Бытие 48 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Некоторое время спустя Иосифа известили о том, что отец его заметно слабеет. Взял тогда Иосиф с собой двух своих сыновей, Манассию и Ефрема, и пошел к отцу.
2 Когда Иаков услышал, что его сын Иосиф пришел к нему, собрался Израиль с силами, приподнялся, сел на постели
3 и сказал Иосифу: «В свое время Бог Всесильный1 явился мне в Лузе, что в Ханаане, и, благословляя меня,
4 обещал мне: „Я сделаю тебя плодовитым и род твой многочисленным, ты будешь отцом множества народов, и эту землю Я отдам потомкам твоим2 во владение вечное“.
5 Так вот теперь оба сына твои, Ефрем и Манассия, которые родились в Египте еще до того, как я пришел к тебе сюда, будут моими, так же как Рувим и Симеон.
6 Другие же дети, что родятся у тебя после них, — твои, но в том, что касается их наследства родового, они будут значиться под именами Ефрема и Манассии, их братьев старших.3
7 И делаю я это, потому что — увы! умерла моя Рахиль, когда я возвращался из Паддана, умерла в Ханаане, недалеко от Эфраты. Я и похоронил ее там же, у дороги в Эфрату». (Ныне она Вифлеемом называется.)
8 Когда же Израиль заметил сыновей Иосифа, он спросил: «Кто это?»
9 «Сыновья мои, которых даровал мне здесь Бог», — ответил Иосиф. «Подведи их ко мне, — сказал Израиль, — и я благословлю их».
10 Зрение Израиля от старости притупилось — он едва видел. Иосиф подвел к нему своих сыновей; Израиль поцеловал их, обнял
11 и сказал Иосифу: «Я уже не надеялся тебя увидеть, а Бог дал мне увидеть и детей твоих».
12 Иосиф отвел сыновей своих от колен Израиля и поклонился ему до земли.
13 Взял он обоих сыновей (Ефрема — правой рукой, чтобы тот был слева от Израиля, а Манассию — левой, чтобы тот был справа от Израиля) и подвел их поближе к нему.
14 Но Израиль, протянув руки вперед и скрестив4 их, возложил правую на голову Ефрема, хотя тот был младшим, а левую — на голову Манассии, несмотря на то, что Манассия был первенцем.
15 Потом он благословил Иосифа, призвав благословение на сыновей его, такими словами:

«Бог, перед лицом Которого жили5
мои отцы Авраам и Исаак,
Бог, Который был Пастырем моим
от рождения моего доныне,

16

Ангел, избавлявший меня от всех бед,
да благословит этих отроков!
Моим именем им предстоит называться
и именами отцов моих Авраама и Исаака.
Да будет многочисленным
потомство их на земле!»

17 Иосиф подумал, что отец ошибся, возложив свою правую руку на голову Ефрема, поэтому он взял руку отца, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии.
18 «Не так, отец мой, — сказал он, — ибо этот первенец, возложи правую руку на его голову».
19 Но отец его отказал ему. «Я знаю это, сын мой, — возразил он, — я знаю, что и от него произойдет народ и он тоже станет великим. Но всё же его младший брат превзойдет его, и потомство того — целый сонм народов».6
20 И благословил он их в тот день и сказал:

«Когда благословить кого-либо
захотят в Израиле,
будут именами вашими пользоваться,7 говоря:
„Да уподобит тебя Бог Ефрему и Манассии!“»


Так он поставил Ефрема выше Манассии.
21 Затем Израиль сказал Иосифу: «Дни мои сочтены, но Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших.
22 И тебе, сверх того, что получат братья твои, я даю горный склон,8 который отвоевал я у амореев мечом и луком своим».

Новой Женевской Библии

48:1 И он взял... двух сынов своих. Чтобы Иаков мог благословить их и распространить на них обетования завета.

48:3 Бог Всемогущий. См. 17:1 и ком.

в Лузе. См. 28:10−22 и ком.

благословил. Божие благословение дало Иакову власть благословить двенадцать колен Израилевых (48:5 — 49:28). Через благословение патриархов осуществлялась связь между поколениями избранных, живших в разное время и в разных местах (см. ком. к ст. 1).

48:4 множество народов. См. 28:3 и ком.

землю... потомству. См. 12:7 и ком.

48:5 Ефрем и Манассия. И вновь младшему сыну отдано предпочтение (ст. 20; 25:23 и ком.).

Рувим и Симеон. Два старших сына Лии упоминаются в связи с тем, что им было отказано в первенстве ради того, чтобы дать двойной удел Иосифу, первенцу Рахили. Рувим лишился права первородства, поскольку осквернил постель своего отца (49:3−4).

48:6 будут твои. В отличие от Ефрема и Манассии, которые теперь считаются сыновьями Иакова.

в их уделе. Иаков видел глазами веры двойной удел земли, который он даровал Иосифу, усыновив двух его сыновей.

48:7 из Месопотамии. См. 25:10 и ком.

Рахиль. Лия была погребена в семейном захоронении, Рахиль же удостоена особой чести, а память о ней увековечена благодаря тому, что двойной удел земли принадлежит ее первенцу.

48:8 кто это? Такой вопрос, обращенный к лицам, получающим удел земли, являлся частью этого ритуала.

48:9 Бог дал. Иосиф ответил точно так же, как когда-то сам Иаков ответил Исаву на подобный вопрос; он разделял веру своего отца (33:5; 41:50−52).

48:10 поцеловал. Иаков, благословляя сыновей Иосифа, повторяет тот же обряд, который выполнил Исаак, благословляя Иакова (27:26).

48:12 от колен. Когда приемного ребенка объявляли своим, его сажали на колени. Поэтому Иаков поставил детей Иосифа между коленей, после чего Иосиф отвел их в сторону.

поклонился ему... до земли. Равный фараону (44:18) склоняется до земли перед патриархом, передающим Божии обетования.

48:14 правую руку... положил на голову. Иаков против воли Иосифа наделяет младшего более сильным благословением. Это первое в Писании упоминание о том, что, произнося благословения, возлагают руки на голову благословляемого.

48:15 благословил. Впоследствии благословение передавалось всему Израилю через священника (Чис 6:24−26).

пред Которым ходили отцы мои. См. 17:1 и ком.

48:16 Ангел. Иаков познал реальность Божия присутствия на собственном опыте (28:12; 31:11; 32:1−3, 22−32).

48:17 увидел Иосиф. Чтобы не прерывать повествования, это объяснение (ст. 17−20) включается в ритуал благословения.

48:19 отец его не согласился. Патриарх, получивший власть от самого Бога, стоит выше владыки Египта.

знаю. Ситуация, прямо противоположная той, в которой сам Иаков обманом получил благословение: Исаак благословил младшего сына, не ведая об этом; Иаков же сознательно благословляет младшего, выполняя волю Божию.

но меньший его брат будет больше его. И вновь, вопреки обычаю, благословение получает младший брат, как это было в случае с Исааком и Измаилом, Иаковом и Исавом, Иосифом и Рувимом, а теперь с Ефремом и Манассией. Пути Божии не совпадают с установлениями людей (Ис 55:8−9).

48:20 Ефрема выше Манассии. Колено Ефремово было величайшим из десяти северных колен.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Евр. Эль-Шаддай; см. примеч. к 17:1.
4  [2] — Букв.: потомкам твоим после тебя.
6  [3] — Букв.: по именам своих братьев они будут названы в своем наследстве.
14  [4] — Друг. возм. пер.: и с умыслом положив.
15  [5] — Букв.: ходили.
19  [6] — Букв.: станет полнотой народов.
20  [7] — Букв.: тобой (LXX: вами) будут благословлять Израиль.
22  [8] — Или: Шехем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.