Бытие 49 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Созвал Иаков сыновей своих и сказал: «Сойдитесь вкруг меня, я возвещу вам о том, что ждет вас в дни грядущие.1
2

Собравшись вместе, сыны Иакова,
послушайте,
послушайте отца своего Израиля!

3

Рувим, первенец мой, сила моя,
первый плод моей зрелости,
в чести и власти своей
ты братьев своих превыше!

4

Неудержим ты, как стихия водная,
но знай — не первенствовать тебе более,2
коли лег ты на брачное ложе отцовское
и его осквернил.
На мою постель возлечь он посмел!

5

Симеон и Левий, одного духа братья!
Орудия жестокости — мечи3 их.

6

В умыслах их не хочу быть участником
и к сборищу их да не буду причтен —
они в приступе гнева мужей убивают,
из прихоти калечат4 быков.

7

Гнев их да будет проклят,
ибо жесток он,
и ярость их, ибо она беспощадна;
разбросаю их среди сынов Иакова,5
рассею среди потомков Израиля.6

8

Иуда, восхвалят7 тебя братья!
Врагов своих ты в бегство обратишь,8
и сыновья отца твоего
пред тобой в покорности склонятся.

9

Иуда — лев молодой,
ты только что над своею добычей стоял,
сын мой,
и вот он уже потянулся
и разлегся, как лев,
как царь зверей,9
и кто посмеет его потревожить?

10

Скипетр будет в руке Иуды10
и жезл повелителя — у ног его,
пока не придет Тот,
Кто покой принесет11 людям,
Кому повиноваться будут народы.

11

Иуда осла своего
к виноградной лозе привязывает
и осленка — к лозе наилучшей.
Одежды свои он в вине полощет,
облачения свои —
в крови гроздьев винограда.

12

Глаза его — вина темнее,
белее молока — зубы его.12

13

Завулон на морском берегу поселится,
у него — безопасная гавань для кораблей,
и Сидон у него совсем рядом.13

14

Иссахар — это осел крепкий,14
что улегся меж загонами для скота.

15

Стоило ему увидеть пристанище хорошее
и местность приятную,
как он подставил спину свою под ношу
и стал работать в уплату дани.

16

Дан будет суд вершить в народе своем
как одно из колен15 Израиля.

17

Быть Дану змеей на дороге,
аспидом на пути,
что жалит коня в ногу,
так что всадник его навзничь падает.

18

(В Тебе, ГОСПОДИ,
спасение наше — на это и надеюсь я!)16

19

Гад… Досаждать ему будут
набеги грабителей,
но всякий раз тем придется
от него бегством спасаться.17

20

У Асира хороша пища, и ее — в изобилии,18
лакомства его
хоть к столу царскому поставляй.

21

Неффалим — лань он вольная,
потомство производит он на свет превосходное.19

22

Иосиф же — дерево молодое, плодоносное,
у источника выросшее
молодое древо плодоносное,20
ветви21 которого над стеной возвышаются.

23

Как бы яростно ни нападали на него лучники,
с какой бы злобой ни пускали стрелы в него,

24

лук его остается упругим
и руки его крепки
силою Могущественного Бога Иакова,
именем Пастыря, Твердыни Израиля,

25

Бога отца твоего —
Он и впредь да поможет тебе!
И Всесильный Бог да ниспошлет тебе
Свои благословения,
благословения, с неба изливающиеся,
благословения, из глубин земных исходящие,
благословения груди кормящей
и чрева рождающего.

26

Благословения отца твоего превосходят
благословения гор22 древних,
щедрые дары холмов вечных;
да будут они на голове Иосифа,
на темени его, мужа,
среди братьев его прославленного.

27

Вениамин — волк прожорливый,
утром он с жадностью добычу свою глотает
и вечером стремится урвать
хоть часть другими похищенного».23

28 Это все колена Израилевы, числом двенадцать; и это то, что сказал им отец, когда прощался с ними,24 давая каждому колену свое благословение.
29 И о своем погребении распорядился Иаков: «Пришло для меня время отойти к праотцам своим.25 Похороните меня рядом с отцами моими, в пещере, что на поле Эфрона-хетта.
30 Эта пещера на поле Махпела, на востоке от Мамре в Ханаане, на поле, которое Авраам купил у Эфрона-хетта для погребения.
31 Там похоронены Авраам и жена его Сарра, Исаак и жена его Ревекка, там похоронил я и Лию.
32 Поле и пещера на нем были куплены во владение у хеттов».
33 Закончив свое завещание сыновьям, Иаков положил ноги свои на постель и скончался, отошел к праотцам.

Новой Женевской Библии

49:1−28 Патриарх, благословляя сыновей, по вдохновению пророчествует о судьбе двенадцати колен, восхваляя или порицая их основателей, истолковывая их имена или же уподобляя их различным животным. Имя и поступки каждого из двенадцати сыновей предвещают судьбу его колена (Мих 1:10−16). Первыми получают благословение шесть сыновей Лии (ст. 3−15), затем четыре сына, рожденные служанками (ст. 16−21), и, наконец, два сына Рахили (ст. 22−27). Эти благословения одновременно и объединяют двенадцать колен, и проводят различия между ними (ст. 28).

49:1 в грядущие дни. См. Чис 24:14; Втор 31:28−29; Ис 2:2; Мих 4:1. Пророчества Иакова охватывают всю историю Израиля, начиная с завоевания и распределения обетованной земли и заканчивая приходом Иисуса Христа.

49:3−7 Пророчества о трех сыновьях Лии Рувиме, Симеоне и Левин говорят о возмездии за совершенные ими преступления. Грехи отцов припоминаются их детям (Исх 20:5).

49:3 Рувим, первенец мой! Первородство Рувима давало ему большой потенциал, который он так и не раскрыл, поскольку не отличался решительностью и сильным характером. Он хочет спасти Иосифа и предотвращает убийство, но Иосифа продают в рабство, пока Рувим обдумывает свои дальнейшие действия.

49:4 не будешь преимуществовать. Первенец получал три привилегии: права первенца, священство и царскую власть. Права первенца были переданы Иосифу (1Пар 5:1), священство — Левию (Чис 3:41), а царская власть — Иуде (см. ст. 8). Ни один из потомков Рувима не стал судьей, пророком или руководителем народа.

49:5 Симеон и Левий. См. 29:33−34; 34:25.

мечи. Древнееврейское слово может означать «ножи обрезания».

49:7 проклят гнев их. Проклятию подлежит их гнев, а не сами колена.

разделю их в Иакове. Удел колена Симеонова представлял отдельные, не соединенные между собой области на территории удела Иуды (см. Нав 19:1). Колено Левия было рассеяно среди всех колен Израиля.

49:8 Иуда. См. 29:35 и ком.

поклонятся тебе сыны отца твоего. Как Исав поклонился Исааку (25:23; 27:29), а братья — Иосифу (43:26), так и двенадцать колен Израилевых поклонились Давиду — потомку Иуды (2Цар 5:1−3).

49:9 лев. Иисус Христос, Великий Потомок Иуды, назван «львом от колена Иудина» (Откр5:5).

49:10 скипетр. См. Чис 24:17 и ком.

не отойдет. Это пророчество подтвердилось заветом с Давидом (2Цар 7:16).

доколе не приидет Примиритель. Древний арамейский перевод гласит: «доколе не придет Мессия, и его есть царство, и Ему будут повиноваться народы». Это пророчество исполнилось, когда пришел Иисус Христос (Иез 21:27; Откр 5:5). Божий замысел в отношении человечества, состоящий в правлении и владычестве (1:26−28), сосредоточивается в Иисусе Христе.

Ему покорность народов. См. 27:29 и ком.

49:11 осленка. На таком же осленке Царь въехал в Иерусалим (Зах 9:9).

к виноградной лозе. Виноградная лоза обычно служила символом плодородия.

в вине. Превратив воду в вино (Ин 2:1−11), Иисус показал, что приближается исполнение этого пророчества.

49:13 Завулон. См. 30:20; Нав 19:10−16; Суд5:18.

49:14 Иссахар. См. 30:18.

49:15 работать в уплату дани. Хотя Иссахар был прославлен (Суд 5:1), здесь его колено порицается за готовность променять свободу на принудительный труд ради достижения материальных благ (Нав 16:10; Суд 1:28, 30, 33).

49:16 Дан См. 30:6.

судить народ. Т.е. вершить правосудие.

49:17 змеем. Несмотря на то, что Даново колено было немногочисленным, оно оставалось чрезвычайно опасным для противника, неожиданно нанося удары и уничтожая более многочисленные народы (Суд 18). Самсон, принадлежавший к этому колену, без посторонней помощи разбил филистимлян (Суд 14−16).

49:18 Молитва Иакова прерывает его пророческие благословения.

49:19 Гад. См. 30:11. Четыре из шести древнееврейских слов этого стиха произносятся как «гад». В них использованы три различных корня, означающих «удача, прибавление», «отсекать» и «нападать, теснить». Гад постоянно подвергался опасности со стороны своих южных и восточных соседей.

49:20 Асира. См. 30:13.

будет доставлять царские яства. Указание на то, что в будущем он будет владеть плодородной землей (Втор 33:24; Нав 19:24−31).

49:21 Неффалим. См. 30:8; Нав 19:32−38.

49:22 Иосиф. См.30:24;48:15−20.

плодоносного. Некогда бесплодная Рахиль произвела самое плодовитое колено (30:2, 22; 41:52).

простираются над стеной. О расширении их территории см. Нав 17:14−18.

49:24 мощного Бога Иаковлева. См. Ис 49:26.

Пастырь. См. 48:15, 16.

49:25 Твердыня. Надежная защита Израиля (Втор 32:4, 15, 18).

Всемогущего. См. 17:1 и ком.

благословениями. В этом стихе шесть раз используются слова с одним и тем же древнееврейским корнем, означающим «благословить, благословение». Благословения включали в себя плодородие земли, питаемой благотворной влагой с небес (1:6−8 и ком.), и плодовитость тела («грудь» и «утроба»; 1:22; Чис 24:5−7). Благословения, данные человечеству при сотворении, теперь переданы Иосифу.

49:26 благословения гор древних. См. Втор 33:15.

да будут... между братьями. Благословение на Иосифа исходило от Бога (см. Втор 33:16).

избранного. Это древнееврейское слово обозначает того, кто посвящен на особое служение.

49:27 Вениамин. См. 35:18

волк. Он убивает больше, чем может съесть.

делить добычу. Вениамин был настолько удачлив, что мог делиться добычей.

49:29 — 50:26 Веря Божиим обещаниям Аврааму и Исааку даровать им обетованную землю, последний патриарх стремился быть похороненным с ними в Ханаане, а не в Египте. Иосиф также заклинает своих братьев захоронить его там после исхода. Сходство судеб Иакова и Иосифа, умерших в Египте, но погребенных в земле обетованной, объединяет поколение Иосифа с патриархами и предвещает исход. Единство семьи в дальнейшем подчеркивается добрыми словами Иосифа и его благосклонностью к своим братьям.

49:29 заповедал он им. Эти два текста, 47:29−31 и 49:29−33, образуют некое обрамление, заключающее в себе благословение двенадцати колен вместе с Ефремом и Манассией.

49:31 Все патриархи умерли в вере, не получив обещанного (Евр 11:39−40).

49:33 положил ноги свои на постель. См. 48:2.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: в конце дней. В своей боговдохновенной речи Иаков рисует картину будущего потомков своих сыновей в Ханаане, исходя при этом из особенностей их характера и обстоятельств жизни. Одни предсказания касаются более близкой, другие — более далекой перспективы, простираясь до «последних дней» (в мессианском смысле этих слов).
4  [2] — Колено Рувима никогда не играло сколько-нибудь значительной роли в истории Израиля.
5  [3] — Или: советы; значение евр. слова неясно.
6  [4] — Букв.: подрезают жилы.
7  [5] — Букв.: разделю их в Иакове.
7  [6] — Потомки Левия (левиты) не получили своего земельного удела в Ханаане — им было выделено 48 городов по всей его территории. Потомки Симеона были столь малочисленными, что получили лишь несколько селений на земле потомков Иуды.
8  [7] — См. примеч. к 29:35.
8  [8] — Букв.: рука твоя (будет) на шее врагов твоих; ср. 16:12.
9  [9] — Или: львица.
10  [10] — Букв.: не отойдет скипетр от Иуды — царственное достоинство колена Иуды, обретенное при Давиде, благодаря завету Господню становится вечным (см. 2Цар 7:16) и в царствовании Иисуса Христа находит свое полное осуществление.
10  [11] — Один из возм. переводов по-разному понимаемого евр. текста.
12  [12] — Или: темны от вина глаза его, белы от молока его зубы.
13  [13] — Колену Завулона обещано приморское (между Галилейским и Средиземным морями) положение как источник его богатств (см. Втор 33:18,19).
14  [14] — Эмблема Иссахарова колена — крепкий осел. Ему обещана плодородная, удобная для земледелия область, его потомки будут предпочитать рабство войне.
16  [15] — Друг. возм. пер.: будет отстаивать (честь и права) своего народа, как и другие племена. По словам Иакова, это колено будет играть важную роль в истории Израиля. Частично это предсказание нашло свое исполнение в период судей, когда Самсон, потомок Дана, правил Израилем 20 лет. В перечислении 12 колен Израилевых, тех, кто войдет в небесный Ханаан, имя этого колена выпущено, очевидно, из-за его характера (Откр 7).
18  [16] — Очевидно, это краткая молитва Иакова в предвидении той борьбы, которую предстоит пережить его потомкам.
19  [17] — Букв.: он будет преследовать их по пятам. Колено Гада подвергалось постоянным набегам арабских кочевых племен (Суд 10; 1Пар 5:18).
20  [18] — Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодороднейшей местностью в Палестине.
21  [19] — Букв.: дает он речи изящные; перевод дан по друг. чтению.
22  [20] — Друг. чтение: Иосиф — сын дикой ослицы, сын дикой ослицы у источника, жеребята на склоне холма. Иаков, благословляя Иосифа на все дни его жизни, указывает на Бога как на источник этих благословений.
22  [21] — Или: дочери.
26  [22] — Так в LXX; масоретский текст: благословения моих прародителей.
27  [23] — Букв.: делит добычу — воинственный характер, который умирающий отец видит в своем младшем сыне, позже проявил себя в его потомках (см. Суд 3:15; 1Цар 11:6−11; 1Цар 14:13−15).
28  [24] — Или: когда благословлял их.
29  [25] — Букв.: быть приобщенным к народу моему.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.