Бытие 5 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 ЗАПИСЬ О ПОТОМКАХ1 АДАМА.
(Когда Бог сотворил человека,2 Он создал его по подобию Божию.
2 Мужчину и женщину — первую пару3 Он сотворил, и благословил их, и в день их сотворения дал имя им: «человек».)4
3 Адаму было сто тридцать лет, когда у него родился сын — подобие и образ отца своего Адама, — он назвал его Шетом.
4 После рождения Шета Адам жил восемьсот лет, и родились у него еще сыновья и дочери.
5 Прожив девятьсот тридцать лет, Адам умер.
6 Шету было сто пять лет, когда у него родился Энош.
7 После рождения Эноша Шет жил восемьсот семь лет, были у него и другие сыновья и дочери.
8 Прожив девятьсот двенадцать лет, Шет умер.
9 Эношу было девяносто лет, когда у него родился Кенан.
10 После рождения Кенана Энош жил восемьсот пятнадцать лет, были у него и другие сыновья и дочери.
11 Прожив девятьсот пять лет, Энош умер.
12 Кенану было семьдесят лет, когда у него родился Махалалэль.
13 После рождения Махалалэля Кенан жил восемьсот сорок лет, были у него и другие сыновья и дочери.
14 Прожив девятьсот десять лет, Кенан умер.
15 Махалалэлю было шестьдесят пять лет, когда у него родился Еред.
16 После рождения Ереда Махалалэль жил восемьсот тридцать лет, были у него и другие сыновья и дочери.
17 Прожив восемьсот девяносто пять лет, Махалалэль умер.
18 Ереду было сто шестьдесят два года, когда у него родился Енох.5
19 После рождения Еноха Еред жил восемьсот лет, были у него и другие сыновья и дочери.
20 Прожив девятьсот шестьдесят два года, Еред умер.
21 Еноху было шестьдесят пять лет, когда у него родился Мафусал.6
22 Енох жил в тесном общении7 с Богом и особенно после рождения Мафусала. Так было триста лет, в которые у него родились и другие сыновья и дочери.
23 Триста шестьдесят пять лет провел Енох на земле,
24 живя в тесном общении с Богом; и не стало его, потому что Бог взял его на небо живым.
25 Мафусалу было сто восемьдесят семь лет, когда родился у него Ламех.
26 После рождения Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года, были у него и другие сыновья и дочери.
27 Прожив девятьсот шестьдесят девять лет, Мафусал умер.
28 Ламеху было сто восемьдесят два года, когда у него родился сын,
29 он дал ему имя Ной, сказав: «Он утешит8 нас среди тяжких трудов наших, облегчит муки наши, что испытываем при возделывании земли, ГОСПОДОМ проклятой».
30 После рождения Ноя Ламех жил пятьсот девяносто пять лет, были у него и другие сыновья и дочери.
31 Прожив семьсот семьдесят семь лет, Ламех умер.
32 Ною было пятьсот лет, когда у него родились сыновья: Сим,9 Хам, Яфет.10

Новой Женевской Библии

5:1 — 6:8 В родословной Адама автор сосредоточивает внимание на благочестивой линии Сифа (гл. 5) и затем подводит итог умножению греха на земле перед потопом (6:1 8).

5:1−32 Глава содержит десять параграфов, каждый из которых посвящен одному поколению потомков Адама через Сифа. Обе родословные (см. ком. к 4:25) имеют единую структуру: одна ветвь с одним потомком из каждого поколения в начале и разветвление родословной на трех сыновей в конце (4:20−22; 5:32; это верно и в отношении родословной в 11:10 26). Однако по своему содержанию эти родословные противопоставлены одна другой. В то время как первая повествует об обремененной проклятием линии Каина, в начале и в конце которой стоит убийца (4:17−24), последняя соединяет Адама, основателя человечества, с Ноем, через которого человечество было восстановлено (4:25−26 и ком.). Еноха и Ламеха из линии Сифа нельзя отождествлять с первым и последним потомками в линии Каина. Енох, седьмой по порядку, «ходил пред Богом», и «Бог взял его» (ст. 24), а благочестивый Ламех назвал своего сына Ноем, надеясь, что Господь «утешит нас» (см. ст. 29). Род Каина погиб во время потопа; род Сифа пережил потоп. Исследователи расходятся во мнениях относительно пропусков в родословных. Если их нет, значит, согласно Библии, Адам был сотворен в 4004 г. до Р.Х. Но тогда трудно соотнести первые главы книги Бытие со всемирной историей, восстановленной по небиблейским источникам. Систематизация поколений по десять в каждой родословной, которой соответствует сходная система в Мф 1, не позволяет использовать эти родословные при вычислении абсолютной хронологии (11:10−26 и ком.). По всей видимости, за указанной здесь продолжительностью жизни стоит иной смысл.

5:1 Вот родословие Адама. Точнее, «запись родословия». Упоминание о записи свидетельствует о том, что автор располагал какими-то письменными источниками (11:10−26).

5:2 благословил. См. 9:1 и ком.

нарек. См. 1:5 и ком.

5:3 по подобию ... по образу. Если Адам был сотворен по образу и подобию Божию, то сын Адама, рожденный по образу и подобию своего отца, получил от него и печать его грехопадения.

5:4 сынов и дочерей. Праведники и грешники встречались среди всех детей Адама. Чтобы проповедовать им, Бог воздвигал пророков, таких, как Енох (Иуд 1:14−15) и Ной (2Пет 2:5).

5:5 девятьсот тридцать лет. См. ком. к 5:1−32.

умер. Через преступление Адама смерть вошла во все творение (Рим 5:12−14). С другой стороны, несмотря на это, благодать Божия сохраняет мессианскую линию (3:15 и ком.) даже тогда, когда земля изобилует грехом (4:17−24).

Возраст патриархов.

5:22 ходил... пред Богом. Это выражение, повторяющееся дважды (ст. 24), означает близкое общение с Господом (3:8; 6:9).

5:24 не стало его. Однако он не умер (см. Евр 11:5).

Бог взял его. Как и Илию (см. 4Цар 2:1, 5, 9−10).

5:29 он утешит нас... Если Ламех из рода Каина стремится воздать за зло (4:24), то Ламех из рода Сифа надеется, что Господь даст ему семя, через которое придет освобождение от греха.

5:32 пятьсот. См. ком. к 5:1−32.

родил Ной Сима, Хама и Иафета. См. 9:18. От сыновей Ноя произойдет послепотопное человечество. Сим станет прародителем семитских народов; Хам хамитских; Иафет индоевропейских, или иафетических.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 2:4.
1  [2] — Или: Адама; см. примеч. «а» к 1:26.
2  [3] — Букв.: их.
2  [4] — Евр. Адам.
18  [5] — Евр. Ханох; ср. 4:17.
21  [6] — Евр. Метушелах.
22  [7] — Или: постоянно ходил; то же в ст. 24. Автор использует фразу «ходил с Богом», чтобы представить Еноха (а позже Ноя, см. 6:9) как человека, живущего непорочно среди своих современников. Среди всех остальных патриархов, включая и Адама, Енох был исключением: он благодаря общению с Богом оказался тем, кто, по словам автора Послания к евреям, «был взят (на небо) не познавшим смерти» (Евр 11:5).
29  [8] — Имя Ной (евр. Ноах) созвучно евр. глаголу «утешать» (нахам).
32  [9] — Евр. Шем — имя.
32  [10] — Син. пер.: Иафет.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.