2 Царств 5 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Все колена Израиля пришли к Давиду в Хеврон и сказали: «Мы из одного народа, одной с тобой крови!1
2 Еще в те времена,2 когда Саул царствовал над нами, это ты вел Израиль в бой. Тебе ГОСПОДЬ сказал: „Ты будешь пасти народ Мой, Израиль, ты станешь вождем Израиля“».
3 Все старейшины Израиля пришли к царю в Хеврон. Заключил там с ними царь Давид союз перед ГОСПОДОМ, а они помазали Давида в цари над Израилем.
4 Тридцать лет было Давиду, когда он вступил на престол, и царствовал он сорок лет.
5 Семь лет и шесть месяцев он правил Иудеей в Хевроне и тридцать три года — всем Израилем и Иудеей в Иерусалиме.
6 Царь со своими людьми выступил тогда в поход на Иерусалим против евусеев, обитателей той земли. Они сказали Давиду: «Ты не войдешь сюда, даже слепые и хромые тебя прогонят», полагая, что израильскому царю туда не войти.
7 Но Давид завладел крепостью Сион — ныне это Город Давидов.
8 В тот день Давид бросил клич: «Кто хочет сразить евусеев, пусть найдет способ пробраться3 к этим хромым и слепым, коим так ненавистен Давид!»4 Потому и говорится: «Ни слепому, ни хромому в Храм не войти».
9 Давид обосновался в крепости на Сионе, назвал ее Город Давидов и выстроил вокруг нее стену до самого Милло.5
10 Давид день ото дня становился всё сильнее, и Сам ГОСПОДЬ, Бог Воинств, был с ним.
11 Хирам, царь Тира, отправил к Давиду послов, а с ними кедровые бревна, плотников и каменотесов для строительства дворца Давида.
12 И тогда Давид осознал, что ГОСПОДЬ прочно утвердил его царем над Израилем и возвысил его царство ради народа Своего, Израиля.
13 После переселения из Хеврона Давид взял себе еще наложниц и жен из Иерусалима, и они родили Давиду еще сыновей и дочерей.
14 Вот имена детей, которые родились у него в Иерусалиме: Шаммуа, Шовав, Натан, Соломон,
15 Ивхар, Элишуа, Непег, Яфиа,
16 Элишама, Эльяда и Элифалет.
17 Когда филистимляне услышали, что Давид помазан в цари над Израилем, то все они отправились, чтобы взять его в плен.6 Давид, узнав об этом, укрылся в крепости.
18 Филистимляне же, придя, вторглись в долину7 рефаимов.
19 А Давид вопросил ГОСПОДА: «Идти ли мне на филистимлян, предашь ли Ты их в мои руки?» ГОСПОДЬ ответил Давиду: «Иди, ибо Я непременно предам филистимлян в твои руки».
20 Израильтяне отправились в Баал-Перацим,8 и там Давид нанес поражение филистимлянам и сказал: «Прорвал ГОСПОДЬ ряды врагов моих предо мной, как вода прорывает запруду ». Потому и называется это место Баал-Перацим.9
21 Филистимляне побросали там изваяния своих богов, а Давид со своими людьми забрал их.
22 Но спустя некоторое время филистимляне снова пришли и вторглись в долину рефаимов.
23 И Давид вновь вопросил ГОСПОДА, и Он ответил: «Не наступай на них прямо, обойди их и напади с тыла, с той стороны, где тутовые деревья.10
24 Когда услышишь, будто кто-то ступает по верхушкам деревьев, действуй, потому что это ГОСПОДЬ выступил перед тобой, чтобы разбить войско филистимлян».
25 Давид поступил, как велел ему ГОСПОДЬ, и разбил филистимлян везде, от Гивы11 до самого Гезера.

Новой Женевской Библии

5:1 все колена Израилевы. Точнее, их предводители. Древнееврейское слово, означающее «колена», «племена», имело также значение «предводители», «старейшины».

кости твои и плоть твоя. Парафраза, выражающая родственную связь (ср. 19:12−13; Быт 29:14; Суд 9:2). То обстоятельство, что Давид являлся израильским старейшинам соплеменником, было первой из трех причин, в силу которых те пожелали видеть его своим царем.

5:2 ты выводил и вводил Израиля. Или: «ты предводил Израиль в военных сражениях». Второй причиной, по которой старейшины Израиля пожелали видеть Давида своим царем (см. ком. к ст. 1), были его удачные действия в качестве военачальника (1Цар 17:32, 45−47; 1Цар 18:7, 13, 16; 1Цар 25:28).

сказал Господь тебе. Третьей причиной, по которой Давид был призван на израильский престол, явилось его избрание Господом (см. 1Цар 16:1).

будешь пасти народ Мой. Образ пастыря часто используется в Библии метафорически — для обозначения Бога (напр., Быт 48:15; Быт 49:24; Пс 22:1; Пс 79:2), Сына Его Иисуса Христа (см., напр., Ин 10:11; 1Пет 5:4; Евр 13:20; Откр 7:17), а также, как в данном случае, того или иного человека, которого Господь поставил руководить другими людьми (см., напр., 7:7; Чис 27:15−17).

5:3 заключил с ними царь Давид завет. См. 3:21. Завет с Давидом и подчинение его царской власти не искоренили чувства обособленности, испытывавшегося как северными, так и южными племенами. О том, сколь сильным оставалось это чувство, явственно свидетельствуют восстание Савея (20:1) и последовавшее в царствование Ровоама разделение единого царства на Иудею и Израиль (3Цар 12:16).

помазали Давида в цари. См. ком. к 2:4.

5:4−5 В ВЗ хронология жизни и царствования того или иного царя часто предваряет повествование о его царском служении (см., напр., 2:10; 1Цар 13:1; 3Цар 14:21; 3Цар 22:42). В данном случае эти сведения о Давиде знаменуют собой его воцарение над всем Израилем.

5:6 Иерусалим. Иерусалим был населен уже в третьем тысячелетии до Р.Х. Географически он располагался на территории, которая во времена Давида принадлежала колену Вениаминову. В то же время поблизости от Иерусалима проходила северная граница владений колена Иудина, которое и прежде на некоторое время завоевывало город (Суд 1:8), однако, как и Вениамин, не смогло на сколько-нибудь продолжительный срок вытеснить из него иевусеев (Нав 15:63; Суд 1:21). Делая Иерусалим столичным городом, Давид мог принять во внимание его стратегически выгодное местоположение, а также достаточно неопределенный статус, что также было немаловажно, ибо в результате такого выбора ни одному из колен не отдавалось предпочтение и, следовательно, не было обиженных.

Иерусалим: «город Давидов».

но они говорили Давиду. Слова иевусеев можно понимать как насмешку или же как выражение решимости сражаться до последнего (даже если в их рядах останутся только слепые и хромые). По-видимому, иевусеи уже давно враждовали со своим вифлеемским соседом Давидом — в ст. 8 явно звучит намек на такую застарелую вражду (см. ком. к 1Цар 17:54).

5:7 крепость Сион. Данное упоминание о Сионе — первое в Библии и единственное в первых двух книгах Царств. Первоначально этим словом, происхождение которого неясно, обозначался укрепленный холм, в настоящее время занимающий юго-западную часть Иерусалима. Со временем оно стало употребляться во все более и более широком смысле, означая целиком весь Иерусалим (напр., 4Цар 19:21; Ис 2:3) и даже весь народ израильский (напр., Пс 149:2; Ис 46:13). Сион также осмысливался как место, на котором свершается суд Божий и творится дело спасения (напр., Пс13:7; Ис 4:4; Плач 4:11).

5:10 И преуспевал Давид и возвышался. С Давидом был Господь Бог Саваоф, что и служило залогом его успехов (см. 1Цар 16:18 и ком.).

5:11 Хирам, царь Тирский. Тир был финикийским портовым городом и располагался приблизительно в сорока восьми километрах к северу от горы Кармил и в сорока километрах к югу от Сидона. Дружба Хирама с Израилем продолжится и в царствование Соломона (см., напр., 3Цар 5:1−12; 3Цар 9:11).

5:12 Господь утвердил его царем над Израилем. См. ком. к ст. 10. ради народа Своего Израиля. Давид отдает себе отчет не только в том, что его царствование находится в полной зависимости от Господа, но и в том также, что на престол он был возведен во имя процветания народа Божиего (см. ст. 2 и 8:15).

5:17 Когда Филистимляне услышали... то поднялись все... искать Давида. Филистимляне никак не отреагировали на воцарение Давида над Иудеей, но распространение его власти на весь Израиль поставило под угрозу их жизненные интересы.

пошел в крепость. См. ком. к 1Цар 23:14.

5:18 в долине Рефаим. Долина Рефаим начинается в нескольких километрах южнее Иерусалима и простирается в сторону владений филистимлян (см. 21:16 и ком.; 23:13; Нав 15:8; 18:16).

5:19 вопросил Давид Господа. См. ком. 2:1.

5:20 Ваал-Перацим. Предполагают, что это место находилось в пяти километрах к юго-западу от Иерусалима.

5:21 оставили там Филистимляне истуканов своих. Результат победы Давида над филистимлянами сравним с тем, к которому ранее привело поражение израильтян, отдавших в руки филистимлянам ковчег завета (см. 1Цар, гл. 4, особ. ст. 2).

Давид с людьми своими взял их. См. ком. к 1Цар 5:2. В 1Пар 14:12 в связи с этим эпизодом сказано: «и повелел Давид, и сожжены они огнем».

5:24 шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев. Ср. 4Цар 7:6, где рассказывается о том, как Господь внушил сирийцам, что они слышат «стук колесниц и ржание коней».

пошел Господь пред тобою. Господь — это «муж брани» (Исх 15:3), идущий на битву впереди народа Своего (Исх 14:14; Втор 1:30).

5:25 от Гаваи до Газера. Давид нанес филистимлянам куда более сокрушительное поражение, чем то, которое они потерпели от Ионафана (1Цар 14:31).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: мы кость твоя и плоть твоя.
2  [2] — Букв.: вчера и позавчера.
8  [3] — Точное значение слова неясно. Друг. возм. пер.: пусть доберется через акведук / туннель.
8  [4] — Или: которые ненавистны Давиду.
9  [5] — Точный смысл этого названия неизвестен; возможно, насыпная терраса на склоне Сионского холма.
17  [6] — Букв.: вышли искать.
18  [7] — Или: совершили набег (на жителей) долины; то же в ст. 22.
20  [8] — Букв.: Давид пошел в Баал-Перацим.
20  [9] — Букв.: владыка прорыва.
23  [10] — Точно неизвестно, какие именно деревья названы в тексте.
25  [11] — LXX: Гивона; ср. 1Пар 14:16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.