4 Царств 4 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Одна женщина, вдова ученика пророков, попросила Елисея о помощи: «Твой слуга, муж мой, умер. Ты знаешь, что слуга твой благоговел перед ГОСПОДОМ. А теперь тот, кому он задолжал, пришел забрать в рабство двух моих сыновей».
2 «Скажи, что мне сделать для тебя? — спросил ее Елисей. — Что есть у тебя в доме?» «Ничего нет у твоей служанки в доме, — ответила она, — кроме кувшина масла».
3 Тогда он сказал: «Иди и одолжи у соседей всякой пустой посуды и побольше!
4 А потом войди, закрой за собой и за детьми дверь и вместе с ними разливай свое масло в эту посуду, и какая наполнится, ту отставляй в сторону».
5 Она пошла к себе и закрылась вместе с сыновьями: те подносили ей посуду, а она разливала масло.
6 Когда посуда наполнилась, она сказала сыну: «Подай еще кувшин». «Больше посуды нет», — ответил тот. И тогда масло иссякло.
7 Она пошла к человеку Божьему и всё рассказала ему, а тот ответил: «Иди и продай масло, расплатись с долгами, а на остальное живи со своими детьми».
8 Однажды Елисей проходил через Шунем, и там одна именитая женщина уговорила его пообедать у них. С тех пор он всегда заходил туда на обед, когда бы ни проходил мимо.
9 И женщина сказала мужу: «Я точно знаю, что тот, кто постоянно заходит к нам, — святой Божий человек.
10 Давай построим ему комнатку наверху, поставим там кровать, стол, стул и подставку для светильника, и когда он будет к нам заходить, то сможет останавливаться там».
11 Как-то раз Елисей пришел туда, поднялся в комнатку и там отдыхал.
12 «Позови эту шунемскую женщину», — велел он своему слуге Гиезию; тот позвал ее, и она пришла.
13 Он велел Гиезию сказать ей: «Ты непрестанно заботишься о нас — что мне сделать для тебя? Рассказать ли о тебе царю или военачальнику?» « Не надо, ведь я живу среди своих», — отвечала она.
14 Но он всё думал, что для нее сделать. Гиезий подсказал: «У нее нет сына, а муж ее стар».
15 Елисей велел вновь позвать ее, Гиезий позвал, и она встала в дверях.
16 «Через год в это же время ты будешь баюкать сына!» — пообещал ей Елисей. Она возразила: «Владыка мой, человек Божий, не обманывай меня, свою служанку!»
17 Но женщина зачала и родила сына как раз через год, в то же самое время, как и предсказал ей Елисей.
18 Ребенок подрос. Однажды во время жатвы он был на поле с отцом
19 и вдруг стал жаловаться ему: «Голова моя, голова болит! » Отец велел слуге отнести его к матери.
20 Тот взял его и отнес к матери, ребенок просидел у нее на коленях до полудня, а потом умер.
21 Тогда она поднялась наверх, положила ребенка на постель человека Божьего, закрыла дверь и вышла.
22 Позвав мужа, она сказала: «Отправь со мной одного из слуг и дай ослицу, я поеду к человеку Божьему и скоро вернусь».
23 «Что это ты собралась к нему? — спросил он. — Сегодня не новолуние и не суббота». А она отвечала: «Не тревожься».1
24 Оседлав ослицу, она велела слуге: «Погоняй, не медли, пока не велю остановиться!»
25 Так она доехала до горы Кармил, где был человек Божий.
Увидев ее издали, человек Божий сказал своему слуге Гиезию: «Это женщина из Шунема!
26 Поспеши ей навстречу, расспроси, всё ли у нее благополучно и здоровы ли ее муж и ребенок». Та ответила: «Да, всё благополучно».
27 А поднявшись к человеку Божьему на гору, она пала ниц к его ногам. Гиезий подошел отстранить ее, но человек Божий сказал: «Оставь ее, у нее горе, а ГОСПОДЬ скрыл это от меня, не поведал мне».
28 «Разве просила я у тебя, владыка мой, сына? — сказала она ему. — Разве не просила я не обманывать меня?»
29 «Соберись,2 возьми мой посох и ступай, — велел он Гиезию. — Кого ни встретишь, не приветствуй и на приветствия не отвечай. И возложи мой посох на лицо ребенка!»
30 Мать мальчика сказала Елисею: «ГОСПОДОМ клянусь и жизнью твоей,3 не отступлюсь от тебя». Тогда он сам встал и пошел с ней.
31 Гиезий отправился впереди них. Он возложил посох на лицо ребенка, но в ответ не услышал ни звука — ничего. Тогда он вернулся к Елисею и передал ему: «Мальчик так и не пробудился».
32 Елисей вошел в дом, где на его постели лежал мертвый ребенок.
33 Войдя, он запер за собой дверь и стал молиться ГОСПОДУ.
34 Он лег поверх мальчика, прижался губами к его губам, глазами — к его глазам, ладонями — к его ладоням. Так он припал к ребенку, и в теле того затеплилась жизнь.
35 Елисей поднялся, немного походил по дому, а потом вернулся и снова припал к его телу — и мальчик чихнул, и чихал семь раз, а потом открыл глаза.
36 Тогда Елисей, кликнув Гиезия, велел позвать шунемитянку. Тот позвал ее, она вошла, и Елисей сказал: «Возьми своего сына».
37 Она подошла и пала ниц к его ногам, потом взяла сына и вышла.
38 Елисей возвратился в Гилгал. В стране был тогда голод. Однажды, когда ученики пророков сидели вместе с ним, он велел своему слуге достать котел и сварить похлебку для них.
39 Один из учеников вышел в поле набрать пряностей. Найдя дикое вьющееся растение, он нарвал с него в подол диких плодов, а потом принес и покрошил их в котел, хотя никто не знал, что это.
40 Когда похлебку разлили и стали есть, некоторые закричали: «Смерть в котле, человек Божий!» — и отказались есть.
41 Тогда он велел: «Подайте муки», высыпал ее в котел и сказал: «Теперь разливайте, пусть едят». И ничего вредоносного в котле уже не было.
42 Потом пришел один человек из Баал-Шалиши и принес человеку Божьему первые плоды нового урожая. Было у него в мешке двадцать ячменных хлебов и зерно прямо в колосьях. Тот велел раздать это людям, чтобы они поели.
43 «Как мне разделить это на сотню человек?» — воскликнул слуга. «Раздай людям, и пусть едят, — сказал тот. — Так говорит ГОСПОДЬ: „Они насытятся, и еще останется“».
44 Слуга раздал, они наелись, и даже еще осталось, по слову ГОСПОДНЕМУ.

Новой Женевской Библии

4:1 сынов пророческих. См. ком. к 3Цар 20:35.

взять обоих детей моих в рабы себе. Законом разрешалось на ограниченный период брать детей в рабство (или в батраки) за долги (Исх 21:7; Лев 25:39−46; Втор 15:12−18). К сожалению, этим разрешением в Израиле часто злоупотребляли (Неем 5:5−8; Ис 50:1; Иер 34:8−22; Ам 2:6; Ам 8:6).

4:8 Сонам. Иначе — Сунем, Сунам. Этот город располагался в Изреельской долине, в северной части Ханаана (см. ком. к 3Цар 1:3).

богатая женщина. См. ст. 22.

4:12 сказал Гиезию. Гиезий был слугой Елисея (5:19−27; 6:15).

4:14 сына нет у нее, а муж ее стар. В древности на Ближнем Востоке жизненно важным считалось иметь наследника мужского пола, который бы воспринял по смерти родителей родовое имя и семейную собственность. Если его в семье не было, дом и имущество переходили к посторонним людям. Кроме того, вдовство (а оно, очевидно, ожидало женщину в недалеком будущем) также сильно осложняло жизнь женщины не только в семейном, но и в гражданском плане (см. ком. к 3Цар 17:9).

4:17 родила сына. В Библии неоднократно рассказывается о том, как Господь являл милосердие к бесплодным женщинам, таким как Сара (Быт 17:16−19), Ревекка (Быт 25:21−26), Рахиль (Быт 29:31; Быт 30:22−24) и Елисавета (Лк 1:5−17), показывая Свою великую любовь к любящим Его.

4:21 положила его на постели человека Божия. Женщина не могла принять смерть сына и поэтому положила его тело на постель Елисея, не приступив к исполнению погребальных обрядов (Быт 50:10; 2Пар 35:25; Мк 5:38; Ин 11:33).

4:23 сегодня не новомесячие и не суббота. В древнем Израиле был принят лунный календарь, в соответствии с которым праздновалось каждое новолуние (Чис 10:10; 28:11−15; Неем 10:33; Езд 3:5; Ис 1:13−14; Ам 8:5; Кол 2:16). Израильтянам, вероятно, предписывалось отдыхать не только по субботам, но и в дни новолуния (Исх 16:23; Исх 20:9−10; ЗЦар 20:5; 1Пар 23:31).

4:25 к горе Кармил. Так как до этой горы было примерно сорок два километра пути, женщина должна была торопиться.

4:27 ухватилась за ноги его. Т.е. припала к ногам — смиренное выражение неотступной просьбы (Ин 11:32).

4:29 сказал он Гиезию: опояшь чресла твои. Т.е. поторопись.

положи посох мой на лице ребенка. Ср. 3Цар 17:21.

4:38 Галгал. См. 2:1.

для сынов пророческих. Т.е. для пророков (см. ком. к 3Цар 20:35).

4:39 дикое вьющееся растение. Т.е. растение, которое не годилось в пищу.

4:41 И не стало ничего вредного в котле. По воле Божией похлебка сделалась съедобной.

4:42 из Ваал-Шалиши. Поселение во владениях колена Ефремова.

хлебный начаток. Человек из Ваал-Шалиши принес хлебы, выпеченные из муки первого после жатвы помола (Лев 23:20). Приношением начатков он засвидетельствовал свою благодарность Елисею за его служение (Лев 2:14; Лев 23:9−21; Втор 18:3−5).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
23  [1] — Или: прощай; букв.: мир (с тобой) — женщина просто не отвечает на вопрос своего мужа; то же в ст. 26.
29  [2] — Букв.: препояшь свои бедра.
30  [3] — Букв.: жив Господь, и жив ты сам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.