Библия » Сравнение переводов

2 Царств 24 глава

Вторая книга Царств

Под редакцией Кулаковых

1 Вновь разгневался ГОСПОДЬ на израильтян и поднял на них Давида, сказав: «Иди пересчитай израильтян и иудеев!»1
2 Тогда царь сказал Йоаву, военачальнику при нем и его войске: «Обойди все племена Израилевы от Дана до Беэр-Шевы и проведи перепись, чтобы мне знать точное число народа».
3 Йоав ответил царю: «Да умножит ГОСПОДЬ, Бог твой, твой народ и станет его больше, чем нынче, и пусть еще во сто крат умножит его на глазах у владыки моего царя – но зачем это владыке моему царю?»
4 Но слово царя перевесило слова Йоава и других военачальников, так что Йоав с военачальниками отправился по приказу царя проводить перепись народа Израилева.
5 Они перешли Иордан и расположились станом у Ароэра, к югу от города, в долине Гад, по пути к Язеру.
6 Затем пришли они в Гилад, вошли в землю Тахтим-Ходши, двинулись дальше в Дан-Яан и в окрестности Сидона.
7 Достигнув укреплений Тира, вошли они во все города хивитов и ханаанеев и дошли даже до южной пустыни иудейской, до Беэр-Шевы.
8 Так обошли они всю страну и по прошествии девяти месяцев и двадцати дней вернулись в Иерусалим.
9 Йоав представил царю перепись народа, и оказалось, что в Израиле восемьсот тысяч воинов, способных носить меч, а в Иудее – пятьсот тысяч.
10 После этого нехорошо стало на сердце у Давида, что пересчитал он народ. И сказал Давид ГОСПОДУ: «Согрешил я тяжко тем, что сделал это! Но теперь, ГОСПОДИ, прости вину слуге Твоему. Я поступил весьма безрассудно!»
11 Когда Давид встал поутру, было слово ГОСПОДА к пророку Гаду, провидцу Давидову:
12 «Ступай, возвести Давиду, что так говорит ГОСПОДЬ: „Я позволю тебе избрать2 одну из трех бед, выбери, что сделать с тобой“».
13 Гад пришел к Давиду и сказал ему: «Выбирай, быть ли голоду семь лет3 в твоей стране, или три месяца скрываться тебе от врагов, что будут гнаться за тобой, или три дня быть поветрию моровому в стране твоей. Рассуди и реши, что мне передать Пославшему меня».
14 Давид ответил Гаду: «Велико горе мое, но лучше попасть мне в руки ГОСПОДА, ведь милосердие его безмерно, только бы не попасть в руки людей».
15 ГОСПОДЬ обрушил моровое поветрие на Израиль с утра и до назначенного времени, и погибло из народа от Дана до Беэр-Шевы семьдесят тысяч человек.
16 Ангел смерти простер руку и над Иерусалимом, чтобы опустошить его, но ГОСПОДЬ пожалел об этом бедствии и повелел ангелу, губившему народ: «Довольно, опусти руку». Ангел был тогда над самим гумном Аравны-евусея.
17 Давид, увидев ангела, поражавшего народ, сказал ГОСПОДУ: «Это я согрешил, моя вина, а эти люди – овцы, что сделали они? Против меня подними Свою руку и против рода отца моего!»
18 В тот день пришел Гад к Давиду и сказал ему: «Иди и воздвигни ГОСПОДУ жертвенник на гумне Аравны-евусея».
19 Давид отправился туда по слову Гада, как и велел ГОСПОДЬ.
20 Когда Аравна увидел, что к нему приближается царь со своими слугами, он вышел навстречу царю и поклонился до земли.
21 «Зачем пришел владыка мой царь к своему слуге?» – спросил Аравна. «Хочу купить у тебя гумно, – ответил Давид, – чтобы воздвигнуть там жертвенник ГОСПОДУ и отвести моровое поветрие от народа».
22 Аравна сказал Давиду: «Пусть возьмет владыка мой, царь, для жертвы всё, что ему приглянется: смотри, вот скот, чтобы принести жертву, вот молотильные салазки с упряжью – на дрова».
23 Всё это Аравна отдавал царю даром, и еще сказал Аравна царю: «Да будет ГОСПОДЬ, Бог твой, милостив к тебе».
24 Но царь ответил Аравне: «Нет, я заплачу тебе за всё. Не стану приносить ГОСПОДУ, Богу моему, то всесожжение, которое ничего мне не стоило». И Давид купил гумно вместе со скотом за пятьдесят шекелей серебра.
25 Давид воздвиг там жертвенник ГОСПОДУ, принес всесожжения и благодарственные жертвы – ГОСПОДЬ внял мольбе о стране, и моровое поветрие не губило более народ израильский.

Новой Женевской Библии

24:1-25 В событиях, описанных в этой заключительной главе, Давид показан тем, кем он был, – грешником, которому ведомо искреннее раскаяние и упование на Божественную милость (см. 12,13 и ком.). Этим Давид в корне отличается от своего предшественника Саула, и как раз это в известной степени определило различие их судеб. Разумеется, что определяющее значение имеет здесь Божественное избранничество Давида, с особой силой выраженное в обетовании вечного царствования его дома (7,11-16).

24:1 опять. В случае, если данное слово подразумевает вполне определенное событие, совершившееся ранее, то наиболее соответствующим представляется голод, о котором говорится в 21,1.

и возбудил он... Давида. Грамматическое строение фразы таково, что слово "он" может относиться к Господу (ср. 1 Цар. 26,19: "если Господь возбудил тебя против меня"). Однако из 1 Пар. 21,1 следует, что Давид был возбужден сатаной, и, таким образом, данное место затрагивает тайну присутствия и осуществления зла в мире. В этой связи необходимо отметить, что, хотя Писание совершенно однозначно говорит о том, что святой Бог не может быть источником зла (Нав. 1,13-15), но не оставляет также сомнений в том, что даже злые дела людей и сатаны не находятся за пределами Божией власти (см. 1 Цар. 2,25 и ком.; Исх. 4,21; 3 Цар. 22,20-23; Иов 1,12; Иез. 14,9; Деян. 4,27.28; 2 Кор. 12,7). Господь и сатана – не равны по могуществу, и над последним всегда простерта власть Божия.

исчисли. В переписи самой по себе нет ничего дурного (Чис. 1,1.2; 4,1.2; 26,1-4; но см. Исх. 30,11.12). Таким образом, камнем преткновения в данном случае, как и тогда, когда Израиль требовал себе царя (1 Цар., гл. 8), являются мотивы, по которым перепись предпринималась. В тексте нет на них прямого указания, однако с полным основанием можно предположить, что повеление Давида "исчислить народ" (ст. 2) было продиктовано гордыней и желанием увериться в том, сколь обширно его царство, или, возможно, даже стремлением распространить его за определенные Господом пределы.

Израиля и Иуду. См. ком. к 1 Цар. 11,8.

24:2 от Дана до Вирсавии. Образное обозначение всех земель израильских.

24:3 для чего... царь желает этого дела? О причинах беспокойства Иоава ничего не говорится; с равной вероятностью они могли быть как политического, так и религиозного свойства, поскольку перепись могла быть истолкована народом как знак того, что Давид намеревается повысить налоги либо ввести новую воинскую повинность.

24:4 слово царя... превозмогло. То обстоятельство, что Давид настаивает на своем приказании и не отвечает на вопрос Иоава, может означать, что, организуя перепись, он руководствовался сомнительными побуждениями (см. ст. 1 и ком.).

24:5-7 Несмотря на то, что данные стихи в текстологическом отношении вызывают некоторые затруднения, они вполне определенно дают понять, что перепись началась на юге заиорданской области и, пройдя по всей стране, закончилась в Вирсавии.

Царство Давида.

24:8 девять месяцев и двадцать дней. Большая часть этого времени потребовалась для того, чтобы произвести перепись; собственно путь мог занять лишь несколько недель.

24:9 Израильтян было восемьсот тысяч мужей... Иудеян пятьсот тысяч. В 1 Пар. 21,5 названо соответственно "тысяча тысяч, и сто тысяч" и "четыреста семьдесят тысяч"; в связи с этим несоответствием см. ком. к 1 Пар. 21,5.

24:10 вздрогнуло сердце. См. 1 Цар. 24,6.

тяжко согрешил я. См. ст. 17.

прости грех. Будучи искренней, мольба Давида о прощении, должно быть, была услышана и удовлетворена Господом еще до прихода к царю Гада (ст. 11-13). Однако, как и прежде, когда Давид согрешил против Урии и Вирсавии, прощение не означает, что его грех не будет иметь последствий (ст. 13; 12,13.14).

24:12 пойди и скажи Давиду. Господь посылает к Давиду Гада, как прежде посылал к нему пророка Нафана (см. 12,1 и ком.), с тем, чтобы он обличил Давида.

24:13 избирай... быть ли голоду ... чтобы была... моровая язва. В наказании нашествием неприятелей для Давида таится угроза стать жертвой их мечей, которая здесь прямо не высказана, но зато открыто звучит в 1 Пар. 21,12: "три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать до тебя". Голод, меч и моровая язва образуют триаду ветхозаветных кар, грозивших тем, кто упорствовал в своем пренебрежении к завету (см., напр., Лев. 26,23-26; Втор. 28,21-26; 32,24.25; З Цар. 8,37; 2 Пар. 20,9; Ис.51,19;Иер. 14,12; Иез. 6,11.12).

реши. По милосердию Своему Господь дозволяет Давиду самому выбрать одно из трех возможных наказаний.

24:14 пусть впаду я в руки Господа. Данные слова допускают и первое, и третье наказание, т.е. голод или моровую язву (хотя в 1 Пар. 21,12 именно о последней говорится как о "мече Господнем"), и подчас из них делают вывод, что выбор Давида объясняется его заботой о собственной безопасности. Однако дело в том, что только второе наказание предполагает человеческий фактор, в то время как голод и моровая язва – бедствия, целиком и полностью зависящие от воли Господа, а милость Господа известна Давиду, на нее он и полагается. См. 24,16 и ком.

24:15 от Дана до Вирсавии. См. ст. 2.

24:16 довольно. Смилостивившись, Господь останавливает руку карающего Ангела (см. ком. к ст. 14).

Ангел же Господень. См. ком. к Быт. 16,7; Исх. 33,2; Пс. 34,5.6; Мф. 13,41; Деян. 12,23.

у гумна Орны. На этом месте Соломоном будет воздвигнут храм.

24:17 пусть же рука Твоя обратится на меня. Сердце Давида, как и сердце Божие (ст. 16), скорбит при виде бедствий его народа. Как истинный царь-пастырь, он исполняется сострадания и молит, чтобы карающая рука миновала его "овец" и обратилась на него одного. Хотя Давид действительно заслужил наказание за свой грех, в его жертвенном стремлении самому пострадать вместо своего народа угадывается отдаленный прообраз грядущего великого Пастыря (Мф. 2,6; 25,32-34), Который пожертвует жизнь за Своих овец (Ин. 10,11; ср. 1 Пет. 3,18; Рим. 5,8; 6,23; 1 Кор. 15,3; Фил. 2,8; Евр. 9,15;12,2).

24:22 для всесожжения. См. ком. к 1 Цар. 10,8.

24:24 не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром. Давид сознает, что в то время как Божия милость и прощение есть свободный дар, почтить Бога, не приложив к тому затрат и усилий, – невозможно (ср. Мал. 1, 6-14; 2 Кор. 8,1-5). Писание свидетельствует, что Бог достоин самого лучшего (Чис. 18,12; Втор. 18,3.5; 26,10; Неем. 12,44; Притч. 3,9).

пятьдесят сиклей серебра. См. 1 Пар. 21,25 и ком.

24:25 принес всесожжения и мирные жертвы. См. ком. к 1 Цар. 10,8. умилостивился Господь над страною. Эти слова почти в точности повторяют те, что содержатся в 21,14 и относятся к окончанию голода, ниспосланного на Израиль за нарушение Саулом клятвы гаваонитянам.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.