Благодарите ГОСПОДА, призывайте имя Его!6
Возвещайте среди народов о делах Его!
Пойте Ему, прославляйте Его,
говорите обо всех чудесах Его!
Гордитесь святым именем Его!
И пусть радуются сердца всех ищущих ГОСПОДА!
Ищите ГОСПОДА и силы Его,
стремитесь быть в присутствии Его постоянно.
[12-13] Потомки слуги Его Израиля,
избранника Его, Иакова сыны,
помните о чудесах Его, которые Он сотворил,
о знамениях, Им явленных, и о приговорах,
которые уста Его изрекли!
Он — ГОСПОДЬ, Бог наш,
Его решения и законы всей земли касаются.
Вечно помните Завет Его —
слова Его, которые Он заповедал тысяче поколений,
Завет, которым соединил Он Себя с Авраамом,
и клятву Его, что дал Исааку.
И Он подтвердил его Иакову как закон,
Израилю — как Завет вечный.
«Тебе дам землю ханаанскую в удел, — сказал Он, —
ее в наследие отмерю тебе».
Тогда число сынов Израиля было очень малым,
людьми пришлыми были они на земле той,
переходили от народа к народу,
от одного царства к другому.
Никому не позволял Он угнетать их
и царям с угрозой говорил:
«Не касайтесь помазанников Моих
и пророкам Моим не причиняйте зла».
Пой ГОСПОДУ, вся земля!7
Изо дня в день возвещайте:
«Спаситель Он наш!»
Поведайте народам о величии Его,
всем племенам — о дивных делах Его!
Ибо ГОСПОДЬ велик, и прославлять Его должно,
почитать превыше богов всех.
Истуканы бездушные — все боги народов,
а ГОСПОДЬ небеса сотворил.
Величие, великолепие — вокруг Него,
сила и ликование — в обители Его.8
Признайте величие ГОСПОДА, народы,
признайте славу ГОСПОДА и Его могущество,
признайте славу имени ГОСПОДА!
Идите к Нему, неся приношения свои,
ГОСПОДУ поклонитесь в великолепии святости Его.9
Да трепещет пред Ним вся земля!
Потому и мир стоит твердо, неколебим он.
Да радуется небо и ликует земля,
да провозгласят народам: «ГОСПОДЬ — Царь!»
Пусть шумит и море, и всё, что наполняет его!
Да торжествует поле и всё, что на нем,
и все деревья в лесу ликуют
пред ГОСПОДОМ!
Грядет Он судить землю!
Благодарите ГОСПОДА, ибо Он благ,10
ибо вечна любовь Его неизменная!
«Бог спасения нашего, Ты и ныне спаси нас,
из мест пленения нашего11 освободи и возврати нас,
дабы возблагодарить нам святое имя Твое
и хвалиться тем, что можем прославить Тебя.
Слава ГОСПОДУ, Богу Израиля,
во веки веков!»
И сказал весь народ: «Аминь! Аллилуйя!»12
16:2 именем Господа. См. ком. к 13:6.
16:4−6 поставил на службу... некоторых из левитов. Летописец обращает внимание на сделанные Давидом назначения левитов (см. ком. к 6:1−53).
16:4 славословили, благодарили и превозносили Господа. Это — три основные темы, определяющие содержание всех псалмов.
16:5 для игры на кимвалах. См. ком. к 15:16−24.
16:7−36 Летописец приводит псалом славословия Давида, текст которого отсутствует в книге Царств. Можно предположить, что псалом составлен из разных текстов, содержащихся в Псалтири (ср. 16:8−22 с Пс 104:1−15; 16:23−33 с Пс 95; 16:34−36 с Пс 105:1, 47−48). Давид славит перенесение ковчега в Иерусалим как великое деяние Божие, но слова его обращены и к членам восстановленной общины, т.е. к тем, кому летописец адресовал свое произведение. В приведенном им псалме Давид призывает славить Господа (16:8−13), напоминает об обетовании народу земли Ханаанской и о Божественной защите, окружавшей его на пути к ней 16:15−22). В завершение Давид снова призывает вознести хвалу Господу 16:23−34) и просит Его о защите и избавлении от язычников (16:35). Именно такая помощь от Бога требовалась восстановленной общине. В 16:36 народ присоединяется к благословению в Его адрес.
16:8, 10, 29, 35 имя... именем... имени... имя. См. ком. к 13:6.
16:10 ищущих. См. ком. к 2Пар 7:14.
16:11 ищите. См. ком. к 2Пар 7:14.
16:37−43 Усилия Давида по централизации богослужения завершились назначением левитов на служение при ковчеге (см. ком. к 16:4−6).
16:40 для всего, что написано в законе Господа. Летописец стремится, чтобы доскональное соблюдение Давидом закона Моисеева стало образцом для восстановленной общины (6:49; 15:13−15; 22:12−13; 28:7; 29:19; 2Пар 6:16; 7:17−18; 12:1−2; 14:4; 15:12−14; 17:3−9; 19:8−10; 24:6, 9; 25:4; 30:15−16; 31:3−21; 33:8; 34:19−33; 35:6−26). См. Введение: Характерные особенности и темы.