3 Царств 15 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В восемнадцатый год правления в Израиле Иеровоама, сына Невата, воцарился в Иудее Авия.
2 Он царствовал три года в Иерусалиме. Его мать звали Мааха, она была дочерью Авессалома.
3 Он жил1 в тех же грехах, что и его отец, и сердце его не было так же предано ГОСПОДУ, Богу его, как сердце праотца его Давида.
4 Но ради Давида ГОСПОДЬ, Бог его, оставил светильник в Иерусалиме, посадив на престол его потомка и утвердив Иерусалим, —
5 ведь Давид делал то, что было праведно в глазах ГОСПОДА, и всю свою жизнь не уклонялся от повелений Его, кроме случая с Урией-хеттом.
6 Как Ровоам и Иеровоам воевали друг с другом всю свою жизнь,2
7 так и Авия и Иеровоам также воевали друг с другом. Что же до прочих деяний Авии и событий его жизни, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?
8 Авия отошел к праотцам, и похоронили его в Городе Давидовом. После него воцарился его сын Аса.
9 В двадцатый год правления Иеровоама, царя Израиля, в Иудее воцарился Аса.
10 Сорок один год правил он в Иерусалиме. Его бабку3 звали Мааха, она была дочерью Авессалома.
11 Аса делал то, что было праведно в глазах ГОСПОДА, как и праотец его Давид.
12 Он выдворил из страны продающих тело свое в капищах языческих и уничтожил всех идолов, сделанных его предками.
13 И даже бабку свою Мааху он лишил звания царицы за то, что та поставила изваяние Ашеры. Это изваяние Аса снес и сжег у потока Кедрон.
14 И хотя капища на холмах не были разрушены, но Аса всем сердцем был с ГОСПОДОМ всю свою жизнь.
15 Он перенес в Храм ГОСПОДЕНЬ всё, что они с отцом посвятили ГОСПОДУ: серебро, золото и храмовую утварь.
16 Аса и Вааса, царь израильский, воевали друг с другом всю свою жизнь.
17 Вааса, царь израильский, напал на Иудею и стал возводить крепость Раму, чтобы никто не смог послать помощь Асе, царю иудейскому.
18 Тогда Аса взял всё серебро и золото, что оставалось в сокровищнице Храма ГОСПОДНЕГО и в сокровищнице дворца, и передал своим слугам. Послал их царь Аса к Бен-Хададу, сыну Тавриммона, внуку Хезьона, царю арамейскому, что правил Дамаском, с такими словами:
19 «Союз да будет между нами, как был между отцами нашими! Посылаю тебе в дар серебро и золото. Расторгни союз с Ваасой, царем израильским, и тогда он оставит меня в покое ».
20 Бен-Хадад послушал царя Асу и послал своих военачальников на израильские города. Он напал на Ийон, Дан и Авел-Бет-Мааху, на весь Кинрот и на всю область колена Неффалима.
21 Услышав об этом, Вааса перестал строить Раму и вернулся в Тирцу.
22 Тогда царь Аса приказал всем иудеям, чтобы они забрали из Рамы со строительства, начатого Ваасой, камни и бревна. Из них царь Аса построил Гиву Вениаминову и Мицпу.
23 Что до прочих свершений Асы, и подвигов его, и событий его жизни, и городов, которые он построил, то не описано ли всё это в летописи царей иудейских? В старости у него стали болеть ноги.
24 Аса отошел к праотцам и был похоронен с ними в Городе праотца его Давида. После него воцарился его сын Иосафат.
25 Во второй год царствования Асы в Иудее воцарился в Израиле Надав, сын Иеровоама. Два года он правил Израилем.
26 Он творил то, что было злом в глазах ГОСПОДА, в своих грехах следуя по стопам отца, который вводил Израиль в грех.
27 Вааса, сын Ахии, из колена Иссахара, составил заговор против него. Вааса сразил Надава при филистимском городе Гиббетоне, когда тот с израильским войском осаждал город.
28 Убив его, Вааса сменил его на престоле — было это в третий год правления царя Асы в Иудее.
29 Став царем, Вааса перебил весь род Иеровоама, не оставив в живых никого из потомков Иеровоама, — по слову ГОСПОДНЮ, возвещенному Ахией из Силома,
30 за грехи Иеровоама, который грешил сам и вводил в грех израильтян, смущая их и вызывая гнев ГОСПОДА, Бога Израиля.
31 Прочие дела Надава и события его жизни записаны в летописи царей израильских.
32 Аса и Вааса, царь израильский, воевали друг с другом всю свою жизнь.
33 В третий год царствования Асы в Иудее воцарился в Израиле Вааса, сын Ахии. Двадцать четыре года правил он в Тирце.
34 Он творил то, что было злом в глазах ГОСПОДА, и в своих грехах следовал по стопам Иеровоама, вовлекая Израиль в тот же грех.

Новой Женевской Библии

15:1 В восемнадцатый год царствования Иеровоама. Автор соотносит по времени периоды правления иудейских и израильских царей. См. также ком. к 14:21.

15:2 Три года он царствовал в Иерусалиме. Т.е. с 913 по 910 г. до Р.Х.

имя матери его Мааха. Сведения о матерях приводятся только в связи с царями Иудеи. Это, возможно, объясняется наличием источников, доступных автору повествования (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

дочь Авессалома. Вероятно, древнееврейское слово «дочь», употреблено здесь в значении «внучка» (ср. 2Цар 3:3; 2Цар 14:27; 2Пар 13:2).

15:3 ходил во всех грехах отца своего. См. 14:22−24.

сердце его не было предано Господу... как сердце Давида. Давид был тем идеальным образцом, в сравнении с которым оценивались все последующие цари как Иудеи, так и Израиля.

отца его. См. ком. к ст. 2.

15:4 светильник. См. ком. к 11:36.

15:5 кроме поступка с Уриею Хеттеянином. Урия был мужем Вирсавии и одним из военачальников Давида (см. 2Цар 11).

15:7 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11:41, а также Введение: Время и обстоятельства написания.

война между Авиею и Иеровоамом. См. 2Пар 13:1−20 и ком. к 14:30.

15:10 сорок один год царствовал в Иерусалиме. Т.е. с 910 по 869 г. до Р.Х.

Ана, дочь Авессалома. См. ком. к ст. 2.

15:11 делал угодное пред очами Господа. Подразумевается искоренение Асой языческих культов и уничтожение их атрибутов (ст. 12−14).

15:12 блудников. См. ком. к 14:24.

отверг всех идолов, которых сделали отцы его. См. ком. к 14:23.

15:13 мать свою Ану лишил звания царицы. Аса был вынужден поступить таким образом, поскольку в силу своего положения царица-мать имела возможность влиять на государственные дела (1:11−14, 28−31; 4Цар 11:1−20).

у потока Кедрона. Долина потока Кедрон вплотную подходила к Иерусалиму с восточной стороны.

15:14 Высоты. Имеются в виду святилища, расположенные вне городов и посвященные Господу, одному из хананейских богов или Господу и хананейскому божеству одновременно (см. ком. к 3:2).

15:15 внес он в дом Господень. Аса пытался частично восполнить урон, нанесенный храму во время нашествия Сусакима (14:25−26).

15:16 война была между Асою и Ваасою... во все дни их. В данном случае имеются в виду, скорее, не крупномасштабные боевые действия, а постоянно возникавшие мелкие вооруженные конфликты (см. ком. к 14:30).

15:17 начал строить Раму. Этот город находился в землях колена Вениаминова, всего лишь в девяти с половиной километрах севернее Иерусалима. Он отличался местоположением, чрезвычайно выгодным с военной точки зрения. Северянам, утвердись они в Раме, не представило бы труда изолировать Иерусалим от страны. Таким образом, угроза, которую представляли для Иудеи действия Ваасы, была в высшей степени серьезной.

15:18 все серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня. См. ком. к ст. 15. Послав сокровища в дар сирийскому царю Венададу, Аса хотел убедить того расторгнуть союз с Израильским царством и встать на сторону Иудеи (ст. 19). Такой исход переговоров был бы крайне неприятен для Ваасы, поскольку Сирия была близким соседом Израильского царства и, кроме того, одной из сильнейших на Ближнем Востоке держав.

15:19 союз да будет между мною и между тобою. В случае заключения союза между Иудеей и Сирией Ваасе пришлось бы воевать уже не только с южным царством, но одновременно и с Венададом. Это было ему не по силам, и поэтому он вынужден был отступить.

15:20 послушался Венадад. Заключив союз с Асой и предав Ваасу, царь сирийский получил богатые подарки от иудеев и, кроме того, расширил свои владения за счет Израильского царства.

поразил Айн... по всей земле Неффалима. Завоевав перечисленные здесь города и области, располагавшиеся к северу и западу от Галилейского моря, Венадад взял под контроль важнейшие торговые пути и получил прямой доступ к финикийским городам на побережье Средиземного моря.

15:21 в Фирцу. См. ком. к 14:17.

15:22 созвал всех Иудеев, никого не исключая. При строительстве Гивы Вениаминовой и Мицпы Аса прибегал к использованию принудительного труда (см. 5:13, 15; 9:15−22 и ком.).

Гиву Вениаминову и Мицпу. Эти города находились поблизости от Рамы — Гива восточнее, а Мицпа северо-западнее ее. Укрепив их, Аса тем самым обрек на неудачу следующий поход северян против Иудеи (ср. 2Пар 14:6−7).

15:23 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11:41.

он был болен ногами. См. 2Пар 16:12.

15:24 воцарился Иосафат, сын его. О царствовании Иосафата см. 22:41−50.

15:25 царствовал над Израилем два года. Т.е. в 909−908 гг. до Р.Х.

15:26 во грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех. См. ком. к 12:30.

15:27 при Гавафоне Филистимском. Филистимское поселение к северу от Екрона.

15:29 избил весь дом Иеровоамов. Придя к власти и желая упрочить свое положение, Вааса уничтожил всех потомков Иеровоама (возможных претендентов на престол). Тем самым исполнилось пророчество Ахии Иеровоаму (14:10−11). Автор не дает оценки этому поступку Ваасы (хотя позже и осуждает его за зло, «какое он делал пред очами Господа», 16:7) — истребление Ваасой дома Иеровоамова важно для него, главным образом, как доказательство истинности слов пророка.

15:30 за грехи Иеровоама. См. ком. к 12:30.

15:31 в летописи царей Израильских. См. ком. к 11:41.

15:32 война была между Асою и Ваасою. См. ком. к 14:30.

15:33 В третий год Асы. См. ком. к 14:21 и 15:1.

в Фирце. До построения Амврием Самарии (16:24) Фирца была столицей Израильского царства (см. ком. к 14:17).

15:34 ходил путем Иеровоама. См. ком. к 12:30.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: ходил.
6  [2] — Этот стих отсутствует в LXX и рассматривается в ряде совр. переводов как допущенный переписчиками повтор; ср. 14:30.
10  [3] — Букв.: мать; то же в ст. 13; ср. ст. 2.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.