4 Царств 20 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В те дни Езекия тяжело заболел и уже был при смерти.1 Пророк Исайя, сын Амоца, пришел к нему и сказал: «Вот что говорит ГОСПОДЬ: передай дела преемникам своим,2 ибо не выздороветь тебе — ты умрешь».
2 Ничего не ответил Езекия, отвернулся к стене и взмолился ГОСПОДУ:
3 «ГОСПОДИ, вспомни, как я верен был Тебе и от всего сердца делал то, что в Твоих глазах было праведно». Горько заплакал тут Езекия.
4 Не успел Исайя покинуть дворцовую площадь,3 как было ему слово ГОСПОДНЕ:
5 «Иди и передай Езекии, правителю Моего народа: „Вот что сказал ГОСПОДЬ, Бог праотца твоего Давида: „Я услышал твою молитву и увидел слезы твои. Исцелю Я тебя, и на третий день ты пойдешь в Храм ГОСПОДЕНЬ.
6 Я продлю жизнь твою еще на пятнадцать лет. И от ассирийского царя спасу тебя и этот город — да, защищу этот город ради Себя Самого и ради слуги Моего Давида““».
7 Тогда Исайя велел: «Принесите лепешку из смокв». Принесли ее, обложили ею нарыв, и Езекия пошел на поправку.
8 Но Езекия спросил Исайю: «Какое ты дашь знамение, что Господь исцелит меня и на третий день я пойду в Храм ГОСПОДЕНЬ?»
9 «Вот тебе знамение от ГОСПОДА, что Он исполнит обещанное, — ответил Исайя. — Выбирай, спуститься ли тени на десять ступеней или подняться?»4
10 Езекия ответил: «Легко тени спуститься на десять ступеней, но как ей подняться на десять ступеней вспять!»
11 Пророк Исайя воззвал к ГОСПОДУ и возвратил тень, что спустилась по лестнице Ахаза, на десять ступеней назад.
12 Тогда же вавилонский царь Меродах-Баладан,5 сын Баладана, услышав о том, что Езекия был болен, отправил ему письмо и подарки через своих послов.
13 Езекия с радостью принял их и показал им свою сокровищницу: серебро свое и золото, благовония и драгоценные умащения и все орудия оружейной палаты — словом, всё, что было в его хранилищах. Во всем дворце и царских владениях Езекии не осталось ничего такого, чего бы ни показал он послам.
14 Пришел тогда к царю Езекии пророк Исайя и спросил: «Что говорили эти люди и откуда пришли они к тебе?» На это Езекия ответил: «Они приходили из далекой страны, из Вавилонии».
15 Исайя спросил: «А что они видели в твоем дворце?» На это Езекия ответил: «Всё, что только есть в моем дворце! Я показал им все свои сокровища, какие только мог показать».
16 Тогда Исайя сказал Езекии: «Выслушай слово ГОСПОДА!
17 Близятся дни, когда всё, что только есть в твоем дворце и что накопили предки твои, — всё заберут в Вавилон, ничего здесь не останется! Это говорит ГОСПОДЬ.
18 А потомков твоих, рожденных от тебя, заберут и сделают евнухами6 для дворца царя вавилонского».
19 На это Езекия ответил Исайе: «Благое слово передал ты мне от ГОСПОДА!» И добавил: « По крайней мере, пока я жив, будет мир и спокойствие».
20 Что до прочих деяний Езекии, его доблестных подвигов и того, как он устроил водохранилище с водопроводом и снабдил город водой, то не описано ли всё это в летописи царей иудейских?
21 Езекия почил с праотцами своими, после Езекии царем стал сын его Манассия.

Новой Женевской Библии

20:1 В те дни. Есть основания полагать, что болезнь Езекии и эпизод с посланниками царя вавилонского (ст. 12−19) относятся ко времени, предшествовавшему ассирийскому вторжению в Иудею 701 г. С одной стороны, как сообщают вавилонские источники, Беродах Баладан, царь, от которого приходили к Езекии посланники, умер в 703 г. до Р.Х., т.е. за два года до этого вторжения. С другой стороны известно, что Езекия умер в 686 г. до Р.Х. Прибавив к этому числу те пятнадцать лет жизни, которые ему даровал Господь (ст. 6), мы получим, что болезнь Езекии относится самое позднее к 702 г. до Р.Х., а то и к более раннему времени. Повествование здесь организовано по тематическому, а не хронологическому принципу.

заболел Езекия. Что это была за болезнь и что явилось ее причиной, неизвестно.

20:5 Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Бог проявил сострадание к Езекии и прибавил ему пятнадцать лет жизни (ст. 6). Проведенные Езекией преобразования (18:4−5) и его твердое упование на Господа во время ассирийского нашествия (18:7, 22, 30, 32, 35; 19:4, 10) свидетельствуют о цельности его характера и последовательности поступков, благодаря которым он считается образцовым правителем.

20:6 от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей. См. ком. к 3Цар 11:13.

20:7 возьмите пласт смокв. Обещание Господа исцелить Езекию (ст. 5) отнюдь не исключало использования традиционных средств лечения.

20:12 Беродах Баладан. Это царь правил Вавилоном с 721 г. до Р.Х. В 710 г. до Р.Х. его подчинил себе царь ассирийский Саргон II. Воспользовавшись последовавшей в 705 г. до Р.Х. смертью Саргона, Беродах Баладан на короткое время вернул своей стране независимость, однако уже в 703 г. до Р.Х. был изгнан из Вавилона преемником Саргона II Сеннахиримом (см. ком. к ст. 1).

послал... письма и подарок Езекии. По-видимому, Беродах Баладан стремился привлечь Езекию к союзу, заключенному Египтом и Вавилоном для совместной борьбы с Ассирией, которая в описываемый период безусловно доминировала в ближневосточном регионе.

20:13 весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его. Совершенно очевидно, что данный эпизод имел место до того, как Езекия отдал сокровища ассирийцам (см. ком. к ст. 1; 18:14−16). Показывая вавилонским посланникам богатства страны и средства ведения войны, которыми обладал его народ, он явно старался впечатлить их. Без сомнения, Езекия положительно относился к идее вступления в союз с Вавилоном и Египтом. Исаия же, подобно тому как раньше он воспротивился намерению Ахаза стать союзником Ассирии (Ис 7:1−17), теперь порицает попытку Езекии примкнуть к антиассирийской коалиции (ср. Ис 30−31 гл.).

20:17 взято будет все... в Вавилон. Езекия, по мнению Исаии, был слишком доверчив: те сокровища, с помощью которых он намеревался заключить с ними союз, в конечном счете приведут вавилонян в Иудею, но уже в роли захватчиков. В 598 и 587 гг. до Р.Х. вавилоняне дважды вторгнутся в ее земли, причем второе из этих вторжений окончится вавилонским пленением иудейского народа. Одним словом, Вавилон, у которого Езекия хотел искать защиты, в итоге принесет Иудее гибель.

20:18 сынов твоих, которые произойдут от тебя... возьмут. Сын Езекии Манассия был захвачен ассирийцами и содержался в плену в Вавилоне (2Пар 33:11). Прочие его потомки оказались в плену несколько позже (24:15; 25:7).

20:20 сделал пруд и водопровод и провел воду в город. Меры по улучшению снабжения города водой Езекия предпринял еще до ассирийского вторжения. По его приказанию в монолитной скале был прорыт водопровод, соединявший источник Гион (см. 3Цар 1:33), находившийся за пределами городских стен, с Сило-амским прудом, расположенным с их внутренней стороны. На стене водопровода часто называемого по имени источника Силоамским, в 1880 г. была обнаружена надпись, прославляющая завершение строительства этого грандиозного инженерного сооружения.

в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта глава и следующие с небольшими изменениями повторяются в Ис 38, 39; ср. также 2Пар 32:24−32.
1  [2] — Или (ближе к букв.): отдай (последние) распоряжения домочадцам своим.
4  [3] — Или: средний двор — место между Храмом и царским дворцом.
9  [4] — Или: тень, спустившаяся на десять ступеней, поднимется ли обратно? Эти ступени, возможно, использовались как солнечные часы: по тени определяли время.
12  [5] — Меродах-Баладан правил в Вавилоне в 721−710 гг., а затем захватил престол в 703 г. до Р.Х. Хотя события, описанные в этой главе, представлены в хронологическом порядке, они предшествовали тому, о чем повествуется в гл. 18, 19.
18  [6] — Или: царедворцами.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.