2 Царств 7 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Поселившись в своем дворце1 и получив дарованную ГОСПОДОМ возможность жить мирно и не воевать с окружавшими его врагами,
2 царь Давид сказал пророку Натану: «Видишь, я живу во дворце, обшитом кедром, а ковчег Божий остается под полотняным шатром».
3 И ответил Натан царю: «Так сделай то, что легло тебе на сердце, ибо ГОСПОДЬ пребывает с тобою!»
4 Но той же ночью было Натану слово ГОСПОДНЕ:
5 «Ступай, передай слуге Моему Давиду, что говорит ГОСПОДЬ! Тебе ли строить Мне дом для обитания Моего?
6 Не обитал Я в домах с того дня, как вывел Я израильтян из Египта, и до сего дня, но странствовал с места на место в Шатре Откровения, в Скинии.
7 Сколько бы Я ни странствовал вместе со всеми израильтянами, никогда не говорил Я ни одному из колен Израиля, ни одному из его пастырей: „Почему вы не построите мне дворец из кедра?“
8 И теперь передай слуге Моему Давиду, что говорит ГОСПОДЬ Воинств. Я взял тебя с пастбища, где ты прежде ходил за овцами, чтобы ты стал правителем народа Моего, Израиля.
9 Я пребывал с тобой во всех твоих странствиях, Я истреблял у тебя на виду всех твоих врагов; и Я прославлю имя твое, уподобив его именам великих мира сего.2
10 Я обустрою место для народа Моего, Израиля, подобно саду насажу его, и будет он жить там, и никто не побеспокоит его. Не будут более злодеи губить его, как бывало прежде,
11 еще с тех времен, как ставил Я судей над народом Моим, Израилем. Я дам тебе покой от всех твоих врагов. ГОСПОДЬ возвещает тебе ныне, что произведет от тебя великий род!3
12 Когда исполнятся дни твои и настанет время отойти к праотцам, Я возведу на твой престол потомка, рожденного от тебя, и упрочу царство его.
13 Он и построит Мне Храм, а Я утвержу престол его царства навсегда.4
14 Я стану ему Отцом, а он будет Мне сыном! Если он согрешит, то накажу его жезлом человеческим, ударами от сыновей Адамовых,
15 и любви Моей неизменной не отниму у него, как Я отнял ее от Саула, которого отверг до тебя.
16 Непоколебимы вечно дом твой и царство твое предо Мной,5 престол твой утвердится навеки!»
17 Все эти слова и видение Натан пересказал Давиду.
18 Тогда царь Давид пошел и, представ перед ГОСПОДОМ, сказал: «Кто я пред Тобой, Владыка ГОСПОДИ, и что пред Тобой род мой, что Ты даровал мне всё это?
19 Но даже и это показалось Тебе недостаточным, Владыка ГОСПОДИ, что Ты дал еще обетование мне о будущем потомства моего? Неужели, Владыка ГОСПОДИ, Ты так обращаешься с тем, кто всего лишь человек?
20 Может ли что добавить слуга Твой Давид? Ты ведь знаешь слугу Своего, Владыка ГОСПОДИ!
21 Как изрек Ты,6 как на сердце Тебе легло, так и поступил Ты, возвеличив слугу Своего и поведав ему всё это.
22 Воистину велик Ты, Владыка ГОСПОДИ, ибо нет равного Тебе, и нет иного бога, кроме Тебя, как мы и слышали это своими ушами.
23 Какой народ сравнится с народом Твоим, Израилем, — единственным племенем на земле, которое Бог пришел искупить и соделать Своим народом, чтобы прославить тем Свое имя? Ты совершал ради земли Своей великие чудеса, внушавшие трепет, изгоняя перед народом Твоим другие народы с идолами их, когда Ты выводил7 Свой народ из Египта.
24 Ты твердо избрал Израиль, соделав его народом Своим навеки, и Ты, ГОСПОДИ, стал Богом его.
25 А теперь, ГОСПОДИ Боже, — утверди навеки слово, что Ты изрек о слуге Своем и о роде его, и то, что Ты заповедал, исполни!
26 Возвеличится имя Твое навеки, и будут говорить: „ГОСПОДЬ Воинств — Бог над Израилем!“ И род слуги Твоего Давида да стоит перед Тобою твердо.
27 Ведь Ты, ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израилев, открыл слуге Своему, что Ты Сам произведешь от него великий род, и потому слуга Твой осмелился8 молиться Тебе об этом.
28 Воистину, Владыка ГОСПОДИ, Ты есть Бог, слова Твои непреложны! Доброе ты поведал слуге Своему.
29 И ныне яви благоволение Твое и благослови род слуги Своего, да будет он вовеки пред Тобой. Ведь Ты, Владыка ГОСПОДИ, изрек это, и если Ты благословишь — вовеки благословен будет дом слуги Твоего!»

Новой Женевской Библии

7:1 Господь успокоил его от всех окрестных врагов его. См. ком. к ст. 6 и 9; также см. ст. 11; Втор 12:10; Втор 25:19; Нав 23:1.

7:2 пророку Нафану. Это первое в ВЗ упоминание о Нафане. В дальнейшем этот пророк будет играть видную роль в событиях, которым посвящены гл. 12 настоящей книги и 3Цар, гл. 1. Он фигурирует также в 1Пар 29:29; 2Пар 9:29; 2Пар 29:25.

а ковчег Божий находится под шатром. Очевидно, что Давид считает свой дворец своего рода символом новоустановленного царского правления (5:11−12), и потому полагает, что и правление Божие должно символизироваться постоянным помещением для ковчега.

7:3 иди, делай. Одобрив сначала намерение Давида построить храм, Нафан, по повелению Господа, станет затем отговаривать царя от этого (ст. 4). Однако первоначальное одобрение замысла царя пророком нельзя связывать с желанием последнего угодить Давиду, ибо, как явствует, например, из 12:7−14, Нафан не был склонен к угождению.

7:4−17 В этих стихах говорится об обетовании Господа Давиду. Это обетование вечного царствования дома Давидова явилось апофеозом всего ВЗ. Завет благословения с Авраамом и избранным семенем его (Быт 17:16) конкретизировался благословением Давида и его потомков (ст. 5:9, 10:12), которые в будущем станут основой мессианских чаяний — краеугольного камня веры Израиля как до, так и после вавилонского пленения (Ис 11:1; Иер 23:5−6; Зах 3:8; Зах 6:12). Полное же свое исполнение эти чаяния обрели с пришествием Господа Иисуса Христа (Ис 9:1−7; Лк 1:32, 33, 69, 70; Деян 2:30−31; Деян 13:22−23; Рим 1:1−4; 2Тим 2:8; Откр 22:16).

7:5 рабу Моему Давиду. См. 3:18; Пс 88:4. Называя Давида «рабом Своим» (или, точнее, «слугой своим»), Господь тем самым ставит его в один ряд с Авраамом (Быт 26:24), Моисеем (Чис 12:7−8; Втор 34:5), Халевом (Чис 14:24) и Иисусом Навином (Нав 24:29).

7:6 Я не жил в доме. Бог сопутствовал избранному Им народу во всех его скитаниях (ст. 6:7) и не желал, чтобы дом имени Его (ст. 13) был построен прежде, чем Он «устроит место» Своему народу (ст. 10) и даст ему возможность пользоваться плодами мира (ст. 11). Подразумеваемые Богом мир и покой явно должны были стать более надежными и глубокими, чем те, что Израиль обрел с воцарением Давида в Иерусалиме (ст. 1).

7:9 был с тобою везде. См. ком. к 1Цар 16:18.

истребил всех врагов твоих. Ср. ст. 1 и 11. Эти слова следует понимать не в том смысле, что благодаря Божественной помощи у Давида вообще не осталось врагов, а, скорее, как утверждение того, что во всех предшествовавших столкновениях с врагами Бог отдавал победу Давиду.

сделал имя твое великим. Точнее: «сделаю имя твое великим». По-древнееврейски, в отличие от предыдущих фраз, эта стоит в будущем времени. Тем самым передается мысль о том, что, сколь бы ни были велики деяния Давида, Господь уготовил ему свершить в будущем нечто еще более великое. Этот обет Господа Давиду заставляет вспомнить о Его обещании «возвеличить имя» патриарха Авраама (Быт 12:2). Ср. 8:13, где о Давиде сказано, что он «сделал... себе имя».

7:11 Я успокою тебя от всех врагов твоих. См. ком. к ст. 1:6, 9.

Он устроит тебе дом. В ответ на отклоненное предложение Давида построить «дом» для Него (т.е. храм) Господь всемилостиво объявляет, что Он Сам «устроит дом» (т.е. царскую династию) для Давида.

7:12 семя твое. Имеется в виду Соломон (ср. ст. 13).

которое произойдет из чресл твоих. Эти слова являются дословным повторением слов, обращенных Богом к Аврааму (Быт 15:4).

7:13 дом. Т.е. храм (ср. ст. 5−7).

имени Моему. Именно «ради великого имени Своего» Господь не отверг Свой народ после того, как Израиль обратился к Самуилу с нечестивой просьбой поставить над ним царя (1Цар 12:22). Теперь Он объявляет Давиду, что его сын, который унаследует израильский престол, «построит дом имени» Божиему. Об имени Божием см. Исх 34:5−7, а также ком. к 1Цар 17:45.

7:14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Смысл этого обещания, определяющего особый характер взаимоотношений Бога с царями из рода Давидова (Пс 2:7; 88:19−38), в полной мере раскрылся во Христе (см., напр., Мф 1:11; Деян 13:33; Евр 1:5).

Я накажу его. Подобно отцу, Господь будет наказывать Своего царственного сына в случае провинности, но никогда не лишит его Своей любви, которую Он обещал по завету. Хотя наказание может оказаться и очень суровым, вплоть до лишения земель и даже храма (3Цар 9, 6−9), оно не упразднит обетования о вечном утверждении престола Давидова. Это обетование с течением времени стало пониматься в аспекте царствования грядущего Мессии (Ис 9:7; 11:1−5; Иер 33:14−26; Мих 5:1−5).

7:18 И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа. По всей видимости, Давид пошел в скинию (6:17), и встал там перед ковчегом. Как об этом говорится, например, в 6:16−17; Исх 25:22; 30:6; Втор 10:8; Нав 6:8; 1Цар 6:20, ковчег воплощал собой присутствие Божие среди Израиля.

кто я... что Ты меня так возвеличил. Решив почтить Бога строительством для Него храма, Давид был потрясен милостивостью Его объявления о том, что не Давид будет строить храм, а Он, Господь, утвердит дом Давидов на вечное царствование над Израилем. Смирение, звучащее в этих словах Давида, проявлялось прежде в неоднократном признании того, что только благодаря помощи Господа (см. ком. к 1Цар 16:18) он достиг высот могущества.

7:19 Это уже по-человечески. Соответствующая древнееврейская фраза весьма лаконична и потому несколько неоднозначна. Буквально ее можно перевести как «и это закон человека». В NIV она понимается как вопрос и переводится следующим образом: «Всегда ли так Ты поступаешь с людьми?» Возможен и третий вариант прочтения этой фразы: «и это да будет закон человечества». В 1Пар 17:17 соответствующее место обращения Давида к Господу звучит совсем иначе: «и взираешь на меня, как на человека великого» (точнее: «... как если бы я был наиболее превознесенным из людей»).

7:22−24 Осознание того, что он сам и его потомки имеют особое положение в мире (ст. 18, 21), заставляет Давида задуматься о величии Бога. Он — единственный истинный Бог, и Его несказанная милость выразилась не только в избрании Давида, но и в избрании Израиля в качестве того народа, через который будет прославлено великое имя Божие (Исх 15:11−13; Втор 7:6−8).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: доме; то же ниже.
9  [2] — Букв.: великих на земле.
11  [3] — Букв.: отстроит тебе дом.
13  [4] — Ср. 3:9,10.
16  [5] — Так в некот. евр. рукописях и древн. пер., в большинстве евр. рукописей: пред тобой.
21  [6] — Букв.: ради слова Своего.
23  [7] — Букв.: выкупил.
27  [8] — Букв.: нашел в сердце своем (мужество).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.