Библия » Сравнение переводов

4 Царств 25 глава

Четвертая книга Царств

Под редакцией Кулаковых

1 В девятый год правления Седекии, в десятый день десятого месяца, вавилонский царь Навуходоносор со всем своим войском подступил к Иерусалиму, раскинул стан и окружил город осадным валом.1
2 Осада длилась до одиннадцатого года царствования Седекии.
3 В девятый день четвертого месяца,2 когда в городе был жестокий голод и простому народу нечего было есть,
4 враг ворвался в город.3 Царь и все воины ночью вышли через царский сад, а затем через тайный ход4 между двойными стенами. Они попытались уйти в пустыню,5 но город был окружен халдеями.
5 Халдейское войско пустилось в погоню за царем и настигло его на иерихонских равнинах. Все его воины разбежались,
6 а самого царя схватили и привели к царю вавилонскому в Ривлу на суд.
7 Сыновей Седекии убили у него на глазах, потом Седекии выкололи глаза, заковали его в медные оковы и отправили в Вавилон.
8 В седьмой день пятого месяца (это был девятнадцатый год царствования в Вавилоне Навуходоносора)6 один из приближенных вавилонского царя, начальник стражи Невузарадан, пришел в Иерусалим
9 и сжег Храм ГОСПОДЕНЬ, царский дворец и все дома Иерусалима – все дома знатных людей7 предал он огню.
10 А войско халдейское, что пришло с начальником стражи, разрушило стены вокруг Иерусалима.
11 Прочий народ, что еще оставался в городе, и всех перебежчиков, что перешли на сторону царя вавилонского, – всё это множество людей начальник стражи Невузарадан увел в плен.
12 Лишь самых бедных он оставил возделывать поля и виноградники.
13 Медные столбы, что были в Храме ГОСПОДНЕМ, и подставки, и медное «море», емкость для воды, что была в Храме ГОСПОДНЕМ, халдеи разбили на части и всю медь увезли в Вавилон.
14 И тазы, и совки, и щипцы, и подносы – всю медную утварь, какая только была для богослужения, – всё забрали;
15 и чаши, и сосуды для углей – что только было из золота и серебра, – всё забрал начальник стражи.
16 Оба столба, и «море», и подставки, которые сделал Соломон для Храма ГОСПОДНЯ, – и не взвесить, сколько всего там было меди!
17 Каждый столб был восемнадцати локтей высотой,8 и на нем медная капитель высотой в три локтя, а вокруг всей капители – узор в виде гранатов, и всё это из меди; и второй столб – такой же работы.
18 Начальник стражи увел в плен первосвященника Сераю, второго священника Софонию и трех привратников.
19 Он также захватил в городе одного из царедворцев,9 что был начальником над воинами, пятерых человек из царских советников,10 что находились в городе, писца в войске, зачислявшего в войско жителей страны,11 и шестьдесят человек из прочего люда, что оставались в городе.
20 Захватив их, Невузарадан, начальник стражи, отвел их к царю вавилонскому в Ривлу.
21 В Ривле, в земле Хамат, вавилонский царь предал их всех смертной казни. Так иудеи были изгнаны со своих земель.
22 А над теми, кого вавилонский царь Навуходоносор оставил в стране иудейской, он поставил править Гедалью, сына Ахикама, внука Шафана.
23 Когда все военачальники иудеев и их люди услышали, что вавилонский царь назначил Гедалью, они пришли к нему в Мицпу: там были Измаил, сын Нетаньи, Йоханан, сын Кареаха, Серая, сын Танхумета из Нетофы, и Яазанья родом из Маахи вместе со своими людьми.
24 Гедалья поклялся им и их людям: «Не бойтесь служить халдеям, оставайтесь здесь12 и служите царю вавилонскому, и будет у вас всё хорошо!»
25 А в седьмой месяц пришел Измаил, сын Нетаньи, внук Элишамы из царского рода, и с ним десять человек: он сразил насмерть Гедалью вместе с иудеями и халдеями, какие были при нем в Мицпе.
26 Тогда весь народ от мала до велика вместе с военачальниками отправился в Египет от страха перед халдеями.
27 На тридцать седьмом году изгнания Иехонии, царя иудейского, двадцать седьмого числа двенадцатого месяца,13 в Вавилоне воцарился Эвил-Меродах. Он помиловал иудейского царя Иехонию и освободил его из тюрьмы в первый год своего правления.
28 Он говорил с ним милостиво и посадил на самое почетное место среди других царей, что жили при царском дворе в Вавилоне.
29 С тех пор Иехония не носил тюремной одежды14 и каждый день до конца своей жизни15 ел за царским столом.
30 Царь вавилонский назначил ему и постоянное содержание, которое он получал ежедневно всю оставшуюся жизнь.

Новой Женевской Библии

25:1 В девятый год... в десятый месяц. Т.е. в январе 588 г. до Р.Х.

25:2 до одиннадцатого года. До июля 586 г. до Р.Х. (Иер. 39,2; 52,5-7). Некоторые исследователи датируют падение Иерусалима 587 г. до Р.Х.

25:3 усилился голод. Во время осады жители Иерусалима терпели тяжкие лишения (Иер. 38,2.3; Плач 4,10).

25:4 к воротам, между двумя стенами. Имеются в виду ворота в стене, окружавшей "город Давида"; возможно, это были ворота Источника (Неем. 3,15).

25:6 к царю Вавилонскому в Ривлу. См. ком. к 23,33.

25:7 самому Седекии ослепили глаза. На Ближнем Востоке ослепление было распространенным наказанием для бунтовщиков.

отвели его в Вавилон. Седекия поплатился за то, что не внял советам Иеремии (Иер. 38,14-28) и Иезекииля (Иез. 12,13). Так, Иеремия уговаривал его сдать Иерусалим без боя, поскольку Божия кара все равно неотвратима, а мирная сдача спасла бы город от страшных разрушений. Упорство Седекии обернулось тяжкими последствиями как для него, так и для всего народа. Седекия вскоре умер в вавилонском плену (Иер. 52,11).

25:8 В пятый месяц, в седьмой день. Т.е. в августе 586 г. до Р.Х.

25:9 все домы... большие сожег огнем. Навуходоносор причинил городу страшные разрушения, стремясь исключить возможность возрождения Иудеи, отныне вавилонской провинции, центром которой мог стать Иерусалим. В отличие от ассирийцев, заселивших территорию северного царства представителями покоренных ими народов (17,24-31; Езд. 4,2), царь вавилонский оставляет Иудею почти обезлюдевшей.

25:10 стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское. Разрушив городские стены, Навуходоносор мог быть уверен, что Иерусалим уже никогда не станет центром восстания против вавилонского владычества.

25:11 переметчиков, которые передались царю Вавилонскому. Следует полагать, что некоторые из иудеев перешли на сторону Навуходоносора еще до последней осады Иерусалима. Переселение этих людей могло быть продиктовано либо желанием наградить их за службу, либо опасением за их личную безопасность.

прочий простой народ выселил. Вавилоняне произвели вторичную депортацию населения Иудеи (24,10-17), оставив на родине лишь небольшое количество бедняков, чтобы было кому возделывать поля и виноградники (ст. 12).

25:13 столбы медные. См. 3 Цар. 7,15-22.

подставы. См. 3 Цар. 7,27-39.

море медное. См. 3 Цар. 7,23-26.

25:14 тазы, и лопатки... сосуды медные. См. 3 Цар. 7,40.45.50.

25:15 кадильницы, и чаши. См. 24,13; 3 Цар. 7,50; Иер. 15,13; 20,5; 27,16-22.

25:17 в одном столбе... на другом столбе. См. 3 Цар. 7,15-22.

25:18 Сераию первосвященника. Сераия был правнуком Хелкии (22,4.8; 1 Пар. 6,13.14) и предком Ездры (Езд. 7,1).

25:21 поразил их царь Вавилонский. Вавилоняне жестоко расправились с остававшимися в Иерусалиме сановниками, из которых далеко не все были людьми военными.

в Ривле. См. ком. к 23,33.

выселены Иудеи из земли своей. Из всех предусмотренных заветом кар изгнание -самая тяжкая (Лев. 26,33; Втор. 28,36).

Военные действия Навуходоносора против Иудеи (605–586 гг.до Р.Х.).

25:22 Над народом же, остававшимся в земле Иудейской... поставил начальником Годолию. Упразднив в Иудее царское правление, Навуходоносор назначает туда своего наместника. Годолия был другом пророка Иеремии (Иер. 26,24) и хоро-шо известным в Иудее человеком. Выбор Навуходоносора пал на него, поскольку царь полагал, что его кандидатура не вызовет недовольства у населения, остававшегося в Иудее (см. Иер. 40,10-12).

сына Ахикама. Отец Годолии, Ахикам, был советником Иосии (22,12).

25:23 в Массифу. Получив назначение на пост наместника в Иудее, Годолия обосновался в Массифе, городе, находившемся приблизительно в двенадцати километрах к северу от Иерусалима (см. Иер. 40,1-6).

25:24 поклялся. См. ком. к 3 Цар. 1,17.

25:25 в седьмой месяц. Т.е. в октябре 586 г. до Р.Х.

Исмаил... из племени царского. Дед Исмаила, Елисам, был царским писцом в царствование Иоакима (Иер. 36,12; 41,1). Сам он принадлежал к партии, представители которой считали Годолию недостойным пособником врагов Иудеи и выступали за активное сопротивление вавилонскому владычеству (об этом подробнее см. в Иер. 40,13 – 41,18). Возможно, что в планы Исмаила входило восстановление в стране монархии, причем себя он, скорее всего, рассматривал в роли претендента на престол.

поразил Годолию. Этот поступок Исмаила сделал положение Иудеи еще более тяжелым (Иер. 44,1-14). Для выселенных в Вавилон иудеев смерть Годолии стала тяжкой потерей – в воспоминание о ней они учредили пост, подобный тем, что были установлены в память о поражении Иудеи и разрушении Иерусалима (Зах. 7,5; 8,19).

25:26 пошли в Египет. Опасаясь вавилонян, причастные к убийству Годолии иудейские лидеры вместе со своими сторонниками из простого народа спасаются бегством в Египет, правитель которого был врагом Вавилона (см. ком. к 24,20). Предписания закона (Втор. 17,14-20) строго воспрещают израильским вождям уводить народ обратно в Египет (Втор. 17,16). В своем стремлении к власти предводители антивавилонского заговора, сами того не осознавая, навлекают на себя одно из проклятий завета: возвращение в Египет, страну унижения и рабства (Втор. 28,68).

25:27-30 Автор Третьей и Четвертой книг Царств завершает свое повествование на оптимистической ноте, сообщая о милости, оказанной пленному Иехонии царю иудейскому, вавилонским царем Евилмеродахом.

25:27 В тридцать седьмой год переселения Иехонии... в двенадцатый месяц. Т.е. в марте 561г. до Р.Х.

Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения. Евилмеродах был сыном и наследником Навуходоносора (см. ком. к 24,1).

вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного. В вавилонских хозяйственных записях того периода говорится о том, что продовольственное содержание в виде масла и ячменя, помимо прочих, выдавалось также Яукину (Иехонии), царю Иауды (Иудеи), и его пяти сыновьям. Милостью к пленным иудеям Евилмеродах, по-видимому, ознаменовал свое восхождение на престол.

25:28 поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне. Во Втор. 4,25-31; 30,1 -10 и в молитве Соломона на освящение храма (3 Цар. 8,46-53) упоминается о возможном пребывании народа Божиего в иноземном плену как о Божией каре за грехи. Во всех этих текстах подчеркивается необходимость для плененных покаяния (Втор. 4,30; 30,2; 3 Цар. 8,47). Соломон в своей молитве просит Господа сделать так, чтобы победители проявили сострадание к пленникам (3 Цар. 8,50); милость вавилонского царя к Иехонии можно, таким образом, рассматривать в качестве исполнения Господом этой просьбы. Втор. 30,3-5 обещает последующее возрождение народа Божиего, начало которому было положено в 538 г. до Р.Х., когда евреям было позволено возвратиться на родину (Езд. 1,1-4; Ис. 44,24-28; 45,1-6). Содержащееся же во Втор. 30,6 обещание, что Господь "обрежет... сердце" Своего народа, чтобы тот действительно от всей души полюбил Его, исполнилось только при нисхождении Святого Духа (Деян. 2,14-21; 2 Кор. 3,1-6).

25:29 всегда имел пищу у него. См. ком. к 3 Цар. 2,7. Выделение вавилонянами Иехонии из числа прочих пленников оживило надежду евреев на то, что обетование Господа о доме Давидовом, несмотря ни на что, сбудется (2 Цар. 7,8-16). Автор Третьей и Четвертой книг Царств, не уставая повторять о свершившемся над Иудеей суде Божием (21,10-15; 23,26.27; 24,3.4.20; 25,21), дает, однако, понять, что падение Иудеи и разрушение Иерусалима отнюдь не означали конца правления Давидовой династии. Для тех, кто верит Божиему слову, есть основания с надеждой смотреть в будущее.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.