3 Царств 11 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Царь Соломон любил своих многочисленных иноземных жен: дочь фараона, моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хетток.
2 Были они из тех народов, о которых ГОСПОДЬ сказал израильтянам: «Не общайтесь с ними, и пусть они не общаются с вами, не то увлекут они вас1 к своим богам». Вот кого крепко полюбил Соломон!
3 У него было семьсот знатных жен и триста наложниц, и они2 совратили его.
4 Когда Соломон состарился, жены увлекли его к иным богам, и не был он до конца предан ГОСПОДУ, Богу своему, как был предан отец его Давид.
5 Соломон последовал за Астартой, богиней сидонской, и за Милькомом, мерзостью аммонской.
6 И было то, что делал Соломон, злом в глазах ГОСПОДА, не следовал он за ГОСПОДОМ во всей полноте, как отец его Давид.
7 Соломон построил капище Кемошу, мерзости моавской, на горе, что напротив Иерусалима, и Молоху, мерзости аммонской.
8 То же самое он сделал для всех своих иноземных жен, чтобы они воскуряли благовония и приносили жертвы своим богам.
9 Прогневался ГОСПОДЬ на Соломона за то, что тот отступился от ГОСПОДА, Бога Израиля: дважды ГОСПОДЬ являлся ему
10 и заповедал не поклоняться чужим богам,3 но Соломон не исполнил заповеди ГОСПОДНЕЙ.
11 И ГОСПОДЬ сказал Соломону: «За то, что ты так поступаешь и не соблюдаешь условий Союза, Завета Моего, заключенного с тобой, и данных Мною тебе повелений, Я вырву царство у тебя и отдам твоему слуге.
12 Я не сделаю этого при твоей жизни ради отца твоего Давида — Я вырву царство из рук твоего сына,
13 но не всё царство отниму: одно колено оставлю твоему сыну ради слуги Моего Давида и ради Иерусалима, который Я избрал».
14 ГОСПОДЬ наслал на Соломона противника — эдомитянина Хадада, из рода эдомских царей.
15 Во время войны Давида с Эдомом военачальник Йоав, отправившись в Эдом похоронить павших, уничтожил всех мужчин в Эдоме.
16 Шесть месяцев оставался там Йоав с израильским войском, пока не перебили они всех мужчин в Эдоме.
17 Но Хадад вместе с эдомитянами, служившими его отцу, бежал в Египет. Он был тогда еще ребенком.
18 Оставив Мидьян, они отправились в Паран и, захватив с собой людей из Парана, пришли в Египет к фараону, царю египетскому. Тот дал ему жилье и пищу и даже выделил землю.
19 Хадад снискал у фараона великую милость, и тот выдал за него сестру своей жены, царицы Тахпенес.
20 Сестра Тахпенес родила ему сына по имени Генуват, и Тахпенес воспитывала его во дворце фараона, так что Генуват жил во дворце с сыновьями фараона.
21 Живя в Египте, Хадад услышал, что Давид отошел к праотцам и что военачальник Йоав тоже умер, и попросил у фараона разрешения вернуться в свою страну.
22 «Зачем тебе возвращаться в свою страну? — спросил его фараон. — Разве здесь тебе чего-то не хватает?» «Нет, — ответил тот, — но всё же отпусти меня».
23 И другого противника наслал Бог на Соломона — Резона, сына Эльяды, который бежал от своего владыки Хадад-Эзера, царя Цовы.
24 Собрав вокруг себя людей, он стал главарем шайки. Когда Давид разгромил их, они отправились в Дамаск и жили там, правя Дамаском.
25 Он был врагом Израиля в дни правления Соломона, он творил зло, как и Хадад, и ненавидел Израиль. Он правил Сирией.
26 Поднял руку на царя Соломона и слуга его Иеровоам, сын Невата, из племени Ефрема. Он был из Цареды, матерью его была вдова по имени Церуа.
27 Вот как случилось, что Иеровоам восстал против царя.4 Соломон возводил насыпь5 и заделывал проход в стене Города Давида, отца своего.
28 Иеровоам был могучим человеком, и Соломон, увидев, что юноша справляется с порученной работой, поставил его над всеми подневольными работниками из потомков Иосифа.
29 Как-то Иеровоам вышел из Иерусалима и повстречал на пути пророка Ахию из Силома. На том был новый плащ; в поле никого, кроме них двоих, не было.
30 Тогда Ахия взял свой новый плащ и разорвал его на двенадцать частей.
31 Он сказал Иеровоаму: «Возьми себе десять частей, потому что так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: „Я вырву царство из рук Соломона и дам тебе десять колен.
32 Но одно колено останется за ним ради слуги моего Давида и ради Иерусалима — города, который Я избрал из всех колен Израилевых.
33 Оставил Меня Соломон и стал поклоняться Астарте, богине сидонской, и Кемошу, богу моавскому, и Милькому, богу аммонскому, не следовал он Моими путями, не творил угодного Мне, не соблюдал заповедей и повелений Моих так, как отец его Давид.
34 Не отниму у него всё царство: на всю жизнь Я поставил его правителем ради слуги Моего Давида, которого Я избрал, который соблюдал заповеди и повеления Мои.
35 Но у сына его Я отниму царство и десять колен отдам тебе,
36 а сыну его оставлю одно колено, чтобы светильник слуги моего Давида всегда был предо Мной в Иерусалиме, в городе, который Я избрал, чтобы наречь Своим именем.
37 Тебя же Я поставлю царем над всем, чего пожелаешь, — ты будешь царем Израиля.
38 И если ты будешь внимать всему, что Я заповедаю тебе, будешь следовать Моими путями и творить угодное Мне, соблюдая Мои заповеди и повеления, как поступал слуга Мой Давид, то Я буду с тобой и позволю роду твоему прочно утвердиться, подобно тому как Я утвердил род Давида,6 и отдам тебе Израиль.
39 А род Давида за это Я унижу, но не навсегда“».
40 Соломон пытался убить Иеровоама, но Иеровоам бежал в Египет, к царю египетскому Шишаку. Он оставался в Египте до смерти Соломона.
41 Прочее о Соломоне, обо всех его деяниях и мудрости записано в свитке «Деяний Соломоновых».
42 Сорок лет Соломон был царем в Иерусалиме, правил всем Израилем.
43 И отошел Соломон к праотцам и был похоронен в Городе отца своего Давида, а царем после него стал сын его Ровоам.

Новой Женевской Библии

11:1 Моавитянок... Хеттеянок. В начале своего царствования «возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего» (3:3), однако впоследствии он полюбил «многих чужестранных женщин». Хотя династические браки между царскими домами как средство заключения мирного договора были повсеместно приняты на Ближнем Востоке, «умножать жен» царям запрещал закон (Втор 17:17). Более того, существовал запрет на браки с представителями тех народов, земли которых завоевал Израиль (Исх 34:16; Втор 7:1−3; Нав 23:12−13).

11:2 чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам. См. Втор 7:4.

11:3 развратили жены его сердце его. Иноземные женщины огромного гарема Соломона отвратили его сердце от Бога и склонили к ложным богам (см. ст. 4 и ком. к 11:2).

11:4 как сердце Давида, отца его. В книгах Царств Давид предстает образцовым царем (3:14; 9:4; 14:8; 15:3; 4Цар 8:18−19; 4Цар 22:2). У него были прегрешения (15:5; 2Цар 11:12; 2Цар 24:1−15), но покаяние его было чистосердечным (2Цар 12:16−17; 2Цар 24:9−17). Никто не мог сравнится с ним в преданности Богу.

11:5 служить Астарте. Греческий вариант имени финикийской богини любви и плодородия Ашторет (Суд 2:13; 4Цар 23:13).

Милхому. Милхом (или Молох) — верховное божество аммонитян.

11:6 И делал Соломон неугодное. В своих многочисленных грехах Соломон нарушал основополагающие принципы религии Израиля: преумножал жен (см. ком. к ст. 2 и 3), преклонялся пред чужими богами и строил им святилища (ст. 7 и 8).

11:7 Хамосу. Божество из пантеона моавитян, в жертвы которому приносились люди (4Цар 3:26−27). См. статью «Синкретизм и идолопоклонство».

11:10 заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам. См. 3:14; 9:6−9.

11:11 Я отторгну от тебя царство. См. ст. 29−39.

11:12 но во дни твои Я не сделаю сего. Во имя любви к Давиду Бог дважды смягчает наказание Соломону: откладывает исполнение его до окончания царствования Соломона; не лишает престола потомков Давида (ст. 13).

11:13 одно колено дам сыну твоему. Речь, по-видимому, идет о колене Иудином (12:20; 4Цар 17:18), но если это так, то под другим, оставшимся коленом, по вычетании десяти отторгаемых (ст. 29−39), следует понимать колено Вениаминово либо Симеоново (12:21).

ради Иерусалима, который Я избрал. Иерусалим — богоизбранный город, местонахождение воздвигнутой Соломоном главной святыни Израиля. Через все Писание проходит мысль о том, что Иерусалим является символом любви и неразрывной связи Бога со Своим народом (Пс 67:30; Пс 121:2−6; Пс 134:21; Пс 136:5−7; Ис 62:1; Дан 9:25; Откр 3:12; Откр 21:2, 10).

11:15 Когда Давид был в Идумее. См. 2Цар 8:13−14. Плоды победы над Идумеей, которую в прежние времена одержал военачальник Давида Иоав, были утрачены, когда из Египта возвратился Адер и поднял успешное восстание против Соломона (ст. 25).

11:18 Отправившись из Мадиама. Мадиам — область к востоку от Моава и Едома.

Фаран. Местность на Синайском полуострове к юго-востоку от Кадеса.

дал ему дом ... дал ему землю. Видя укрепление власти Давида над Израилем, фараон давал приют противникам Давида в надежде, что рано или поздно они сумеют подорвать мощь Израиля (ст. 21).

11:22 отпусти меня. После смерти Давида Адер, несмотря на возражения фараона, пожелал вернуться в свою страну, мечтая, по-видимому, освободить ее от израильского господства (ст. 25).

11:23 И воздвиг Бог против Соломона еще противника. Ранее Соломон мог с полным на то основанием утверждать, что в его царствование «нет противника и нет более препон» (5:4), теперь же обстоятельства изменились.

Адраазара, царя Сувского. О победе Давида над Адраазаром см. 2Цар 8:3−6; 10:15−19.

11:24 и пошли они в Дамаск, и водворились там. Обосновавшись в Дамаске, Разон совершал постоянные набеги на владения Соломона.

11:26 И Иеровоам, сын Наватов... поднял руку на царя. Если Адер и Разон были врагами внешними, то Иеровоам ефремлянин был врагом внутренним, также посланным Соломону в наказание за грехи.

из Цареды. Поселение в тридцати трех километрах к востоку от Иоппии, в землях колена Ефремова.

11:27 Милло. См. ком. к 9:15.

11:28 поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Иеровоам начальствовал над работниками, взятыми Соломоном из колен Ефрема и Манассии (5:13−16), и хорошо знал об обидах, которые те таили на Соломона (12:4).

11:29 пророк Ахия Силомлянин. Силом — город в землях колена Ефремова, приблизительно в девятнадцати километрах к востоку от Цареды.

11:30 разодрал ее на двенадцать частей. Ахия совершил символическое действо, являющееся, по сути, своего рода инсценированной притчей. Подобные действия усиливали впечатление от речей пророков, в которых звучали Божии слова о судьбах Израиля (22:11; Ис 20; Иер 13:11). В данном случае разодранная одежда Ахии символизировала надвигающееся раздробление царства.

11:31 возьми себе десять частей. От имени Бога Ахия призывает Иеровоама взять десять из двенадцати частей, символизирующих десять северных колен, над которыми Иеровоаму вскоре предстояло воцариться. Как и восстания, поднятые Адером и Разоном, мятеж Иеровоама — это суд Господень над Соломоном.

11:32 одно колено. См. ком. к ст. 13.

11:34 Я оставляю его владыкою на все дни жизни его. См. ком. к ст. 12 и 13.

11:35 из рук сына его. Т.е. из рук наследника Соломона Ровоама (12:1−24).

11:36 дабы оставался светильник Давида... во все дни. Образ светильника метафорически передает идею «неугасимости» царствования рода Давидова в Иерусалиме (15:4; 2Цар 21:17; 4Цар 8:19; 2Пар 21:7; Пс 131:17).

11:37 будешь царем над Израилем. Т.е. над десятью северными коленами. Когда речь идет о периоде разделенного царства, под словом Израиль часто подразумеваются десять колен, образовавших северное царство, а Иуда, соответственно, означает ту часть страны, которой по-прежнему правили потомки Давида.

11:38 если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе. Требования завета, которым должны были подчиняться Саул, Давид и Соломон (см. 2:2−4 и ком.), теперь предъявляются и Иеровоаму.

Я буду с тобою. Эти слова служат заверением в том, что Божия помощь будет сопутствовать Иеровоаму (Втор 31:8, 23; Суд 2:18; Суд 6:12, 16; 1Цар 3:19; 2Цар 5:10; 2Цар 7:9).

11:39 смирю Я род Давидов за сие. Разделение царства послужит потомкам Давида наказанием, которое заставит их извлечь для себя урок из ошибок предков. но не на все дни. Эти слова предполагают восстановление в будущем власти дома Давидова. Попытка возвращения себе власти над всем Израилем была предпринята уже Иосией, царем иудейским (4Цар, гл. 22−23), но она окончилась неудачей (4Цар 23:29−30). Пророки уповали на возрождение царства Давидова (Иер 30:9; Иез 34:23; Иез 37:15−28; Ос 3:5; Ам 9:11−12). Их чаяния исполнились в Иисусе Христе (Мф 1:1; Мк 1:1).

11:40 убежал в Египет к Сусакиму. Сусаким — преемник того фараона, с которым Соломон в свое время заключил союз, взяв в жены его дочь (см. ком. к 3:1). Сусаким был основателем XXII династии и правил с 945 по 924 г. до Р.Х. (14:25−26).

11:41 описаны в книге дел Соломоновых. Эта книга — один из не дошедших до наших дней источников, использованных автором Третьей и Четвертой книг Царств (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

11:42 Времени царствования Соломонова ... было сорок лет. Приблизительно 970−930 гг. до Р.Х.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: склонят они ваши сердца; то же в ст. 3, 4, 9.
3  [2] — Букв.: его жены.
10  [3] — Букв.: не идти за чужими богами.
27  [4] — Букв.: он поднял руку на царя.
27  [5] — Букв.: Милло — возможно, название одного из городских кварталов.
38  [6] — Букв.: воздвигну для тебя прочный дом, как тот, что воздвиг для Давида.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.