4 Царств 13 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В двадцать третий год царствования в Иудее Иоаса, сына Охозии, в Израиле воцарился Иоахаз, сын Иегу. Он правил в Самарии семнадцать лет.
2 Были его поступки злом в глазах ГОСПОДА, он повторял грехи Иеровоама, сына Невата, который вовлек Израиль в грех, — не отвернулся от них Иоахаз.
3 Разгорелся гнев ГОСПОДЕНЬ на Израиль, предал Он его в руки Хазаэля, царя арамейского, и в руки Бен-Хадада, сына Хазаэля, на долгие1 годы.
4 Иоахаз молил ГОСПОДА, и ГОСПОДЬ откликнулся на его просьбу, видя, в какой беде Израиль, как угнетает их царь арамейский.
5 Послал ГОСПОДЬ Израилю избавителя, чтобы освободить народ от власти арамеев, и стали израильтяне мирно жить по своим шатрам, как прежде.
6 Но не отвернулись они от грехов рода Иеровоама, в которые тот вовлек Израиль, а упорствовали в них, и в Самарии тоже была посвященная Ашере роща.2
7 Войска у Иоахаза осталось только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших воинов: истреблял их царь арамейский, развеивал, как пыль по ветру.
8 Что до прочих деяний Иоахаза и всех событий его жизни и доблестных подвигов, то не описаны ли они в летописи царей израильских?
9 Иоахаз отошел к праотцам, его похоронили в Самарии, а после него воцарился его сын Иоас.
10 В тридцать седьмой год царствования Иоаса в Иудее другой Иоас, сын Иоахаза, воцарился в Израиле. Он правил в Самарии шестнадцать лет.
11 Были его поступки злом в глазах ГОСПОДА, Иоас не отвернулся от грехов Иеровоама, сына Невата, в которые тот вовлек Израиль, и предавался им.
12 Что до прочих деяний Иоаса, событий его жизни и его подвигов в войне с Амасией, царем иудейским, то не описаны ли они в летописи царей израильских?
13 Иоас отошел к праотцам, на его престол воссел Иеровоам, а Иоас был похоронен в Самарии с царями израильскими.
14 Елисей в правление Иоаса заболел (от этой болезни он вскоре и умер). Иоас, царь израильский, отправился к нему и рыдал над ним, повторяя: «Отец мой, отец мой! Колесница Израиля и конница его!»3
15 Елисей велел ему взять лук и стрелы — и тот взял лук со стрелами.
16 Затем Елисей велел царю израильскому натянуть лук. Тот натянул, и Елисей положил руки поверх рук царя.
17 Он велел ему отворить окно на восток, окно отворили, и Елисей приказал: «Стреляй!» Когда тот выстрелил, Елисей воскликнул: «Стрела победы ГОСПОДНЕЙ, стрела победы над арамеями! Ты разгромишь их в Афеке, наголову разобьешь!»
18 Потом он велел царю израильскому взять остальные стрелы, и, когда тот взял, Елисей велел ему: «Бей оземь!» Тот ударил три раза и перестал.
19 А человек Божий разгневался на него и сказал: «Ударь ты раз пять или шесть — разгромил бы арамеев наголову, а так их одолеешь только три раза».
20 Елисей умер, его похоронили. В начале следующего года моавитяне стали совершать набеги на землю израильскую.
21 Однажды израильтяне хоронили одного человека; увидев приближение моавитян, они поспешно бросили покойника в гробницу к Елисею — и едва тот коснулся костей Елисея, как ожил и встал на ноги.
22 Арамейский царь Хазаэль угнетал израильтян во все дни правления Иоахаза.
23 Но ГОСПОДЬ сжалился над ними и помиловал их, повернулся к ним ради Завета, Союза Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом. Он и поныне не желает ни губить их, ни отвергать.
24 Арамейский царь Хазаэль умер, после него воцарился его сын Бен-Хадад.
25 Тогда Иоас, сын Иоахаза, отвоевал у Бен-Хадада, сына Хазаэля, города, завоеванные арамеями еще при его отце Иоахазе. Трижды одолевал их Иоас и так вернул израильские города.

Новой Женевской Библии

13:1 В двадцать третий год Иоаса. Т.е. в 814 г. до Р.Х.

царствовал семнадцать лет. Иоахаз царствовал с 814 по 798 г. до Р.Х. Первые три года он, видимо, являлся соправителем Ииуя (ст. 10).

13:2 ходил в грехах Иеровоама. См. ком. к 3Цар 12:31.

13:3 в руку Венадада, сына Азаилова. Имеется в виду Венадад III. В Третьей и Четвертой книгах Царств упоминаются еще два сирийских правителя, носивших то же имя: Венадад I (3Цар 15:18−21) и Венадад II (6:24; 8:7; 3Цар 20:1).

13:5 И дал Господь Израильтянам избавителя. Снова, как и во времена Судей (2:16−23), Господь оказал помощь израильтянам, чтобы избавить их от притеснений со стороны сирийцев. Имя «избавителя» не названо.

13:6 не отступали от грехов дома Иеровоама. См. ком. к 3Цар 12:31.

и дубрава стояла в Самарии. Эта дубрава, т.е. место поклонения языческим богам сохранилась, очевидно, со времен царя Ахава (3Цар 16:33), так как не была вырублена при Ииуе (10:18−28).

13:7 пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших. При внушительной по численности пехоте конницу Иоахаз имел весьма слабую.

13:8 в летописи царей Израильских. См. ком. 3Цар 11:41.

13:10 В тридцать седьмой год Иоаса. Т.е. в 798 г. до Р.Х.

царствовал шестнадцать лет. Иоас, царь израильский, находился на престоле с 798 по 782 г. до Р.Х.

13:11 не отставал от всех грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар 12:31.

13:12 как он воевал с Амасиею, царем Иудейским. См. 14:8−14 и 2Пар 25:17−24.

в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар 11:41.

13:13 Иеровоам сел на престоле. Т.е. Иеровоам II, правивший с 793 по 753 г. до Р.Х. (см. 14:23−29).

13:14 отец мой. См. ком. к 2:12. Ранее Елисей обращался с этим восклицанием к Илии, теперь теми же словами Иоас славит Елисея.

13:17 отвори окно на восток. Т.е. окно, выходящее в сторону занятого сирийцами Заиорданья (10:32−33).

стрела избавления против Сирии. С помощью символического действия Елисей объясняет Иоасу, какую роль тому предстоит сыграть в борьбе с Сирией.

в Афеке. См. ком. к 3Цар 20:26.

13:20 И умер Елисей. Вероятно, Елисей умер от старости, однако конкретных подтверждений этому предположению нет.

13:23 ради завета Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом. Божественный завет неизменен и нерушим (ср. 3Цар 18:36).

доныне. Это выражение соответствует положению дел, существовавшему до вавилонского пленения (см.: Третья книга Царств. Введение: Автор).

13:24 Венадад. Венадад III (см. ком. к ст. 3).

13:25 Три раза разбил его Иоас. Являясь исполнением пророчества Елисея (ст. 19), победы Иоаса лишили Сирию значительной части ее территориальных приобретений.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: все.
6  [2] — Или: стоял столб Ашеры; букв.: ашера — символ богини-матери, супруги верховного языческого божества Эль в древней ханаанской мифологии. См. примеч. к Исх 34:13.
14  [3] — Дословно повторяются слова Елисея при вознесении Илии (2:12).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.