2 Царств 16 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Давид начал спускаться с вершины горы, навстречу ему вышел Цива, слуга Мефивошета, с парой навьюченных ослов, а на них — две сотни хлебов, сотня лепешек изюма, сотня лепешек смокв и бурдюк с вином.
2 Царь спросил Циву: «Для чего всё это?» Цива ответил: «Ослы — для царского дома, чтобы ездить на них, хлеб и сушеные фрукты — в пищу слугам твоим, а вино — для питья тем, кто ослабеет в пустыне».
3 «А где сын твоего владыки?» — спросил его царь. «Остался в Иерусалиме, — ответил Цива, — ведь он рассуждает так: „Теперь Израиль1 возвратит мне царство отца моего“».
4 Царь сказал Циве: «Всё, что было у Мефивошета, теперь твое». «Низко кланяюсь тебе, да буду я тебе угоден, владыка мой царь!» — сказал в ответ ему Цива.
5 Когда царь Давид подошел к Бахуриму, навстречу ему вышел человек из рода Саула, по имени Шими, сын Геры; он шел, изрекая проклятия
6 и швыряя камнями в Давида, во всех его слуг и в народ, хотя справа и слева были могучие воины.
7 Говорил Шими, проклиная царя: «Прочь, прочь, кровопийца и негодяй!
8 Отплатил тебе ГОСПОДЬ за всю кровь рода Саулова, престол которого ты занял, и отдал ГОСПОДЬ твое царство Авессалому, сыну твоему. Вот и на тебя обрушилась беда, кровопийца!»
9 Авишай, сын Церуи, предложил царю: «Что этот дохлый пес проклинает владыку моего царя? Позволь, я пойду и снесу ему голову!»
10 Но царь ответил: «Что мне до этого,2 сыновья Церуи? Если он проклинает потому, что ГОСПОДЬ велел ему проклинать Давида, то кто может запретить ему делать это?»
11 И еще сказал Давид Авишаю и всем своим слугам: «Если мой собственный сын ищет моей смерти, то чего ждать от вениаминитянина! Оставьте его, пусть проклинает, верно, так велел ему ГОСПОДЬ.
12 Может быть, увидит ГОСПОДЬ унижение мое и воздаст мне за него благом».
13 Давид и его люди следовали своим путем, а Шими шел рядом по склону горы — шел, изрекая проклятия и швыряя в его сторону камни и горсти пыли.
14 Царь и все люди, что были с ним, устали и расположились на отдых.
15 Авессалом и его сторонники израильтяне вступили в Иерусалим. Был с ним и Ахитофел.
16 Когда Хушай-аркитянин, друг Давида, пришел к Авессалому, то воскликнул: «Да здравствует царь! Да здравствует царь!»
17 Авессалом ответил Хушаю: «Так вот какой ты верный друг! Что же ты не ушел вместе со своим другом Давидом? »
18 «Нет, — ответил он Авессалому, — кого избрал и ГОСПОДЬ, и этот народ — все израильтяне, за того буду и я, останусь с ним.
19 Да и кому мне служить, как не сыну царя? Как служил я твоему отцу, так и тебе буду».
20 Авессалом тогда попросил Ахитофела: «Дай нам совет, чтобы знали мы, как поступить!»
21 «Возьми наложниц своего отца, которых он оставил присматривать за дворцом, — посоветовал ему Ахитофел, — и так узнает весь Израиль, что ты стал ненавистен своему отцу, и все, кто за тебя, обретут силу!»
22 И вот на крыше дворца разбили шатер для Авессалома, и он на глазах у всего Израиля спал с наложницами своего отца.
23 В те дни совет Ахитофела был как если бы вопросили слово у Бога — так ценен был любой совет Ахитофела и для Давида, и для Авессалома.

Новой Женевской Библии

16:1 Сива. См. 9:2.

Мемфивосфея. См. ком. к 4:4.

16:5 Бахурима. См. ком. к 3:16.

Семей. Как родич Саула, Семей не мог простить Давиду, что тот занимает трон, некогда принадлежавший Саулу.

сын Геры. См. Быт 46:21; Суд 3:15; 1Пар 8:3, 5, 7. Тот факт, что Семей везде представлен с уточняющей оговоркой «сын Геры» (19:16, 18; 3Цар 2:8), вызван распространенностью его имени, неоднократно встречающегося в ВЗ (3Цар 4:18; 1Пар 4:26).

16:8 Господь обратил на тебя. Семей прав, рассматривая бедствия Давида как кару Божию, но ошибается, когда утверждает, что наказан Давид за узурпацию израильского престола и гибель многих представителей дома Саулова. Несчастья, обрушившиеся на Давида, следует считать расплатой за грехи — прелюбодеяние с Вирсавией и убийство Урии Хеттеянина, — наступившей по слову Божиему: «вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего» (12:11).

16:9 Авесса, сын Саруин. См. ком. к 2:18.

мертвый пес. См. ком. к 1Цар 24:15.

16:11 оставьте его, пусть злословит. Давид не прерывает поносящего его Семея, руководствуясь несколькими соображениями: 1) быть может, понося Давида, Семей выполняет волю Господа (ст. 10); 2) если собственный сын жаждет смерти своего отца, то стоит ли винить того, чьи близкие пострадали от руки Давида; 3) если злословие несправедливо, Господь воздает за то уничижение, которое он претерпел от Семея (см. ком. к ст. 12). Такая готовность смиренно принять суд Господа характерна для Давида (12:20; 15:26) и, кроме того, заставляет вспомнить священника Илия в лучшие моменты его жизни (см. ком. к 1Цар 3:18).

16:12 воздаст мне Господь благостью. В ст. 8 Семей злословит Давида, утверждая, что Господь обратил на него Свой гнев за гибель многих из дома Саулова. В данном же стихе Давид выражает надежду на то, что Господь вознаградит его за то уничижение, которое он претерпел от Семея (см. ком. к ст. 11).

16:15 Ахитофел. См. ком. к 11:3.

16:16 Хусий Архитянин. См. ком. к 15:32.

16:17−19 Видимое недоверие Авессалома к «другу Давидову» рассеивается после мудрого ответа Хусия, что он будет служить тому, кого избрал Господь и народ Израиля, и будет предан сыну так же, как был предан отцу. В его словах нет обмана, поскольку высказанным выше условиям Авессалом никак не соответствует.

16:21 войди к наложницам отца твоего. Если до этого и существовала какая-либо возможность примирения между отцом и сыном, то, вняв совету Ахитофела и войдя к наложницам Давида, оставленным им для «хранения дома» (15:16; о наложницах см. 5:13), Авессалом уничтожил ее. Подобный поступок мог свидетельствовать только о непреклонной решимости Авессалома занять отцовский престол (3:7; 12:8; 3Цар 2:22). Но каковы бы ни были мотивы Авессалома, его греховное беззаконие не могло не вызвать гнева Господа и последующего справедливого наказания (Лев 18).

16:22 на кровле. См. ком. к 11:2.

и вошел Авессалом к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля. Так исполнился суд Божий, возвещенный Давиду через Нафана (12:11−12).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: дом Израилев.
10  [2] — Или (ближе к букв.): что между нами общего?..
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.