1 Паралипоменон 2 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот сыновья Израиля: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон,
2 Дан, Иосиф, Вениамин, Неффалим, Гад и Асир.
3 Сыновья Иуды: Эр, Онан и Шела — все трое родились у него от Бат-Шуи, ханаанеянки. Эр, первенец Иуды, в глазах ГОСПОДА был человеком нечестивым, и Он лишил его жизни…
4 Фамарь, невестка Иуды, также родила ему Пареца и Зараха. Всего у Иуды было пятеро сыновей.
5 Сыновья Пареца: Хецрон и Хамуль.
6 Сыновья Зараха: Зимри, Этан, Хеман, Калкол и Дара — всего пятеро.
7 Сыновья Карми: Ахар,1 наведший беду на Израиль тем, что взял то, что подлежит уничтожению.2
8 Сын Этана — Азария.
9 Сыновья, родившиеся у Хецрона: Ерахмеэль, Рам и Келувай.
10 У Рама родился Амминадав, у Амминадава родился Нахшон, вождь сыновей Иуды.
11 У Нахшона родился Салма, а у Салмы — Боаз,
12 у Боаза родился Овед, а у Оведа — Иессей.
13 У Иессея родились: Элиав, его первенец, Авинадав — второй сын, Шима — третий,
14 Нетанэль — четвертый, Раддай — пятый,
15 Оцем — шестой, Давид — седьмой.
16 Были у них сестры Церуя и Авигаиль. Сыновья Церуи: Авишай, Йоав и Асаэль — всего трое.
17 Авигаиль родила Амасу; отцом Амасы был Етер, измаильтянин.
18 У Халева, сына Хецрона, и его жены Азувы родилась Ериот. Вот сыновья3 Ериот: Ешер, Шовав и Ардон.
19 После смерти Азувы Халев женился на Эфрате, и она родила ему Гура.
20 У Гура родился Ури, а у того родился Бецалел.4
21 Когда Хецрону было шестьдесят лет, он взял в жены дочь Махира (отца Гилада) и был с ней, и она родила ему Сегува.
22 У Сегува родился Яир. И было у Яира двадцать три города в Гиладе.
23 Но гешурцы и арамеи отняли у жителей Гилада Селения Яира и Кенат с подвластными ему селениями — всего шестьдесят городов. Все эти города принадлежали потомкам Махира, отца Гилада.
24 После смерти Хецрона в Халев-Эфрате жена Хецрона Авия родила ему Ашхура, отца Текоа.5
25 Сыновьями Ерахмеэля, первенца Хецрона, были: Рам, первенец, Буна, Орен, Оцем и Ахия.
26 У Ерахмеэля была еще одна жена, по имени Атара; она мать Онама.
27 Сыновьями Рама, первенца Ерахмеэля, были: Маац, Ямин и Экер.
28 Сыновьями Онама были: Шаммай и Яда. Сыновьями Шаммая были: Надав и Авишур.
29 У Авишура была жена по имени Авихаиль, она родила Ахбана и Молида.
30 Сыновья Надава: Селед и Аппаим. Селед умер, не оставив сыновей.
31 Сын Аппаима — Иши. Сын Иши — Шешан. Сын Шешана — Ахлай.
32 Сыновья Яды, брата Шаммая: Етер и Ионафан. Етер умер, не оставив сыновей.
33 Сыновья Ионафана: Пелет и Заза. Вот потомки Ерахмеэля.
34 Не было у Шешана сыновей,6 только дочери. У Шешана был слуга, египтянин, звали его Ярха.
35 Отдал Шешан дочь свою в жены слуге Ярхе, и она родила ему Аттая.
36 У Аттая родился Натан, у Натана родился Завад,
37 у Завада родился Эфлаль, у Эфлаля родился Овед,
38 у Оведа родился Иегу, у Иегу родился Азария,
39 у Азарии родился Хелец, у Хелеца родился Эляса;
40 у Элясы родился Сисмай, у Сисмая родился Шаллум,
41 у Шаллума родился Екамия, у Екамии родился Элишама.
42 Потомки Халева, брата Ерахмеэля: Меша — его первенец, который стал отцом Зифа, и Мареша,7 который стал отцом Хеврона.
43 Сыновья Хеврона: Корей, Таппуах, Рекем и Шема.
44 У Шемы родился Рахам, отец Йоркоама, у Рекема родился Шаммай.
45 Сын Шаммая — Маон; Маон был отцом Бет-Цура.
46 Эфа, наложница Халева, родила Харана, Моцу и Газеза. У Харана родился Газез.
47 Сыновья Яхдая: Регем, Йотам, Гешан, Пелет, Эфа и Шааф.
48 Другая наложница Халева, Мааха, родила Шевера и Тирхана,
49 также родила она Шаафу, отца Мадманны, и Шеву, отца Махбены и Гивы. Дочерью Халева была Ахса.
50 Вот какие были потомки у Халева.
Сыновья Гура, первенца Эфраты: Шоваль, отец Кирьят-Еарима,
51 Салма, отец Вифлеема, Хареф, отец Бет-Гадера.
52 Потомками Шоваля, отца Кирьят-Еарима, были: Хароэ, Хаци, Менухот,8
53 а также племена Кирьят-Еарима: итритяне, путяне, шуматяне и мишраяне, от которых произошли цоряне и эштаоляне.9
54 Потомки Салмы: Вифлеем, нетофатияне,10 Атрот-бет-Йоав, половина манахтиян (цоряне),
55 племена софериян,11 живущих в Яавеце: тиратияне, шиматияне и сухатияне (они кинеи, которые происходят от Хаммата, отца Бет-Рехава).

Новой Женевской Библии

2:1, 2 Этот перечень почти в точности повторяет Быт 35:23−26, за тем исключением, что там Дан назван после Вениамина. Двенадцать колен Израилевых летописец представляет как результат Божественного избрания в допотопный период и во времена патриархов.

2:3 — 9:1 Все внимание автор уделяет многочисленности народа Божиего и его племенной организации, называя видных представителей всех колен, за исключением Данова и Завулонова. За пространным рассказом о колене Иудином (2:3 — 4:23) следуют более краткие о коленах Симеона (4:24−43), Рувима (5:1−10), Гада (5:11−22) и полуколене Манассиином (5:23−26); далее идет сравнительно длинное перечисление потомков Левия (6:1−81), а затем краткие, Иссахара (7:1−5), Вениамина (7:6−12), Неффалима (7:13), Манассии (7:14−19), Ефрема и Манассии (7:20−29) и Асира (7:30−40); этот отрывок завершается вторым, достаточно пространным перечислением потомков Вениамина (8:1−40). Все перечисления говорят не только о представителях того или иного колена, но и о том, какие земли каждое из колен населяло.

2:3 — 4:23 Летописец нарушает тот порядок, в котором он только что перечислил колена Израилевы (2:1−2), и ставит на первое место Иуду. Рассказ об этом колене ведется по схеме: семейства Иуды (2:3−9), потомки Арама (2:10−17), потомки Халева (2:18−24), потомки Иерахмеила (2:25−33), дополнительные сведения о потомках Халева (2:42−55), дополнительные сведения о потомках Арама, живших после Давида (3:1−24), дополнительные сведения о семействах Иуды (4:1−23).

2:3−9 Сыновья Иуды. У Иуды было пять сыновей: Ир, Онан, Силом — от жены-хананеянки (Быт 38:2), Фарес и Зара — от его невестки Фамари (Быт 38:11−30). Летописца в первую очередь интересуют Фарес и его сын Есром, поскольку им предстояло стать предками Давида. Рассказ о линии Фареса (2:5, 9) на время прерывается перечислением потомков Зары (2:6−8).

2:6 Ефан, Еман, Халкол и Дара. С мудростью этих людей в 3Цар 4:31 сравнивается мудрость Соломона. Ефана и Емана, вероятно, не следует отождествлять с одноименными музыкантами Давида (15:19; Пс 87−88).

2:7 Харми. Сын Зимри, упомянутого в 2:6 (Нав 7:1).

2:10−17 Арам. Летописец отступает от того порядка, в каком он прежде перечислил сыновей Иуды (2:9) с тем, чтобы выдвинуть на первое место рассказ о линии Давида (см. ком. к 2:3 — 4:23). Генеалогические сведения он в данном случае черпает из Руфь 4:18−22.

2:15 седьмого — Давида. Согласно 1Цар 17:12−14, Давид был не седьмым, а восьмым сыном Иессея. Летописец не называет здесь Елиава, упомянутого им в 27:18, вероятно потому, что Елиав не оставил после себя потомства.

2:18−24 Летописец переходит к рассказу о линии Халева, которого не следует путать с другим Халевом, сыном Иефоннии (Чис 13:7), упоминаемом в 4:15.

2:20 Веселиила. Из потомков Арама вышел царь Давид, а из потомков Халева — Веселиил, руководитель строительства скинии во времена Моисея (Исх 31:1−5; 35:30 — 36:7). То обстоятельство, что о происхождении Веселиила говорится почти сразу же после рассказа о царском роде (2:10−17), свидетельствует о взаимосвязи престола Давидова и храмового богослужения в период после возвращения из плена (см. ком. к 6:1−53).

2:25−33 Сыновья Иерахмеила. Во всей Библии только летописец сообщает сведения о потомках Иерахмеила. Они населяли юг Иудеи (1Цар 27:10; 30:27−29).

2:34−41 Шешана. Эти дополнительные сведения о роде Иерахмеила (см. ком. к 2:3 — 4:23) отделены от предыдущей части фразой «Это сыновья Иерахмеила» (2:33). Здесь летописец прослеживает линию от Шешана (2:31) до Елишамы (2:41). Последний мог быть современником Давида (принадлежа к двадцать третьему поколению сыновей Иуды), но в то же время есть основания отождествлять его с одноименным писцом царя Иоакима (Иер 36:12, 20; в русском переводе писец назван Елисам). Во времена летописца родословие Елишамы привлекало пристальное внимание, вероятно, потому, что статус его потомков вызывал сомнение у некоторых из членов восстановленной общины.

2:42−55 Сыновья Халева... Хур. Дополнительные сведения о потомках Халева (см. ком. к 2:3 — 4:23) посвящены сыновьям самого Халева (2:42−50) и потомству его сына Хура (2:50−55). В данном отрывке встречается множество географических названий: Зиф, Мареша, Хеврон и др. Здесь и в других подобных случаях слово «отец» означает «основатель» или «глава» (см. ком. к 1:5). Говоря о поселениях, лежащих за пределами занимаемых восстановленной общиной территорий, летописец укрепляет надежду своих читателей на объединение всех земель, когда-либо заселявшихся народом Божиим (см. ком. к 2:3 — 9:1).

2:42 Сыновья Халева. См. ком. к 2:18−24.

2:55 Кинеяне. Одна из представительниц этого иноземного народа была женой Моисея, благодаря чему он был принят в Иудее (Суд 1:16; Суд 4:11). Летописец рассматривает кинеян в качестве законных членов народа Божиего (см. ком. к 2Пар 8:11).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — В Нав 7 назван Аханом.
7  [2] — Или: взял заклятое; букв.: нарушил заклятие; см. примеч. к Нав 6:16.
18  [3] — Так по друг. чтению. Букв.: Халев, сын Хецрона, со своей женой Азувой и с Ериот произвел на свет сыновей
20  [4] — Ср. Исх 31:2.
24  [5] — LXX: и после смерти Хецрона Халев был с Эфратой (и Авия была женой Хецрона), и она родила ему Ашхура, отца Текоа.
34  [6] — Это утверждение противоречит стиху 31, где говорится, что сыном Шешана был Ахлай. Это противоречие объясняется тем, что Ахлай умер еще при жизни отца, не оставив потомства.
42  [7] — Пер. по друг. чтению: сын его вместо букв.: и сыновья Мареши, отца Хеврона.
52  [8] — Или: Хароэ́, половина манахтиян.
53  [9] — Т. е. жители городов Цора и Эштаоль.
54  [10] — Т. е. жители города Нетофата, который находился близ Вифлеема.
55  [11] — Пер. по друг. чтению; масоретский текст: писцов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.