Бытие 22 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 После этих событий подверг Бог Авраама испытанию. «Авраам!» — позвал его Бог. «Да,1 Господи! » — ответил тот.
2 И Бог сказал: «Возьми своего сына, единственного своего, любимого тобой, Исаака, и иди с ним в землю Мориа. Принеси его там в жертву всесожжения на горе, которую Я укажу тебе».
3 Рано утром Авраам собрался в путь, оседлал осла своего, взял с собою двух своих слуг и Исаака, сына своего, и, нарубив для всесожжения дров, направился к месту, о котором говорил ему Бог.
4 На третий день пути Авраам увидел вдали это место.
5 «Останьтесь здесь, присмотрите за ослом, — сказал Авраам слугам своим, — а мы с сыном пройдем дальше, поклонимся Богу и вернемся к вам».2
6 Взял Авраам дрова для всесожжения и положил их на плечи сына своего Исаака, а сам понес огонь и нож. И когда шли они вдвоем,
7 Исаак заговорил с Авраамом, отцом своим. «Отец!» — промолвил он. «Что, сын мой?» — отозвался Авраам. И тот спросил: «Есть у нас огонь и дрова, но где же агнец для всесожжения?»
8 «Сын мой! — сказал Авраам. — Бог уготовит3 Себе агнца для всесожжения». И шли они дальше вдвоем.
9 А когда они пришли на то место, которое указал ему Бог, Авраам поставил там жертвенник и разложил на нем дрова. Завершив приготовления, он связал Исаака, сына своего, и положил его на жертвенник, поверх дров.
10 Авраам уже взялся за нож, чтобы убить сына своего,
11 но в тот же миг ангел ГОСПОДЕНЬ воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам!» «Да», — откликнулся он.
12 «Не поднимай руки на юношу, — прозвучало повеление свыше, — не делай ему ничего худого! Теперь Я знаю, что почитаешь ты Бога: ради Меня не отказался ты пожертвовать сыном своим, своим единственным».
13 Оглянувшись, Авраам увидел позади себя барана, запутавшегося в зарослях рогами. Пошел Авраам, взял барана и принес его во всесожжение вместо сына своего.
14 Назвал он тогда то место «Яхве-Ирэ», ГОСПОДЬ предуготовит. Потому и по сей день говорят: «На горе ГОСПОДНЕЙ будет уготовано».
15 Ангел ГОСПОДЕНЬ вновь воззвал к Аврааму с неба:
16 «Вот что говорит ГОСПОДЬ: „Ты выдержал4 это испытание и не отказался отдать сына своего, своего единственного, а поэтому Я Самим Собою клянусь,
17 что щедро благословлю тебя и сделаю потомство твое многочисленным — как звезды на небе, как песок на морском берегу. Будут овладевать твои потомки твердынями врагов своих.
18 Потомство5 твое будет благословением для всех народов земли — и всё это потому, что послушался ты Меня“».
19 Авраам пришел к своим слугам и вместе с ними вернулся в Беэр-Шеву и долго жил там.
20 Вскоре после этого Авраам услышал, что Милька, жена его брата Нахора, тоже родила Нахору сыновей:
21 Уца — тот был первенец, и Буза, следующего за ним,6 и Кемуэля (отца Арама),
22 и Кеседа, Хазо, Пильдаша, Идлафа и Бетуэля
23 (Бетуэль был отцом Ревекки). Этих восьмерых детей родила Милька Нахору, брату Авраама.
24 Была у Нахора и наложница по имени Реума, она тоже родила ему детей: Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху.

Новой Женевской Библии

22:1−19 В этом фрагменте наиболее полно раскрываются взаимные обязательства Авраама и Господа. Готовый принести в жертву Исаака, Авраам явил абсолютную преданность Богу и вновь обрел сына (ст. 1−12). Послав овна для жертвоприношения, Бог тем самым предвозвестил жертвенную смерть Иисуса Христа, Который умер ради Своих избранных (ст. 13−14); дав же клятву благословить Авраама, а через него и все народы, Бог даровал обетование потомству Авраама (ст. 15−19).

22:1 искушал. Букв.: «испытывал».

вот я. Так же говорят Моисей (Исх 3:4), Самуил (1Цар 3:4), Исаия (6:8) и Иисус Христос (Евр 10:7).

22:2 сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь. См. Ин 3:16. Исаак был возлюбленным, единственным сыном, рожденным по обетованию.

и пойди. Авраам обязан не только следовать в землю, указанную ему Богом (12:1), но и поклоняться Господу на том месте, которое Он изберет (Втор 12:5, 30−32).

в землю Мориа. Гора, расположенная в окрестностях древнего Иерусалима. Позже стала месторасположением израильского храма (2Пар 3:1).

принеси его во всесожжение. Божие повеление не противоречит нравственному закону: первенец принадлежит Господу (Исх 13:11−13; Исх 22:29; Исх 34:19−20).

22:3 встал рано утром. Авраам ничего не ответил Господу на Его повеление ответом стало действие.

22:5 возвратимся к вам. См. Евр 11:19.

22:6 дрова... возложил на... сына своего. Точно так же Христос нес Свой крест на Голгофу (Мф 27:32).

22:8 Бог усмотрит Себе агнца. Агнец прообраз Иисуса Христа (Ин 1:29, 36).

22:9 положил его на жертвенник. Т.е. проявил полное послушание (см. Рим 8:32; Флп 2:6−8; 1Пет 2:21−24).

22:11 Ангел Господень. См. 16:7 и ком.

22:12 теперь Я знаю, что боишься ты Бога. Богу (от Лица Которого говорит ангел) это было известно и ранее, но Он хотел, чтобы Авраам узнал себя до конца.

не пожалел сына. Вера Авраама проявлялась не на словах, а на деле (Иак 2:21−22).

22:13 вместо сына своего. Христос умер вместо нас (Мк 10:45).

22:14 Иегова ире (Господь усмотрит). Здесь видна особая Божия забота в общем контексте Божественного провидения. Имя, служащее Аврааму напоминанием об этом событии, подразумевает, что он осознает Божие откровение о спасении. Древнееврейское слово «ире» означает «увидеть» или «усмотреть» (оно употребляется в таком значении в ст. 4, 8, 13−14). Авраам мог бы пощадить своего сына, но Бог не пощадит Своего (Рим 8:32).

22:16 Мною клянусь. Евр 6:13−20.

не пожалел сына твоего, единственного твоего. См. Ин 3:16; Рим 8:32.

22:17 семя твое. См. 13:16; 15:5.

22:18 в семени твоем. См. 12:3; 13:16; 15:5; 17:5−6, 15−16.

за то, что ты послушался гласа Моего. Послушание — первое из дел веры. Послушание Авраама предвозвестило деятельное послушание Христа, передавшего благословения завета многочисленным потомкам Авраама, которые разделяют веру своего духовного отца в Бога, животворящего мертвых (18:11 и ком.; Рим 4:17, 19−24).

Завет с Авраамом.

22:20 — 25:11 Этот раздел служит переходом от патриаршества Авраама к патриаршеству Исаака (33:18 — 35:29; Введение: Содержание).

22:23 Ревекка. Она состоит в родстве с обоими братьями Авраама. Ее отец Вафуил был сыном Милки, дочери Арана и жены Нахора (11:29). Лия и Рахиль следующее поколение: их отец Лаван приходится Ревекке братом (29:10).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: я здесь; то же в ст. 7, 11.
5  [2] — Ср. Евр 11:17−19.
8  [3] — Или: предусмотрит; то же в ст. 14.
16  [4] — Букв.: сделал.
18  [5] — Или: семя.
21  [6] — Букв.: его брата.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.