4 Царств 19 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Услышав эти слова, царь Езекия разодрал на себе одежды и, облачившись в рубище, пошел в Храм ГОСПОДЕНЬ.1
2 А смотрителя дворца Эльякима с писцом Шевной и со старшими священниками он отправил в рубищах к пророку Исайе, сыну Амоца.
3 Передали они Исайе: «Настал этот день — день беды, кары и позора! Пришло время младенцам на свет появиться, но нет у матерей сил родить!
4 Может быть, ГОСПОДЬ, Бог твой, услышит слова главного советника, которого владыка его, ассирийский царь, послал поносить Бога Живого, и ГОСПОДЬ, Бог твой, воздаст за те слова, которые Он слышал! Помолись же о тех, кто еще остался в живых».
5 Когда слуги царя Езекии пришли к Исайе,
6 он сказал им: «Передайте владыке своему, что говорит ГОСПОДЬ: „Да не пугают тебя услышанные тобой слова, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского.
7 Я нашлю на него дух, который овладеет им, он получит весть и вернется в свою страну, а там падет от меча по воле Моей“».2
8 Главный советник3 вернулся к ассирийскому царю, когда тот осаждал Ливну, — вернулся, поскольку ему сообщили, что царь уже покинул Лахиш.
9 А царю сообщили, что на него идет войной Тирхака, царь Куша. Царь снова послал гонцов к Езекии.
10 Вот что он велел передать иудейскому царю Езекии: «Да не обманет тебя Бог твой, на Которого ты надеешься, обещая тебе, что, мол, не будет Иерусалим предан в руки ассирийского царя.
11 Ведь ты сам слышал, что сделали ассирийские цари с другими странами: предали они их заклятию, на уничтожение обрекли. А ты надеешься уцелеть?
12 Уберегли ли боги те народы, что были уничтожены предками моими, — Гозан, Харан и Рецеф или сыновей Эдена, что жили в Телассаре?
13 Где теперь царь Хамата и царь Арпада, где цари города Сефарваима, Хены или Иввы?»
14 Взял Езекия это послание из рук гонцов, прочитал его и пошел с ним в Храм ГОСПОДЕНЬ. Развернул Езекия свиток тот перед ГОСПОДОМ.
15 И так молился Езекия пред ГОСПОДОМ: «ГОСПОДИ, Боже Израиля, над херувимами восседающий! Ты Бог, Ты один над всеми царствами земли, Ты сотворил небо и землю!
16 Внемли, ГОСПОДИ, и услышь, открой, Господи, глаза Свои и посмотри! Услышь слова Синаххериба, который послал своих людей поносить Тебя, Бога Живого.
17 Ведь и вправду, ГОСПОДИ, обратили в развалины цари ассирийские все страны и земли их опустошили,
18 побросали богов их в огонь и так уничтожили их. (Но ведь то не боги были, а творение рук человеческих — лишь дерево и камень.)
19 Но Ты, ГОСПОДИ, Боже наш, спаси нас от рук его — и узнают все царства на земле, что один Ты — ГОСПОДЬ Бог».
20 А Исайя, сын Амоца, послал передать Езекии такие слова ГОСПОДА, Бога Израиля: «Я услышал, как ты взывал ко Мне о Синаххерибе, ассирийском царе,
21 и вот что изрек о нем ГОСПОДЬ:

„Смеется над тобой, презирает тебя
дева, дочь Сиона,4
качает головой тебе вслед
дочь Иерусалима!

22

Кого поносил ты, Кого хулил,
на Кого голос возвысил,
на Кого смотрел свысока?
На Святого Бога Израиля!

23

Через посланцев своих ты Владыку поносил,
хвастался: „Множеством колесниц я покорил горы,
добрался до дальних отрогов Ливана,
срубил высокие его кедры
и лучшие кипарисы,
дошел до удаленных обителей,
до цветущего его леса;

24

копал я колодцы в чужой стране
и воду из них пил,
стопами ног своих
осушал все египетские реки“.5

25

Разве не слышал ты,
что издавна Я это сотворил,
издревле замыслил,
а ныне свершил?
Потому ты и обращаешь
городские твердыни
в груды развалин.

26

Бессильны жители их,
в замешательстве они и в смятении,
уподобились траве полевой, зелени,
траве, что растет на крышах6
и засыхает прежде, чем даст колос.

27

На месте ли ты стоишь,
уходишь ли, возвращаешься —
всё это Я знаю,
как знаю и то,
что ты весь в ярости против Меня.

28

За гнев твой против Меня,
за дерзость, что достигла слуха Моего, —
продену тебе кольцо в нос,
в рот тебе вложу удила
и отправлю тебя назад той же дорогой“.

29 А тебе, Езекия, будет такое знамение: в этот год ешьте только то, что само родится, и на следующий — самородный хлеб, а на третий год сейте и жните, разбивайте вновь виноградники и плоды с них ешьте.
30 Снова пустит тогда уцелевший остаток рода Иуды глубоко свои корни — и крона его принесет плоды обильные.
31 Ведь из Иерусалима выйдет остаток, с горы Сион — уцелевшие. Безраздельной любовью к народу Своему 7 ГОСПОДЬ Воинств свершит это.
32 Потому говорит ГОСПОДЬ о царе ассирийском: „Не войти ему в город сей, стрелами не достать, со щитами не приблизиться, вала у стен его не насыпать.
33 Какой дорогой пришел он, той и возвратится, а в город этот ему не войти, — так говорит ГОСПОДЬ, —
34 ибо Я сохраню этот город, сберегу его ради Себя и ради слуги Моего Давида“».
35 В ту же ночь всё и произошло: выступил ангел ГОСПОДЕНЬ и сразил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч человек — к рассвету всюду лежали трупы!
36 Тогда Синаххериб, ассирийский царь, отступил и возвратился в Ниневию, где и остался.
37 Однажды, когда он совершал поклонение в капище своего бога Нисроха, его сыновья Адраммелех и Сарэцер сразили его мечом,8 а сами бежали в страну Урарту. После него воцарился его сын Асархаддон.

Новой Женевской Библии

19:1 разодрал одежды свои. См. 3Цар 21:27.

покрылся вретищем. См. ком. к 6:30.

19:2 начальника дворца. См. 3Цар 4:6.

писца. См. 2Цар 8:17.

старших священников. Возможно, имеются в виду старейшины живших в Иерусалиме священнических семей.

к Исаии пророку. В трудное для Иудеи время пророк Исаия был мудрым советником Езекии (см. также Ис 37).

19:4 об оставшихся, которые находятся еще в живых. Имеются в виду уцелевшие после ассирийских нашествий жители Иудеи, а также представители северных племен, нашедших убежище в Иудее после падения Израильского царства (см. ком. к 17:6).

19:8 против Ливны. Ливна располагалась неподалеку от границы Филистинии, примерно в двадцати километрах к юго-востоку от Азота. В летописи Сеннахирима сообщается, что своими военными успехами ассирийцы вынудили Езекию отпустить на свободу царя Екрона, содержавшегося в заключении в Иерусалиме. Таким образом Сеннахириму удалось свести на нет плоды победы Езекии над филистимлянами (18:8).

от Лахиса. См. 18:17.

19:9 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак был братом фараона Шабаки, который предпринял попытку противостоять ассирийскому вторжению в Палестину. Царем Тиргак стал только в 690 или 688 г. до Р.Х., однако ко времени написания Третьей и Четвертой книг Царств он был известен именно в таком качестве, так что употребление здесь царского титула вполне уместно.

19:12 Гозан. См. 17:6.

Харан. См. Быт 11:31.

Рецев. Город в Сирии, располагавшийся к северу от Емафа.

сынов Едена, что в Фалассаре. Еден — область в Сирии.

Емафа... Иввы. См. 17:24; 18:34. Сеннахирим приводит перечень городов, в которые были переселены жители северного царства (17:24), желая внушить Езекии опасение, как бы Иудея не разделила судьбу Израильского царства.

19:18 это не боги. Боги побежденных Ассирией народов в действительности были не боги, а «изделие рук человеческих, дерево и камень» (Втор 4:28, 35; Втор 32:17−21; Ис 40:13−24; Ис 44:9−20).

19:20 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать. Исаия сообщает Езекии ответ Господа на его молитву об избавлении от ассирийцев.

19:21 девствующая дочь Сиона. Этим образным выражением назван здесь Иерусалим (ср. Ис 1:8).

19:25 Разве ты не слышал. Ассирийцы ошибочно полагали, что своими великими победами они были обязаны лишь собственной силе. В действительности же их успехи в конечном счете зависели от воли Господа (Ис 10:12−19; Ис 14:24−27).

19:28 Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой. Ассирийцы имели обыкновение обращаться с пленными как с домашним скотом (2Пар 33:11; Иез 19:4, 9). Такое же обращение Господь теперь обещает самим ассирийцам.

19:29 знамение. Т.е. подтверждение того, что все предсказанное Исаией сбудется (см. ком. к 3Цар 13:3).

19:31 остаток. См. ком. к ст. 4. Этот остаток не только останется в живых, но и умножится.

19:34 Я буду охранять город сей. Исаия возвращается к тому, с чего он начал свою речь: по милости Господа Иерусалим будет спасен (ст. 21).

ради Давида, раба Моего. См. ком. к 3Цар 11:36.

19:35 пошел Ангел Господень и поразил... сто восемьдесят пять тысяч. См. Быт 19:15; Исх 12:12; 2Цар 24:16. Тяжелые потери, понесенные ассирийским войском явились исполнением пророчеств, содержащихся в ст. 21:32−34.

19:36 в Ниневии. Ниневия была столицей Ассирийской империи.

19:37 в доме Нисроха, бога своего. В ассирийских письменных источниках имя этого божества не встречается.

сыновья его, убили его мечом. Согласно ассирийским письменным источникам, в 681 г. до Р.Х. Сеннахирим был убит собственным сыном, жаждавшим занять отцовский престол.

в землю Араратскую. Так иногда называли государство Урарту, занимавшее территорию нынешней Армении (ср. Быт 8:4).

воцарился Асардан. Асардан правил Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта глава с небольшими изменениями повторяется в Ис 37.
7  [2] — Или (ближе к букв.): там Я устрою так, чтобы он пал от меча.
8  [3] — Или: Рав-Шаке.
21  [4] — Дева, дочь Сиона — поэтическое обозначение Иерусалима (см. также Плач 2:13).
24  [5] — Здесь ассирийский царь воображает себя божеством и приписывает себе сверхъестественную силу и способность осушать реки, проходя по их руслу.
26  [6] — В друг. рукописях: как трава на земляных террасах.
31  [7] — Или: ревностью.
37  [8] — Вероятная дата убийства Синаххериба — 681 г. до Р.Х.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.