4 Царств 11 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Гофолия, мать Охозии, узнала, что сын ее мертв, она погубила всех царевичей в Иудее.
2 Но Ехошева, дочь царя Иорама и сестра Охозии, схватила сына Охозии Иоаса, увела его от царевичей, которых собирались убить, и спрятала вместе с кормилицей в своих спальных покоях от Гофолии — поэтому он не погиб.
3 Шесть лет он скрывался вместе с ней в Храме ГОСПОДНЕМ, а страной правила Гофолия.
4 На седьмой год священник Ехояда послал за главами сотен керетейского1 войска и дворцовой стражи и собрал их в Храме ГОСПОДНЕМ. Там он заключил с ними договор, взяв с них клятву в Храме ГОСПОДНЕМ, и показал им царского сына.
5 Он отдал им приказ: «Сделайте так. Пусть третья часть из тех, кто заступает на службу в эту субботу, сторожит царский дворец,
6 другая треть пусть стоит у Сурских ворот и еще одна треть — у ворот стражи. Так будет распределена ваша служба.2
7 А два отряда ваших, сменившихся со службы в субботу, пусть в Храме ГОСПОДНЕМ охраняют царя:
8 встаньте вокруг царя с оружием в руках, и пусть будет убит всякий, кто подойдет к рядам.3 Оставайтесь при царе, куда бы он ни пошел!»
9 Главы сотен исполнили всё, что повелел им священник Ехояда: каждый взял своих людей — и тех, кто заступал на службу в субботу, и тех, кто в субботу со службы сменился, — и пришел к священнику Ехояде.
10 Священник раздал главам сотен копья и щиты царя Давида, что хранились в Храме ГОСПОДНЕМ.
11 Стражники, каждый с оружием в руках, стояли от южной стороны Храма до северной, и у жертвенника, и у царского дворца — повсюду.4
12 Тогда Ехояда вывел царского сына, возложил на него царский венец и знаки власти,5 его провозгласили царем и помазали, стали хлопать в ладоши и восклицать: «Да здравствует царь!»
13 Услышав, как шумят стража и народ, Гофолия вышла к собравшимся в Храме ГОСПОДНЕМ.
14 И тут она увидела, что на возвышении, по обычаю, стоит царь, подле царя — военачальники и трубачи, а весь простой народ ликует под звуки труб. Разодрав одежды, Гофолия закричала: «Измена, измена!»
15 А священник Ехояда велел сотникам и другим военачальникам: «Выведите ее прочь от рядов, а тех, кто пойдет за ней, убейте мечом!» Так рассуждал священник: «Нельзя предавать ее смерти в Храме ГОСПОДНЕМ».
16 Гофолию схватили, вывели через Конские ворота к царскому дворцу, и там она была убита.
17 Ехояда заключил завет, договор между ГОСПОДОМ, царем и народом, чтобы быть ему народом ГОСПОДНИМ, и договор между царем и народом.
18 И весь народ пошел к капищу Ваала и разорил его, вдребезги разбив жертвенники и идолов, а Маттана, жреца Ваала, убили прямо перед жертвенниками. Священник Ехояда поставил стражников в Храме ГОСПОДНЕМ,
19 взял глав сотен, керетейское войско и дворцовую стражу и вместе со всем народом вывел царя из Храма ГОСПОДНЕГО. Через ворота стражи его проводили во дворец и возвели на царский престол.
20 Народ страны ликовал, в городе установилось спокойствие; Гофолия была казнена6 в царском дворце.
21 Иоасу было семь лет от роду, когда он был возведен на престол.

Новой Женевской Библии

11:1 Гофолия. Гофолия, дочь Ахава, не останавливалась ни перед чем ради утверждения в Иудее культа Ваала (8:18; 11:18). Предпринятое ею истребление царского дома поставило род Давидов на грань полного исчезновения.

11:2 Иосавеф. Иосавеф, по-видимому, не была дочерью Гофолии и, таким образом, была лишь единокровной «сестрой Охозии». Во Второй книге Паралипоменон (22:11) о ней сказано, что она была женой священника Иодая.

Иоаса. Иоас — сын Охозии; следовательно, Гофолии он приходился внуком.

в постельную комнату. Грудной младенец Иоас, которому было меньше года (11:1; 12:1), чудесно избежал общей участи членов царского рода, которую и уготовила ему Гофолия.

11:3 в доме Господнем. Воспитываясь при храме, где его укрывали от Гофолии Иоас, надо полагать, обучался закону.

шесть лет, между тем как Гофолия царствовала над землею. Библейский автор сообщает, что Гофолия правила Иудеей, по крайней мере, шесть лет, но, считая ее царствование незаконным, годы ее правления он относит к царствованию Иоаса.

11:4 Иодай. В это время он был первосвященником.

взял сотников из телохранителей. Таким образом, в распоряжении Иодая оказалось значительное число воинов и военачальников. Под телохранителями, видимо следует понимать хелефеев (ср. 2Цар 8:18; 2Цар 20:23). Происхождение их неизвестно хотя некоторые исследователи полагают, что они являются выходцами с юго-запада Малой Азии.

11:6 у ворот сзади телохранителей. Здесь, по-видимому, идет речь о воротах в южной стене, отделяющей храм от дворца.

11:10 копья и щиты царя Давида. Весьма вероятно, что здесь говорится о тех трофеях, которые Давид взял в войне с Адраазаром, царем сувским (2Цар 8:3−11) и, посвятив их Господу, поместил в храме (2Цар 8:7, 11). Но возможно также, что речь идет о личном оружии царя Давида.

11:14 царь стоит на возвышении, по обычаю. При большом собрании народа люди стояли не в самом храме, а на открытом пространстве перед ним.

весь народ земли. Вероятно речь идет о представителях простого народа, сохранивших верность Господу.

И разодрала Гофолия одежды свои. См. ком. к 3Цар 21:27.

11:15 а кто пойдет за нею, умерщвляйте мечом. Этот приказ находится в полном согласии с указаниями, содержащимися во Второзаконии (Втор 13:13−15).

чтобы не умертвили ее в доме Господнем. Пролить человеческую кровь в храме считалось святотатством.

11:17 заключил Иодай завет между Господом и между царем и народом. Иодай возвращает народ и Иоаса на путь верности завету. В истории Израиля уже случались подобные эпизоды обновления завета с Господом (Втор 29:1; Нав 8:30−35; Нав 24:1−28). В связи с засилием культа Ваала в Иудее в недавнем прошлом всем ее жителям надлежало начать новую жизнь, посвятив себя Господу.

11:18 весь народ земли. См. ком. к ст. 14.

11:19 сотников и телохранителей. См. ком. к ст. 4.

11:21 Семи лет был Иоас. В первые годы своего царствования Иоас находился под благотворным влиянием Иодая (12:2; 2Пар 24:22).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: карийского — возможно, имеются в виду керетеи — наемники с юго-запада Малой Азии; то же в ст. 19.
6  [2] — Или: вы будете охранять дворец.
8  [3] — Имеются в виду или ряды воинов, охранявших царя, или ряды колонн в храмовом комплексе зданий.
11  [4] — Или: и у Храма, и вокруг царя.
12  [5] — Или: (свиток) Завета.
20  [6] — Букв.: убита мечом.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.