3 Царств 8 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Тогда царь Соломон созвал в Иерусалим1 старейшин Израилевых, всех глав племен и вождей родов израильских, чтобы перенести ковчег Завета ГОСПОДНЯ из Города Давидова, то есть Сиона.
2 Все израильтяне собрались у Соломона на праздник в месяце этаним (седьмом месяце года).
3 Когда все старейшины Израилевы были в сборе, священники подняли ковчег
4 и понесли вместе с левитами ковчег ГОСПОДЕНЬ, Шатер Откровения и всю священную утварь, что была в Шатре.
5 А царь Соломон и вся община Израиля, собравшаяся к царю перед ковчегом, принесли в жертву столько овец и быков, что и не счесть и не перечислить.
6 Священники внесли ковчег Завета ГОСПОДНЕГО во внутреннее святилище Храма, в Святая святых, под сень крыльев херувимов.
7 Херувимы распростирали свои крылья над местом, где стоял ковчег, укрывая ковчег и шесты, на которых его носили.
8 Шесты выступали за ковчег настолько, что их концы были видны стоящим впереди во внутреннем святилище, но снаружи они не были видны. Так оно и поныне.
9 Внутри ковчега не было ничего, кроме двух каменных скрижалей, которые туда положил Моисей на горе Хорив: то был Завет, Союз, заключенный ГОСПОДОМ с израильтянами после исхода их из Египта.
10 Когда священники выходили из святилища, облако наполнило Храм,
11 и не могли больше священники стоять и совершать служение, потому что Слава ГОСПОДНЯ наполнила Храм ГОСПОДЕНЬ.
12 Тогда Соломон сказал:

«Говорил ГОСПОДЬ,
что присутствие Его
и в густом облаке2 будет явлено!

13

Я построил для Тебя, Господи, Храм величественный —
место, где Ты пребудешь вовеки!»3

14 Затем царь, повернувшись ко всей общине Израиля, что стояла перед ним, благословил ее
15 и сказал: «Благословен ГОСПОДЬ, Бог Израилев! Он свершил рукой Своей то, что Сам заповедал отцу моему Давиду, когда говорил ему:
16 „С того дня как Я вывел народ Мой, Израиль, из Египта, Я не избирал ни одного города из всех племен Израиля, чтобы построить в нем Храм для имени Моего; но избрал Я Давида, чтобы правил он народом Моим, Израилем“.
17 Отец мой Давид всем сердцем желал построить Храм для имени ГОСПОДА, Бога Израилева.
18 Но ГОСПОДЬ сказал отцу моему Давиду: „Желание твое благое — построить Храм для имени Моего.
19 Но не ты построишь этот Храм, а сын твой, рожденный от тебя, — он построит Храм для имени Моего“.
20 И ныне ГОСПОДЬ исполнил Свое обещание: я, наследник отца моего Давида, взошел на престол Израилев, как заповедал ГОСПОДЬ, и построил Храм для имени ГОСПОДА, Бога Израилева,
21 и устроил в нем место для ковчега, где хранится Завет, Союз, что ГОСПОДЬ заключил с нашими праотцами, когда вывел их из Египта».
22 Затем Соломон подошел к жертвеннику4 ГОСПОДА и на виду у всей общины Израиля воздел руки к небу
23 и сказал: «ГОСПОДИ, Боже Израилев! Нет бога, подобного Тебе, ни на небе, вверху, ни на земле, внизу! Ты хранишь верность Завету, Союзу, и неизменен в любви Своей к слугам Твоим, которые служат Тебе5 всем сердцем.
24 Ныне Ты исполнил обещание Свое, данное слуге Твоему Давиду, моему отцу; и ныне Ты Своей рукою исполнил то, что изрек устами Своими.
25 И ныне, ГОСПОДИ, Боже Израилев, сдержи и другое Свое обещание, данное слуге Твоему Давиду, моему отцу, ведь Ты сказал: „Никогда не лишишься ты наследника, сидящего пред Моими очами на престоле израильском, если только сыновья твои будут идти праведными путями6 и следовать Закону Моему, как следовал ему ты предо Мною“.
26 А теперь, Боже Израилев, прошу, да сбудутся Твои обещания, которые Ты дал слуге Своему и отцу моему Давиду.
27 Богу ли обитать на земле?! Если небу и небесам небес вместить Тебя не дано, как вместит Тебя этот Храм, который построил я?
28 Внемли, о ГОСПОДИ, Боже мой, мольбе моей, молитве слуги Своего! Услышь вопль и молитву, которую слуга Твой ныне возносит перед Тобою.
29 Взирай открытыми очами Своими на Храм этот днем и ночью, на место это, где, по слову Твоему, будет имя Твое, и да будет услышана Тобой та молитва, которую слуга Твой будет возносить на этом месте.7
30 Внемли мольбам, которые слуга Твой и народ Твой Израиль будут возносить на этом месте, услышь в небесной обители Своей, услышь и помилуй!
31 Если согрешит человек против ближнего, и потребуют от него клятвы, и он придет и даст клятву перед жертвенником Твоим в этом Храме —
32 тогда услышь с небес и рассуди слуг Твоих. Воздай злодею, пусть на голову его обрушится его же зло, а невинного оправдай и воздай ему за его праведность.
33 И если народ Твой, Израиль, будет разбит врагами из-за того, что против Тебя согрешил, а затем раскается и признает имя Твое, обратившись к Тебе с молитвой в этом Храме, —
34 тогда услышь их на небесах и прости грех народа Твоего, Израиля, и верни их на ту землю, которую Ты дал их праотцам.
35 И если затворятся небеса и не будет дождя из-за того, что народ Твой против Тебя согрешил, но затем он вознесет молитву на этом месте, и признает8 имя Твое, и раскается в грехах своих, когда Ты подвергнешь его бедствиям,9
36 тогда услышь их на небесах и прости грех слугам Твоим, народу Твоему Израилю, научи их ходить по пути добра и даруй дождь земле, которую Ты дал народу Своему во владение.
37 И если будет в стране голод, моровое поветрие, суховей или спорынья, нашествие саранчи или гусениц, если враг приступит к городским воротам, какая бы беда и несчастье ни случились, —
38 тогда все мольбы и молитвы каждого человека из народа Твоего, Израиля, в скорби сердца простирающего руки на месте этом,10
39 услышь с небес, из обители Своей, и помилуй, и ответь!11 Каждому воздай по делам его, ведь Ты знаешь, что у человека в сердце, — Ты один знаешь все мысли12 человека, —
40 чтобы благоговели они пред Тобой, пока живут на этой земле, которую дал Ты праотцам нашим.
41 И когда человек пришлый, не из народа Твоего Израиля, придет из страны далекой ради Твоего имени, —
42 ибо и там прослышат о Твоем великом имени и о могучей Твоей руке, простертой длани, — и станет молиться в этом Храме,
43 услышь его с небес, из обители Своей, и исполни всё, о чем попросит Тебя этот пришлый человек: пусть все народы земли познают имя Твое и будут благоговеть пред Тобой, как и народ Твой, Израиль. Пусть они узнают, что Твое имя носит этот Храм, который я построил.
44 И когда отправится народ Твой на войну с врагами — туда, куда Ты пошлешь его, — и помолится Тебе, ГОСПОДИ, обратившись лицом к этому городу, который Ты избрал, и к Храму, который я построил для имени Твоего, —
45 тогда услышь на небесах их мольбу, их молитву и рассуди их по правде.
46 И если они опять согрешат пред Тобою, ибо нет никого, кто бы не грешил, и Ты разгневаешься на них и отдашь их врагу, и тот угонит их пленниками в страну чужую, далекую или близкую,
47 и если они раскаются всем сердцем в той стране, куда будут изгнаны, и станут молить Тебя, говоря: „Мы грешили, мы поступали беззаконно и нечестиво“,
48 если обратятся к Тебе всем сердцем, всей душою в той земле, где оказались в плену, куда были угнаны, если будут молиться, повернувшись лицом к своей земле, которую Ты дал праотцам их, к городу, который Ты избрал, и к Храму, который я построил для имени Твоего, —
49 тогда услышь их мольбу, их молитву, с небес, из обители Своей, и рассуди их по правде.
50 Прости народу Твоему, согрешившему пред Тобой, все преступления их и пробуди сострадание к ним в угнетателях,
51 ибо они — народ Твой и наследие Твое, ведь Ты вывел их из Египта, из плавильной печи извлек.
52 Взирай открытыми очами Своими и услышь просьбу слуги Твоего и просьбу народа Твоего, Израиля, выслушай их молитву,
53 ибо Ты избрал их из всех народов земли Себе в наследие, как обещал через слугу Своего Моисея, когда вывел наших праотцев из Египта, Владыка ГОСПОДИ!»
54 Когда Соломон закончил молиться ГОСПОДУ, обращая к Нему свои прошения, то встал с колен перед жертвенником ГОСПОДНИМ, продолжая простирать руки к небу.
55 Стоя, он громким голосом благословил общину израильскую:
56 «Благословен ГОСПОДЬ, давший, по Своему обещанию, отдохновение народу Своему, Израилю, и до единого слова исполнивший те благие обещания, что дал слуге Своему Моисею.
57 Пусть будет с нами ГОСПОДЬ, Бог наш, как был с праотцами нашими, пусть не оставит Он и не покинет нас,
58 но обратит к Себе наши сердца, чтобы мы всегда следовали Его путями и хранили заповеди, уставы и наставления Его, что заповедал Он праотцам нашим.
59 Пусть слова этой просьбы моей к ГОСПОДУ днем и ночью будут близки ГОСПОДУ, Богу нашему, чтобы день за днем судил Он по справедливости слугу Своего и народ Свой, Израиль.
60 Пусть узнают все народы земли, что ГОСПОДЬ — Бог, и нет иного бога,
61 и пусть будет сердце ваше всецело с ГОСПОДОМ, Богом нашим, чтобы поступать нам по уставам Его и хранить заповеди Его, как сегодня».
62 Царь и вместе с ним весь Израиль совершили жертвоприношение перед ГОСПОДОМ.
63 В благодарственный дар Соломон принес Господу двадцать две тысячи быков и сто двадцать тысяч овец.Так царь и израильтяне освятили Храм ГОСПОДЕНЬ.
64 В тот же день Соломон освятил середину двора перед входом в Храм ГОСПОДЕНЬ: там он принес всесожжения, хлебный дар и сжигаемый жир благодарственных жертв, потому что медный жертвенник, что стоял пред лицом ГОСПОДА, был слишком мал, чтобы вместить всесожжения, хлебный дар и сжигаемый жир благодарственных жертв.
65 В тот же день Соломон устроил празднование вместе со всем Израилем, собрав великий сход народа от Лево-Хамата до русла реки Египетской, перед ГОСПОДОМ на семь дней и затем еще на семь, всего четырнадцать дней.
66 На пятнадцатый13 день Соломон распустил народ по домам, люди благословили царя и разошлись по домам, ликуя и радуясь всем сердцем тому благу, что совершил ГОСПОДЬ для слуги Своего Давида и народа Своего, Израиля.

Новой Женевской Библии

8:1−66 Молитва Соломона и освящение храма.

8:1 чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона. Сионом, или городом Давидовым называлась юго-восточная часть Иерусалима. Давид в свое время перенес туда ковчег из дома Авведдара (Овед-Едома). См. 2Цар 6:1−19.

8:2 праздник. Соломон, очевидно, ожидал одиннадцать месяцев (6:38), дабы приурочить посвящение храма к новогоднему празднику Кущей, справляемому в седьмом месяце (Лев 23:34; Втор 16:13−15).

в месяце Афаниме. Афаним — то же, что месяц Тисри, соответствующий сентябрю-октябрю.

8:4 скинию собрания. Скиния со всеми принадлежностями была перенесена, по всей видимости, из Гаваона (3:4) священниками и левитами.

8:6 под крылья херувима. См. ком. к 6:23.

8:8 шесты. На этих шестах переносили ковчег.

до сего дня. См. Введение: Автор.

8:9 кроме двух каменных скрижалей. Т.е. кроме двух таблиц с текстом завета, заключенного Богом со Своим народом на горе Синай (ст. 21; Исх 25:16, 21; Исх 40:20).

8:10 облако наполнило дом Господень. После исхода из Египта Господь вел Свой народ через пустыню, идя перед ним днем в столпе облачном, а ночью — в столпе огненном (Исх 13:21; Исх 14:24; Исх 16:10; Исх 33:10; Лев 16:2; Втор 4:11; Втор 5:22; Пс 17:11−12). На горе Синай Господь явился Моисею сокрытым в облаке (Исх 19:9; Исх 24:15−18). По завершении сооружения скинии Господь выказал одобрение сделанному, покрыв ее облаком Своей славы. Теперь Господь сходным образом явил Свое одобрение постройке святилища.

8:12 благоволит обитать во мгле. Т.е. не может быть увиденным. Никто не может увидеть Господа и остаться живым.

8:13 место, чтобы пребывать Тебе во веки. Храм, как угодное Богу место для совершения молитвы и жертвоприношений, воплощал присутствие Господа среди Его народа (Ис 8:18; Ам 1:2; Пс 75:3; Пс 131:13−14).

8:15 сказал Своими устами Давиду, отцу моему. См. 2Цар 7:1−16.

8:23 нет подобного Тебе Бога. См. Исх 15:11; Втор 4:39; Пс 85:8; Мк 12:29; Еф 4:6; Откр 19:6). Верность Господа завету непреходяща (3:6; 8:16; Втор 7:9, 12; Пс 51:10; Евр 13:8), могущество же Его простирается не только над народом Израиля (ст. 41−43).

8:25 если только сыновья твои будут держаться пути своего. Соломон повторяет условие, при соблюдении которого исполнится обетование Господа Давиду о том, что род его вовеки будет царствовать над Израилем (2:2−4; 6:11−13; 9:9; 11:11−13).

8:27 Небо и небо небес не вмещают Тебя. Не только храм, но и земля, и небо не могут вместить в себя Бога вселенной.

8:29 Мое имя будет там. Поскольку Господь обещал, что Он особенным образом будет присутствовать в иерусалимском храме, Соломон молит Бога услышать молитву, звучащую в храме. Относительно имени Божиего см. ком. к 5:5.

8:31 Когда кто согрешит против ближнего своего. В спорных случаях при недостаточности улик от обвиняемого могли потребовать клятву в невиновности у жертвенника в святилище (Исх 22:7−12; Чис 5:11−31). Соломон просит, чтобы Господь Своим непосредственным вмешательством всегда «обвинял виновного» и «оправдывал правого» (ст. 32).

8:34 возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Соломон просит Господа о милости к тем, кто, не по своей воле оказавшись на чужбине, молит Его о прощении и возвращении на родину. См. ком. к ст. 46.

8:35 Когда заключится небо. Бог правит судьбой народа, Он властвует и над силами природы. Засуха, как и война (Втор 28:25), — одно из возможных наказаний за нарушение израильским народом своих заветных обязательств (17:1; Втор 28:22−24; Ам 4:7−8).

8:37 голод... болезнь. Соломон упоминает и другие беды, которые могут постичь народ в наказание за беззаконие: голод (Лев 26:26), моровая язва (Втор 28:21−22), саранча (Втор 28:38, 42), нашествие неприятеля (Втор 28:49−52), прочие бедствия (Втор 28:61; Втор 31:29; Втор 32:23−25) и болезни (Втор 28:22).

8:39 соделай и воздай каждому по путям его. Соломон просит Господа по справедливости судить сынов Своего народа.

8:41 Если и иноплеменник. Поскольку слава Божия простирается далеко за пределы Израиля, в Иерусалим почтить Господа могут придти и чужестранцы.

8:43 чтобы все народы земли знали имя Твое. Соломон желает, чтобы все народы, подобно Израилю, знали истинного Бога (ср. Ис 56:6−8; Зах 8:20−23; Мф 28:19).

8:46 пленившие их отведут их в неприятельскую землю. Жизнь на чужбине, или в рассеянии — одно из самых тяжких проклятий, которое в завете, данном на горе Синай, Господь определил Своему народу за непослушание (Лев 26:33−45; Втор 28:64−68; Втор 30:1−5; см. ком. к ст. 34).

8:50 прости народу Твоему. И в отношении находящихся за пределами Израиля представителей избранного народа обетования Господа сохраняют свою силу (Неем 1:11; Пс 105:46). Соломон просит Господа простить кающихся пленников и «возбудить» в пленивших сострадание к ним.

8:53 ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли. Поскольку Господь особо выделил Израиль и вывел его из египетского плена, чтобы он стал Его особым наследием (Исх 19:3−6; Втор 4:20; Втор 9:26; Втор 25:19), Соломон молит Господа не забыть об этом, если Израиль снова окажется в плену.

8:55 И стоя благословил все собрание Израильтян. В ст. 23−53 Соломон у жертвенника молился Господу от лица всего собрания. Теперь, обернувшись лицом к собравшимся, Соломон благословляет их от имени Господа и просит Его внять молитве (ст. 56−61).

8:56 Господь, Который дал покой народу Своему Израилю. После бурного периода скитаний по пустыне и войн Израиль ожидало исполнение «всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея» (Исх 33:14; Втор 12:10). Израиль, наконец, вкусил покой в земле обетованной (см. ком. к 5:4).

8:60 Господь есть Бог и нет кроме Его. Первая заповедь (Втор 4:35; 5:6).

8:63 двадцать две тысячи крупного скота. Ср. Езд 6:16−18.

8:64 всесожжения. См. ком. к 3:4.

хлебное приношение. Хлебное приношение или приношение муки часто сопровождало принесение в жертву скота (Лев 2; Лев 7:11−14; Лев 9:4; Лев 14:20; Чис 15:1−10) и являлось выражением благодарности Богу и прославлением Его.

тук мирных жертв. См. Лев 3.

медный жертвенник. Он помещался напротив входа в храм (ст. 22:54).

8:65 И сделал Соломон в это время праздник. См. ком. к 8:2.

от входа в Емаф. Емаф находился у северной границы контролируемой Израилем территории, приблизительно в шестидесяти пяти километрах к северу от Кадеса, на реке Оронт (Нав 13:5; 4Цар 14:25).

до реки Египетской. По всей видимости, река Води Аль-Ариш на северо-востоке Синая. На праздник стеклись люди из самых дальних пределов царства Соломона (4:21).

8:66 радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Господь в милосердии Своем исполнил данное Давиду обетование о том, что его потомок построит храм, который намеревался построить сам Давид (2Цар 7:1−16). Бог милостиво даровал Израилю святилище (Втор 12) и обетованный покой (5:4).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: (явиться) к царю Соломону в Иерусалим.
12  [2] — Или: в глубоком мраке / во мгле; ср. Син. и слав. пер. и Исх 19:9; Исх 20:21; Втор 4:11; Втор 5:22; Пс 18:9; Иов 22:13.
13  [3] — Или: будешь восседать вовек.
22  [4] — Или: встал возле жертвенника.
23  [5] — Букв.: ходят пред Тобой.
25  [6] — Букв.: блюсти свои пути.
29  [7] — Букв.: будет слать к этому месту.
35  [8] — Или: прославит.
35  [9] — Или: когда Ты смиришь его.
38  [10] — Букв.: к этому месту.
39  [11] — Букв.: действуй.
39  [12] — Букв.: сердца.
66  [13] — Букв.: восьмой (считая от второй семерки).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.