3 Царств 20 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Арамейский царь Бен-Хадад собрал всё свое войско, а с ним были еще тридцать два царя с конями и колесницами; все они выступили в поход и осадили Самарию.
2 Он отправил послов в город к израильскому царю Ахаву
3 с такими словами: «Так говорит Бен-Хадад: твое серебро и золото теперь мое, и лучшие из твоих жен и детей — тоже мои».
4 Израильский царь ответил: «Всё, как сказал владыка мой: сам я — твой, и всё мое — твое».
5 Снова пришли послы и передали, что говорит Бен-Хадад: «Я уже посылал к тебе с требованием отдать мне твое серебро и золото, жен и детей.
6 Завтра в это же время я пошлю к тебе послов — пусть они осмотрят твой дворец и дома твоих слуг, и всё, что есть у тебя ценного, заберут и унесут».
7 Царь израильский собрал всех старейшин страны и сказал: «Прошу, рассудите сами, какую беду он готовит. Он потребовал у меня жен моих и детей, серебро и золото — и я не отказал ему».
8 «Не слушай и не соглашайся!» — ответили ему старейшины и народ.
9 Тогда он сказал послам Бен-Хадада: «Передайте владыке моему царю: всё, чего требовал ты от слуги твоего прежде, исполню, а этого сделать не могу». И послы передали его ответ.
10 «Пусть так-то и эдак поступят со мной боги и еще добавят, — передал ему в ответ Бен-Хадад, — если останется от Самарии достаточно праха, чтобы каждый из моих слуг мог взять хоть по горсточке!»
11 «Пусть хвалится не тот, кто опоясывается мечом, — ответил царь израильский, — а тот, кто снимает его после битвы! »
12 Бен-Хадад услышал эти слова, пируя с другими царями в шатрах. Он велел своим воинам строиться, и они выстроились перед городом.
13 Тогда один из пророков подошел к Ахаву, царю израильскому, и сказал: «Вот что говорит ГОСПОДЬ: „Видишь ли это великое множество? Я предам его сегодня в твои руки, и узнаешь, что Я — ГОСПОДЬ!“»
14 «Через кого?» — спросил Ахав, и тот ответил: «Так говорит ГОСПОДЬ: через дружины областных правителей».1 «А кому начинать битву?» — спросил он, и тот ответил: «Тебе».
15 Ахав выстроил дружинников областных правителей — их оказалось двести тридцать два. За ними он поставил весь остальной народ — израильтян было семь тысяч.
16 Они выступили в полдень. А Бен-Хадад всё пировал в шатрах, пьянствуя с тридцатью двумя подчиненными царями.
17 Первыми выступили дружины областных правителей. Бен-Хадад послал дозорных, и ему доложили, что некие люди вышли из Самарии.
18 Он сказал: «Если они вышли с миром — хватайте их живыми, а если вышли сражаться — всё равно хватайте живыми».
19 А из города всё выходили дружины областных правителей и за ними остальное войско,
20 и каждый из них разил врага. Арамеи побежали, и израильтяне погнались за ними. Арамейский царь Бен-Хадад бежал на коне вместе со всадниками.
21 Наконец вышел и сам царь израильский, разя всадников и колесницы. Великое поражение нанес он арамеям.
22 Тогда тот пророк подошел к царю израильскому и сказал ему: «Набирайся сил! Посмотри и рассуди сам, что делать, потому что через год арамейский царь снова пойдет на тебя».
23 А слуги арамейского царя сказали ему: «Их Бог — это бог гор, потому они и одолели нас. Но если мы сразимся с ними на равнине, непременно их одолеем.
24 Сделай вот что: свергни всех царей с престолов и поставь вместо них собственных правителей.
25 Так ты сможешь набрать себе войско вместо того, которое погибло, — столько же всадников и колесниц. И пусть они сразятся с врагами на равнине — тогда мы наверняка одолеем их». Он послушался совета, так и сделал.
26 Через год Бен-Хадад собрал арамеев и вышел на битву с израильтянами к Афеке.2
27 Собрались и израильтяне, снарядились и выступили им навстречу. Израильтяне расположились перед арамеями станом, словно два стада коз, — а те заполонили всю землю.
28 Человек Божий подошел к царю израильскому и обратился к нему: «Вот что сказал ГОСПОДЬ: арамеи говорили, будто ГОСПОДЬ — это бог гор, а не бог равнин. За это Я предам всё их великое полчище в твои руки, и будете знать, что Я — ГОСПОДЬ».
29 Они стояли друг против друга семь дней. На седьмой день сошлись они для битвы, и поразили израильтяне в один день сто тысяч пеших арамеев.
30 Остальные бежали в город Афеку, но городская стена рухнула на них, погубив двадцать семь тысяч человек.
Бен-Хадад бежал в город и метался там по внутренним покоям дворца, пытаясь укрыться.
31 Слуги сказали ему: «Мы слышали, что цари израильские — милостивые цари.3 Давай мы в одних набедренных повязках, облачившись в рубище, с веревками на шее4 отправимся к царю израильскому. Может быть, он пощадит твою жизнь?»
32 Они опоясались повязками, облачившись в рубище, повесили на шею веревки и пришли к царю израильскому со словами: «Слуга твой Бен-Хадад молит пощадить его жизнь». «Так он еще жив? — спросил тот. — Он мне брат!»
33 Они сочли это добрым знаком, подхватили его слова и повторили: «Бен-Хадад тебе брат!» Царь сказал: «Идите и приведите его». Когда Бен-Хадад вышел к нему, он посадил его к себе на колесницу.
34 Тот сказал ему: «Города, которые мой отец взял у твоего отца, я возвращаю тебе. И можешь завести себе торговлю в Дамаске, какую мой отец завел в Самарии». Ахав ответил: «Заключим союз, и я отпущу тебя». Он заключил с ним союз и отпустил его.
35 Один из учеников пророков попросил другого по слову ГОСПОДНЮ: «Бей меня!» Но тот не стал его бить.
36 Тогда он сказал: «За то, что ты не послушался гласа ГОСПОДА, тебя разорвет лев, когда ты выйдешь от меня». Он пошел прочь, ему встретился лев и разорвал его.
37 А тот, первый, нашел другого человека и попросил его: «Бей меня!» Этот человек избил его и изранил.
38 Пророк отправился туда, где должен был проехать царь, и встал там, скрыв лицо под повязкой.
39 Когда царь проезжал мимо, он громким голосом обратился к нему: «Я, твой слуга, участвовал в битве. И вот ко мне подошел один человек и привел пленника, сказав: „Стереги его, а если упустишь, то собственной жизнью заплатишь за его жизнь — или отдашь талант5 серебра“.
40 Слуга твой отвлекся — а пленника уже нет». На это царь израильский сказал: «Ты сам огласил свой приговор».
41 Тут он сорвал повязку с головы, и узнал его царь израильский — это был один из пророков.
42 И он сказал царю: «Вот что говорит ГОСПОДЬ: „Ты выпустил из рук того, кого Я обрек на смерть, — теперь собственной жизнью заплатишь за его жизнь, собственным народом за его народ“».
43 Царь израильский отправился домой, в Самарию, мрачный и раздраженный.

Новой Женевской Библии

20:1 Венадад, царь Сирийский. По-видимому, имеется в виду царь Венадад II, внук Венадада I (15:18−20).

20:4 господин мой царь. Ахав обращается к Венададу как низший к высшему.

я и все мое — твое. Т.е. фактически Ахав безоговорочно сдается на милость Венадада.

20:10 пусть то и то сделают мне боги. Венадад призывает богов жестоко покарать его, если его воины не сравняют Самарию с землей (см. ком. к 1:17).

20:11 пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся. Ахав отвечает Венададу пословицей, суть которой в том, что нельзя праздновать победу, не окончив сражения.

20:13 Я сегодня предам его в руку твою. Подобные слова Господь часто обращал к Своему народу перед войнами, в которых Он желал дать ему победу над врагом (Нав 6:1, 15; Нав 8:1, 18; Суд 7:2; Суд 18:10; 2Пар 13:16; 2Пар 16:8; 2Пар 18:5, 11, 14). Дарование Господом военной победы Израилю в Библии описано неоднократно (Исх 15:1−21; Суд 5:1−31; Авв 3:3−19; Откр 18:1−24). В данной ситуации эти переданные через пророка слова указывают на то, что победа над сирийцами была не заслугой Ахава, а Божиим даром.

20:15 Ахав счел слуг областных начальников. Оказавшись в затруднительном положении, Ахав в точности следует указаниям пророка.

семь тысяч. См. ком. к 19:18.

20:23 Бог их есть Бог гор. И Самария, и Иерусалим располагались в центральной гористой области страны. В соответствии же с ближневосточными политеистическими верованиями каждое божество имело свою четко ограниченную сферу полномочий. Исходя из этого, советники Венадада считали, что существует неразрывная связь между Богом, властвующим над израильтянами, и территорией, на которой они жили.

сразимся с ними на равнине. Веря, что исход любой битвы зависит не только от воинов, но и от помогающих каждой стороне богов, сирийцы хотели сражаться в том месте, где, по их мнению, Бог израильтян не сможет им помочь.

20:26 к Афеку. Афек располагался приблизительно в пяти километрах к востоку от Галилейского моря.

20:30 упала стена на остальных двадцать семь тысяч. Это довершило и без того сокрушительный разгром сирийского войска.

20:31 цари дома Израилева цари милостивые. Многие ближневосточные народы, в частности сирийцы, проявляли в отношении побежденных исключительную жестокость.

20:32 раб твой Венадад говорит. Прежде Ахав обращался к Венададу как низший к высшему (ст. 4 и ком.); теперь положение дел в корне переменилось.

он брат мой. Неожиданно для всех Ахав признает Венадада равным себе, имея в виду, вероятно, старый союзнический договор между Израилем и Сирией (9:13). Вожди сирийцев немедленно стремятся воспользоваться этим (ст. 33).

20:34 площади ты можешь иметь для себя в Дамаске. Венадад имеет в виду, что он гарантирует Ахаву право торговли в своей столице, что сулило подъем благосостояния Израиля и израильских купцов.

заключив с ним договор. Взаимные устные обещания царей были в итоге зафиксированы в форме союзнического договора.

20:35 из сынов пророческих. Слово «сын» в данном контексте не следует воспринимать в его основном значении, поскольку здесь оно использовано в переносном смысле и обозначает членов объединения или группы пророков (4Цар 2:3, 5, 7, 15; 4Цар 4:1, 38; 4Цар 6:1; 4Цар 9:1). Илия и Елисей, по всей видимости, являлись духовными лидерами таких пророческих сообществ.

20:36 за то, что ты не слушаешь гласа Господня. Этот эпизод следует понимать в связи с предшествующим ему описанием войны израильтян с Сирией. Пощадив Венадада и заключив с ним союз, Ахав нарушил волю Божию. Своеобразная драматическая притча пророка предрекает участь царя, который не слушает, что «говорит Господь» (ст. 28; Втор 20).

лев... убил его. Через старца-пророка из Вефиля такое же наказание за непослушание слову Господа было предсказано человеку Божиему из Иудеи (13:20−25).

20:39 должен будешь отвесить талант серебра. Талант серебра — сумма немыслимая для простого воина, и следовательно, тот отвечал за выполнение приказа своей жизнью.

20:40 таков тебе и приговор. Ахав выносит суровый приговор и таким образом определяет наказание самому себе (ст. 42; 2Цар 12:7).

20:42 ты выпустил из рук своих человека, заклятого Мною. См. Лев 27:28; Втор 7:2; Втор 20:16; Нав 6:17; Нав 7:1, 20−26. Войны народа Божиего всегда были войнами Господа, в которых Он лишь использовал царей и войско Израиля в качестве исполнителей Своей воли. Участвуя в этих священных войнах, Израиль должен был в точности соблюдать все предписания, данные ему Господом. На всем протяжении войны с сирийцами Ахав в общем следовал Божией воле, однако, одержав победу, он грубо нарушил одно из предписаний — то, в соответствии с которым Израилю строжайше воспрещалось вступать в союз с иноземными державами (Втор 7:1−6; Втор 20:16−18).

душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа. Каждый человек лично отвечает за свои поступки перед Богом, но, в то же время, поведение одного человека неизбежно сказывается на судьбе многих людей.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
14  [1] — Видимо, единственные готовые к бою воины, которых мог найти царь.
26  [2] — Т. е. в долину Изреэльскую.
31  [3] — Или: цари, верные данному слову.
31  [4] — Букв.: на головах; то же в ст. 32.
39  [5] — Т. е. ок. 34 кг.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.