„Смеется над тобой, презирает тебя
дева, дочь Сиона,4
качает головой тебе вслед
дочь Иерусалима!
Кого поносил ты, Кого хулил,
на Кого голос возвысил,
на Кого смотрел свысока?
На Святого Бога Израиля!
Через посланцев своих ты Владыку поносил,
хвастался: „Множеством колесниц я покорил горы,
добрался до дальних отрогов Ливана,
срубил высокие его кедры
и лучшие кипарисы,
дошел до удаленных обителей,
до цветущего его леса;
копал я колодцы в чужой стране
и воду из них пил,
стопами ног своих
осушал все египетские реки“.5
Разве не слышал ты,
что издавна Я это сотворил,
издревле замыслил,
а ныне свершил?
Потому ты и обращаешь
городские твердыни
в груды развалин.
Бессильны жители их,
в замешательстве они и в смятении,
уподобились траве полевой, зелени,
траве, что растет на крышах6
и засыхает прежде, чем даст колос.
На месте ли ты стоишь,
уходишь ли, возвращаешься —
всё это Я знаю,
как знаю и то,
что ты весь в ярости против Меня.
За гнев твой против Меня,
за дерзость, что достигла слуха Моего, —
продену тебе кольцо в нос,
в рот тебе вложу удила
и отправлю тебя назад той же дорогой“.
19:1 разодрал одежды свои. См. 3Цар 21:27.
покрылся вретищем. См. ком. к 6:30.
19:2 начальника дворца. См. 3Цар 4:6.
писца. См. 2Цар 8:17.
старших священников. Возможно, имеются в виду старейшины живших в Иерусалиме священнических семей.
к Исаии пророку. В трудное для Иудеи время пророк Исаия был мудрым советником Езекии (см. также Ис 37).
19:4 об оставшихся, которые находятся еще в живых. Имеются в виду уцелевшие после ассирийских нашествий жители Иудеи, а также представители северных племен, нашедших убежище в Иудее после падения Израильского царства (см. ком. к 17:6).
19:8 против Ливны. Ливна располагалась неподалеку от границы Филистинии, примерно в двадцати километрах к юго-востоку от Азота. В летописи Сеннахирима сообщается, что своими военными успехами ассирийцы вынудили Езекию отпустить на свободу царя Екрона, содержавшегося в заключении в Иерусалиме. Таким образом Сеннахириму удалось свести на нет плоды победы Езекии над филистимлянами (18:8).
от Лахиса. См. 18:17.
19:9 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак был братом фараона Шабаки, который предпринял попытку противостоять ассирийскому вторжению в Палестину. Царем Тиргак стал только в 690 или 688 г. до Р.Х., однако ко времени написания Третьей и Четвертой книг Царств он был известен именно в таком качестве, так что употребление здесь царского титула вполне уместно.
19:12 Гозан. См. 17:6.
Харан. См. Быт 11:31.
Рецев. Город в Сирии, располагавшийся к северу от Емафа.
сынов Едена, что в Фалассаре. Еден — область в Сирии.
Емафа... Иввы. См. 17:24; 18:34. Сеннахирим приводит перечень городов, в которые были переселены жители северного царства (17:24), желая внушить Езекии опасение, как бы Иудея не разделила судьбу Израильского царства.
19:18 это не боги. Боги побежденных Ассирией народов в действительности были не боги, а «изделие рук человеческих, дерево и камень» (Втор 4:28, 35; Втор 32:17−21; Ис 40:13−24; Ис 44:9−20).
19:20 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать. Исаия сообщает Езекии ответ Господа на его молитву об избавлении от ассирийцев.
19:21 девствующая дочь Сиона. Этим образным выражением назван здесь Иерусалим (ср. Ис 1:8).
19:25 Разве ты не слышал. Ассирийцы ошибочно полагали, что своими великими победами они были обязаны лишь собственной силе. В действительности же их успехи в конечном счете зависели от воли Господа (Ис 10:12−19; Ис 14:24−27).
19:28 Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой. Ассирийцы имели обыкновение обращаться с пленными как с домашним скотом (2Пар 33:11; Иез 19:4, 9). Такое же обращение Господь теперь обещает самим ассирийцам.
19:29 знамение. Т.е. подтверждение того, что все предсказанное Исаией сбудется (см. ком. к 3Цар 13:3).
19:31 остаток. См. ком. к ст. 4. Этот остаток не только останется в живых, но и умножится.
19:34 Я буду охранять город сей. Исаия возвращается к тому, с чего он начал свою речь: по милости Господа Иерусалим будет спасен (ст. 21).
ради Давида, раба Моего. См. ком. к 3Цар 11:36.
19:35 пошел Ангел Господень и поразил... сто восемьдесят пять тысяч. См. Быт 19:15; Исх 12:12; 2Цар 24:16. Тяжелые потери, понесенные ассирийским войском явились исполнением пророчеств, содержащихся в ст. 21:32−34.
19:36 в Ниневии. Ниневия была столицей Ассирийской империи.
19:37 в доме Нисроха, бога своего. В ассирийских письменных источниках имя этого божества не встречается.
сыновья его, убили его мечом. Согласно ассирийским письменным источникам, в 681 г. до Р.Х. Сеннахирим был убит собственным сыном, жаждавшим занять отцовский престол.
в землю Араратскую. Так иногда называли государство Урарту, занимавшее территорию нынешней Армении (ср. Быт 8:4).
воцарился Асардан. Асардан правил Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х.