Бытие 21 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 А ГОСПОДЬ, как и говорил прежде, оказал милость Сарре: исполнил обещанное ей.
2 Сарра зачала и во время, предсказанное Богом, сына родила Аврааму в старости его.
3 Сыну своему, которого родила ему Сарра, Авраам дал имя Исаак;
4 и на восьмой день, как заповедал ему Бог, Авраам совершил обрезание Исаака, сына своего.
5 Сто лет было Аврааму, когда родился у него сын его Исаак.
6 Сарра же сказала:

«Бог дал мне повод для смеха,
и кто ни услышит об этом,
будет смеяться1 со мной».

7 И добавила:

«Кто бы решился сказать Аврааму,
что Сарра будет грудью кормить детей?
И вот в старости его я сына ему родила».

8 Время шло, Исаак подрос, и в тот день, когда он был отнят от груди, Авраам устроил большой пир.
9 Когда Сарра заметила, что сын, которого Агарь-египтянка родила Аврааму, насмехается над ее сыном,2
10 она сказала Аврааму: «Выгони эту рабыню и сына ее! Не делить же сыну этой рабыни наследство с моим сыном, с Исааком!»
11 Это сильно огорчило Авраама, ведь Измаил тоже был его сыном.
12 Но Бог сказал Аврааму: «Не печалься ни о юноше, ни о рабыне, что стала женой твоей. Сделай то, что говорит тебе Сарра, ведь у тебя есть Исаак, и его потомки твоими потомками назовутся.3
13 Но и от сына рабыни Я произведу народ — он тоже твое дитя».4
14 На следующее утро Авраам поднялся рано, приготовил пищу, наполнил мех водою и дал Агари в дорогу. То и другое он положил ей на плечи и отослал ее прочь вместе с мальчиком. Она пошла и заблудилась в Беэршевской пустыне.
15 Когда кончилась вода в мехе, Агарь оставила плачущего мальчика в тени под кустом,
16 а сама отошла и села вдали от него, примерно на расстоянии выстрела из лука. «Не буду смотреть на то, как мое дитя умирает», — сказала она себе и, сидя поодаль, тоже начала плакать навзрыд.5
17 Мольбы и плач подростка услышал Бог; и посланный Им ангел с небес заговорил с Агарью: «Что с тобою, Агарь? Не бойся! Бог услышал плач оставленного тобой ребенка.6
18 Встань, подними мальчика и береги его! Великий народ произведу Я от него».
19 Бог открыл глаза Агари, и увидела она колодец, пошла, наполнила мех водой и напоила ребенка.
20 [20-21] Мальчик, хранимый Богом, рос и мужал. Он поселился в пустыне Паран и был искусным стрелком из лука, а жену ему мать нашла в Египте.
21
22 В ту пору Авимелех, царь Герара, вместе с Пихолом, своим военачальником, пришел навестить Авраама. «По всему видно, — сказал он Аврааму, — с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь.
23 Так поклянись же здесь мне Богом, что ты никогда не прибегнешь ни к каким тайным проискам против меня или моих детей и потомков. Как я был верен тебе, так и ты поклянись в верности мне и стране, в которой ты живешь как человек пришлый».
24 «Хорошо, — сказал Авраам, — я клянусь».
25 Но при этом Авраам упрекнул Авимелеха за колодец, который отняли у него люди Авимелеха.
26 «Не знаю, кто это сделал, — возразил Авимелех. — До сих пор ты ни разу не упомянул об этом, и ни от кого другого я об этом не слышал».
27 Тогда взял Авраам из стад своих овец и быков и отдал в дар Авимелеху, и заключили они союз.
28 А когда Авраам поставил отдельно еще семь овечек,
29 Авимелех спросил Авраама: «Зачем ты это сделал?»
30 «Ты должен, — ответил он, — принять этих семь овечек от меня как очевидное признание того, что я выкопал этот колодец».
31 С тех пор это место называется Беэр-Шева,7 Колодец клятвы, потому что здесь они поклялись друг другу.
32 Заключив союз в Беэр-Шеве, Авимелех и его военачальник Пихол вернулись в землю филистимлян.
33 Авраам посадил в Беэр-Шеве тамариск. Там же призвал он имя ГОСПОДА, Бога вечного: совершил богослужение.
34 И он еще долго оставался в земле филистимской как человек пришлый.

Новой Женевской Библии

21:1−7 Повествование о рождении Исаака завершает собой историю, начавшуюся с известия о бесплодии Сарры в 11:27−32. Вновь просматривается структура завета: Бог выполняет Свое обещание, даровав Аврааму сына от Сарры (ст. 1−2; 17:1−6, 15−16; 18:1−15), а Авраам повинуется Богу, назвав сына Исааком (ст. 3; 17:16) и обрезав его (ст. 4:5; 17:9−14), Сарра также воздает хвалу Господу (ст. 6−7). Радостная весть о чудесном рождении Исаака является прообразом божественной вести о рождении Иисуса Христа (Ис 9:6; Лк 2:10−11).

21:1 призрел. Букв.: «посетил». Другими словами, Бог вмешался в дальнейшую судьбу Сарры. Это же древнееврейское слово используется в 50:24.

21:2 в старости его во время, о котором говорил ему Бог. См. 17:17, 24; 18:11−14. Все происходит во времена и сроки, определенные Господом.

21:4 обрезал. См. 17:9−12 и ком.

21:6 рассмеется. До рождения Исаака Сарра рассмеялась по причине своего неверия, но после его рождения от переполнявшей ее радости.

21:8−11 С изгнанием Агари и Измаила уже ничто не угрожает праву Исаака на наследство. Рождение Исаака и изгнание Измаила соединены игрой слов «смех» и «насмехается» и, что еще более важно, словами Господа, подтверждающими рождение Исаака (ст. 1) и его исключительное право наследования (ст. 12). И вновь Авраам отвечает на Божие обетование своим беспрекословным послушанием (ст. 14).

21:9 насмехается. См. ком. к 21:6. Сын рабыни гнал сына свободной женщины (Гал 4:29).

21:10 выгони. Т.е. «лиши прав наследования» (25:5−6).

21:11 показалось это Аврааму весьма неприятным. Переживания Авраама были вызваны как отцовской любовью, так и существовавшими в то время законами (16:6 и ком.; 17:18).

21:12 в Исааке наречется тебе семя. Божии обетования обретут свое исполнение через сверхъестественное потомство, а не через плотское (Рим 9:7−8). Вечное благословение относится только к рожденным по обетованию (17:7 и ком.).

21:13 от сына рабыни. Это же древнееврейское слово употребляется в ст. 10; оно отличается от слова, переведенного как «служанка» в 16:1.

великий народ. По великой Божией любви к Аврааму даже его плотские дети получают благословение на земле, хотя они и не имеют части в искупительном Царстве, грядущем на землю с небес (17:6 и ком.).

21:17−19 Действие Божией благодати не ограничивается только Исааком и его потомством.

21:17 услышал Бог. См. 16:11.

21:19 Бог открыл глаза ее. Выражение «открыть глаза» часто используется в Писании в переносном смысле и имеет значение «выйти на качественно новый уровень мышления, обрести понимание» (см. 3:7). В данном случае «глаза» Агари «открыл» Сам Бог, что указывает на характер этого нового понимания.

21:21 в пустыне Фаран. См. 14:6.

из земли Египетской. См. 16:1.

21:22 в то время. Визит филистимского царя служит еще одним подтверждением того, что именно Исаак станет наследником обетовании.

Авимелех. Предыдущая встреча Авраама с Авимелехом имела отношение к обетованному семени (20:1−18); новая встреча связана с землей.

21:23 теперь поклянись мне. Царь и его военачальник по достоинству оценили то чудесное благословение, которым Бог одарил Авраама, чужеземного пастуха, поэтому они искали вечного мира с ним (14:13; 23:6).

Богом. Обе стороны поклялись именем Бога (ст. 31, 33).

21:30 возьми от руки моей. Приняв этот дар, Авимелех должен был признать право Авраама на колодец. Этот договор необходимо было подтвердить клятвой в присутствии свидетелей (ст. 31).

21:33 насадил... рощу. Дословно: «посадил тамариск». Это небольшое деревце, посаженное в земле Негеб, вероятно, служило свидетельством Божией благодати и залогом того, что Авраам будет жить в этой земле, а также символизировало собой Божие присутствие, живительное, как тень дерева в пустыне.

21:34 жил... как странник. Это древнееврейское выражение, которое можно перевести и как «жил временно», говорит о том, что Авраам оставался пришельцем и странником в той земле.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — В знач. торжествовать, ликовать, радоваться; см. примеч. к 17:19.
9  [2] — LXX и Вульгата: играет (с ее сыном).
12  [3] — Или: его потомство будет признаваемо за твое.
13  [4] — Букв.: семя.
16  [5] — LXX: ребенок громко заплакал.
17  [6] — Букв.: Бог услышал голос ребенка (с места), где он; см. примеч. к 16:11.
31  [7] — Евр. Беэр-Шева переводится и как «Колодец семерых», и как «Колодец клятвы».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.