 8:34).

20:18 заключил. Авраам и Сарра получили веское доказательство того, что именно Господь дарует способность к зачатию (16:2; 20:1−2 и ком.).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: праведный.
16  [2] — Т. е. около 11,5 кг.
16  [3] — Предположительный перевод, евр. текст неясен.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.