Бытие 27 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Прошли годы, Исаак состарился и стал так слаб глазами, что почти ничего не видел. Однажды позвал он к себе старшего сына своего Исава и сказал ему: «Сын мой!» «Да, отец!» — отозвался тот.
2 «Видишь, стар я уже, — проговорил Исаак, — и в любой день могу умереть.1
3 Возьми-ка ты свое оружие, лук свой да стрелы, пойди в поле и добудь для меня дичи.
4 Приготовь кушанье, любимое мною, и принеси мне поесть, чтобы я мог от всей души тебя благословить, пока я жив».
5 Ревекка подслушала разговор Исаака с его сыном Исавом. И как только тот ушел в поле за дичью для отца,
6 она сказала своему сыну Иакову: «Я услышала, что твой отец говорил брату твоему Исаву:
7 „Принеси дичи и приготовь мне ее повкуснее, чтобы я поел и, пока жив, благословил тебя пред ГОСПОДОМ“.
8 Послушай же меня, сын мой, и сделай то, что я скажу тебе.
9 Иди в стадо и выбери мне там двух козлят получше. Я приготовлю для отца твоего кушанье, как он любит,
10 а ты отнесешь ему, чтобы он поел и благословил тебя, пока еще жив».
11 «Но ведь Исав, брат мой, весь покрыт волосами, а у меня кожа гладкая, — возразил Иаков Ревекке, матери своей, —
12 может случиться, отец ощупает меня, и я окажусь в глазах его обманщиком2 и навлеку на себя проклятие, а не благословение».
13 Но мать его продолжала настаивать: «Пусть то проклятие на меня падет, сын мой, ты только слушайся меня! Иди и принеси мне козлят!»
14 Иаков исполнил просьбу матери: принес ей козлят, и та приготовила из них кушанье, любимое его отцом.
15 Затем Ревекка взяла лучшие одежды старшего сына своего Исава, что были в доме у нее, надела их на младшего сына своего Иакова,
16 а его руки и шею обернула шкурами козлят.
17 Сделав всё это, она отдала в руки Иакову приготовленное ею кушанье и испеченный хлеб.
18 Иаков вошел к отцу и сказал: «Отец мой!» «Да, сын мой! — откликнулся Исаак. — А ты который из моих сыновей?»
19 «Я Исав, твой первенец, — ответил Иаков отцу, — я сделал всё, как ты сказал мне. Прошу, приподнимись, сядь и поешь моей дичи, чтобы мог ты благословить меня».
20 «Сын мой! Как удалось тебе так быстро найти дичь?» — спросил Исаак. «Мне ГОСПОДЬ, Бог твой, послал ее», — ответил Иаков.
21 «Подойди, сын мой, — велел Исаак Иакову, — я ощупаю тебя, дабы убедиться мне: ты ли сын мой Исав или нет?»
22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему; тот ощупал его и сказал: «Голос — голос Иакова, а руки — руки Исава!»
23 (Исаак не узнал, что это был Иаков, так как руки его были подобны рукам Исава, брата его: волосатыми были, потому и благословил его.)
24 «Так ты на самом деле сын мой Исав?» — спросил Исаак. «Да!» — молвил тот.
25 «Теперь угости меня дичью твоей, сын мой, — продолжил Исаак, — и я, насытившись, благословлю тебя». Иаков подал ему, и он ел и пил вино, которое принес ему Иаков.
26 После трапезы этой Исаак сказал: «Подойди, сын мой, и поцелуй меня».
27 Иаков подошел и поцеловал отца, который почувствовал при этом запах его одежд. Тогда, благословляя его, Исаак сказал:

«О запах сына моего, что благоухание поля,
на котором благословение ГОСПОДНЕ.

28

Бог да одарит тебя росою с неба,
нивами тучными, изобилием хлеба
и плода лозы виноградной!

29

Народы пусть служат тебе,
племена пусть головы перед тобой склоняют.
Будь господином над братьями твоими,
и сыны матери твоей
пусть склоняют головы перед тобою!
Прокляты да будут проклинающие тебя,
благословенны — тебя благословляющие!»

30 Лишь только Исаак произнес последние слова благословения над Иаковом, и едва тот успел выйти от Исаака, отца своего, как вернулся с охоты брат его Исав.
31 Тот тоже приготовил вкусное кушанье и, принеся его к отцу, сказал: «Сядь на своей постели, отец мой, поешь дичи сына своего, дабы ты, как и обещал, мог дать мне свое благословение».
32 «Кто ты?» — спросил его Исаак. «Я сын твой Исав, — ответил тот, — первенец твой».
33 Охваченный ужасом, дрожа всем телом, Исаак сказал: «А кто же был тот, кто сходил уже на охоту и принес мне дичи? Я поел ее перед тем, как ты пришел, и благословил его — он и будет благословенным!»
34 Услышав это, Исав издал вопль отчаяния и стал просить Исаака: «Отец мой! Благослови и меня!»
35 «Твой брат приходил ко мне и хитростью забрал себе твое благословение», — сказал ему Исаак.
36 «Не случайно его зовут Иаков!3 — вырвалось у Исава. — Он уже дважды подставил мне подножку: сначала присвоил себе мое право первородства, а теперь — предназначавшееся мне благословение. Но неужели, отец, ты не оставил для меня никакого благословения?»
37 «Вот я поставил его господином над тобою и всех родственников4 его определил быть слугами ему, одарил его хлебом, плод лозы виноградной отдал ему. Что же я сделаю для тебя, сын мой?» — ответил ему Исаак.
38 «Отец мой, неужели у тебя одно благословение? Благослови же, благослови и меня!» — повторил Исав и громко зарыдал.
39 Тогда сказал ему Исаак, отец его:

«Да, обитание твое будет там,
где нет ни земли тучной,
ни росы небесной.

40

Ты будешь жить мечом своим
и будешь брату своему служить.
Но время придет, воспротивишься ты5
и свергнешь ярмо его с шеи своей».

41 Исав затаил злобу на Иакова из-за благословения, которое дал тому отец, и решил: «Скоро наступят дни плача по отцу — ему осталось недолго, и тогда я убью Иакова, брата моего».
42 Когда Ревекка узнала о злобном умысле ее старшего сына Исава, она послала за своим младшим сыном, за Иаковом, и сказала ему: «Слушай, Исав, брат твой, хочет отомстить тебе. Он собирается убить тебя.
43 Поэтому, сын мой, сделай то, что я скажу тебе: беги к моему брату Лавану в Харан,
44 поживи некоторое время у него, пока не утихнет ярость брата твоего,
45 пока не пройдет его обида на тебя. А там он и позабудет, что ты сделал ему. Тогда я пошлю кого-нибудь за тобой, и ты вернешься. Не терять же мне в один день сразу вас обоих!»
46 А Исааку Ревекка сказала: «Мне жизнь не в радость из-за этих женщин, хеттянок; если еще и Иаков возьмет себе в жены одну из них, из местных хеттянок, зачем мне и жить?»

Новой Женевской Библии

27:1 притупилось зрение глаз его. См. ком. к 21:19. Физическая слепота Исаака соответствовала его духовной слепоте (ст. 3).

27:4 кушанье, какое я люблю. См. 25:30. В основе семейного конфликта лежали плотские привычки Исаака (ст. 18−27 и ком.; 26:34−35 и ком.).

чтобы благословила тебя душа моя. Т.е. «чтобы я благословил тебя».

27:5 Ревекка слышала. В семье не было единства, каждый тайно искал своего, поскольку патриарх не исполнял своей функции духовного руководителя. В отличие от Авраама, который прислушивался к духовным советам Сарры (16:5−6; 21:8−14), Исаак вообще не разговаривал с Ревеккой.

пошел Исав в поле. Хотя понятия первородства и благословения не идентичны, тем не менее, они связаны между собой, поскольку имеют отношение к наследованию. Впоследствии Исав нарушил клятву, данную Иакову (25:33), однако первоначальный акт неверия, заключавшийся в продаже первородства, оказался решающим в его судьбе (Евр 12:16−17).

27:7 благословлю тебя. В патриархальные времена семейное благословение обычно давалось в момент расставания перед путешествием (26:4) или перед лицом близкой смерти. Оно давалось только одному человеку, и его невозможно было изменить. Это благословение имело силу, поскольку Господь передавал его от одного патриарха к другому через их веру (Евр 11:20). Однако после того, как был дан закон, Господнее благословение передавалось всему народу Божиему через священника (Чис 6:22−27).

27:5−17 Здесь Ревекка является главным действующим лицом. И хотя ее поведение нельзя назвать предосудительным по отношению к ничего не подозревающему Исааку, ее духовные ориентиры были верными (25:23, 29−34; 26:35; 27:46). С другой стороны, она, вероятно, знала, что Иаков купил у своего брата право первородства и оно теперь принадлежит ему, т.е. он берет свое.

27:13 на мне пусть будет проклятие твое. Ревекка готова на самопожертвование, поскольку хорошо осознает значение этого благословения для Иакова.

27:15 одежду. Впоследствии Иаков точно так же будет обманут окровавленными одеждами своего сына (37:31−33).

27:18−27 Исааку не удалось добиться цели, потому что он полагался на свои ненадежные чувства слух, осязание, обоняние, вкус, а не на духовное видение.

27:20 Господь Бог твой. Иаков в своей лжи говорит правду, о которой, возможно, и не подозревает: не будь на то воли Божией, он не получил бы благословения. О Господе он пока говорит как о Боге отцов, Господь еще не открылся ему как его Бог (см. 28:20−22; 33:18−20).

27:26 поцелуй меня. Вероятно, это было частью ритуала передачи благословения.

27:28−29 Сходство благословения с полученным до рождения предсказанием ясно говорит о том, что Господь Своей верховной властью руководит историей и все совершается по Его воле.

27:28 от тука земли. Тук земли — обильное плодородие.

множество хлеба и вина. Это благословение, данное Израилю, осуществится, когда он поселится в земле обетованной.

27:29 проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны! Это же самое благословение слово в слово повторяется в Чис 24:9 (12:3). Это обетование вселенского владычества в конце концов переходит ко Христу и Его Церкви.

27:35 пришел с хитростью. Иаков пожнет то, что посеял (29:15−30 и ком.).

27:37 что же я сделаю для тебя. Зная, что Бог избрал Иакова, Исаак, тем не менее, хотел отдать все Исаву, а Иакова оставить ни с чем.

27:39−40 Исав унаследовал благословение, прямо противоположное благословению Иакова: ему было отказано в обладании плодородной землей и власти над братом (ст. 28−29).

27:40 свергнешь иго его. Исаву суждена нелегкая жизнь. Это предсказание исполнилось (см. 4Цар 8:20, 22).

27:45 я пошлю и возьму тебя оттуда. Желанию Ревекки не суждено было осуществиться она умрет до возвращения Иакова.

от дочерей Хеттейских. См. 24:4; 26:34−35; 31:50 и ком.

27:46 — 28:9 Благословенная семья стремится отделить потомков Иакова от хананеев.

27:46 Этот переходный стих служит завершением 26:34 — 27:46 и Введением к 27:46 — 28:9.

сказала Ревекка. Подобно тому, как Сарра взяла на себя инициативу заботиться об Исааке (см. 21:10), так и Ревекка берет на себя заботы об Иакове.

из дочерей Хеттейских. В греческом тексте ВЗ эти слова отсутствуют.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: и не знаю дня смерти моей.
12  [2] — Или: глумящимся / насмешником.
36  [3] — См. примеч. к 25:26.
37  [4] — Или: братьев; см. ст. 29.
40  [5] — Перевод предположительный; значение этого места неясно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.