2 Паралипоменон 13 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В восемнадцатый год правления царя Иеровоама в Израиле Авия стал царем Иудеи.
2 Он царствовал три года в Иерусалиме. Мать его Мааха была дочерью Уриэля из Гивы.
Между Авией и Иеровоамом шла война.
3 Авия собрал на войну отборное войско — четыреста тысяч лучших воинов. Иеровоам вышел воевать против него с войском в восемьсот тысяч отборных воинов.
4 Авия встал на вершине горы Цемараим в нагорье Ефремовом и сказал: «Слушай меня, Иеровоам и весь Израиль!
5 Разве не знаете вы, что ГОСПОДЬ, Бог Израилев, дал Давиду царскую власть над всем Израилем навеки — дал ему и потомкам его — по Завету, по договору, скрепленному солью?!1
6 Иеровоам, сын Невата, был слугой Соломона, сына Давида. Но восстал он против своего владыки.
7 Собрались вокруг него негодные и недостойные люди и бросили вызов Ровоаму, сыну Соломона. Ровоам же был неопытен и нерешителен2 и не мог им противостоять.
8 Теперь вы вознамерились выступить против царства ГОСПОДНЕГО, что доверено потомкам Давида, потому что вас — несметные полчища и есть у вас золотые тельцы, которых Иеровоам дал вам вместо Бога!3
9 Не вы ли изгнали священников ГОСПОДА, сынов Аароновых и левитов, и назначили, подобно прочим народам земли, своих собственных жрецов? У вас всякий может быть посвящен в жрецы вашим лжебогам — достаточно принести с собой тельца и семерых баранов!
10 А наш Бог — ГОСПОДЬ! И мы не оставили Его! Священники наши, что служат пред ГОСПОДОМ, — все потомки Аарона, и лишь левиты имеют право помогать им.
11 Они совершают всесожжения и воскуряют благовония каждое утро и каждый вечер, постоянно обновляют священные хлебы, что кладут пред Богом на чистый стол,4 зажигают золотой светильник и лампы его каждый вечер. Мы в точности исполняем волю ГОСПОДА, Бога нашего, а вы оставили Его.
12 Вы видите, нас ведет за собою Бог!5 И есть у священников Его громкие трубы, чтобы призвать на битву против вас! О сыны Израилевы! Не идите против6 ГОСПОДА, Бога отцов ваших, не будет в этом у вас успеха».
13 Иеровоам тем временем послал воинов в засаду, чтобы они зашли с тыла; таким образом, сам он стоял перед иудеями, а позади них был отряд, посланный в засаду.
14 Когда иудеи повернулись и увидели, что на них нападают и спереди и сзади, они воззвали к ГОСПОДУ, и священники затрубили в свои трубы.
15 Иудеи издали боевой клич, и, когда клич раздался, Бог разбил Иеровоама и всех израильтян на глазах у Авии7 и всех иудеев.
16 Израильтяне обратились в бегство, преследуемые8 иудеями, и Бог предал израильтян в руки иудеев.
17 Авия со своим войском нанес израильтянам тяжкое поражение; пятьсот тысяч лучших воинов потеряли израильтяне в той битве.
18 Так израильтяне были покорены иудеями, а жители Иудеи торжествовали, потому что они полагались на ГОСПОДА, Бога отцов их.
19 Авия преследовал Иеровоама и захватил несколько его городов: Бет-Эль с его окрестными селениями, Ешану с его окрестными селениями и Эфрон с его окрестными селениями.
20 Иеровоам не смог достичь былого могущества при Авии. ГОСПОДЬ поразил его, и он умер.
21 Авия же усиливался. У него было четырнадцать жен, от которых у него родились двадцать два сына и шестнадцать дочерей.
22 Остальные события в царствование Авии, слова его и дела записаны в повествовании пророка Иддо.

Новой Женевской Библии

13:1 — 14:1 Летописец выделяет положительную сторону царствования Авии, в то время как автор книги Царств подчеркивает отрицательную (3Цар 15:3). Повествование летописца делится на три части: воцарение Авии (13:1−2), битва Авии с Иеровоамом (13:2−21), сообщение о том, где записаны прочие деяния Авии, и о его кончине (13:22 — 14:1). Особенно важными для летописца в этом отрывке являются речь Авии против северного царства (13:4−12) и его молитвенное упование на Бога в битве (13:14).

13:1 Авия. Он царствовал с 913 по 910 г. до Р.Х. Северным царством в это время правил Иеровоам I (930−909 гг. до Р.Х.).

13:2−21 В 3Цар 15:7 сообщается о войне Авии с Иеровоамом, однако летописец значительно дополняет это сообщение: описывает расположение войск перед битвой (13:2−3), передает речь Авии (13:4−12), рассказывает о ходе боевых действий (13:13−18) и сообщает, какие последствия они имели для каждого из царей (13:19−21).

13:3 из четырехсот тысяч... с восемью стами тысяч. Летописец указывает, что войско Иудеи сильно уступало в численности войску Израиля, подчеркивая тем самым, сколь сильную поддержку оказал Бог хранившим Ему верность иудеям (см. ком. к 1Пар 12:23−37).

13:4−12 Летописец приводит отсутствующий в книге Царств текст речи Авии, подчеркивая, что Божие благоволение всецело на стороне царского рода Давидова (13:5−8), иерусалимский храм — единственный законный центр поклонения (13:8−12). Таким образом, речь Авии должна служить напоминанием членам восстановленной общины о необходимости тщательно избегать всяких проявлений религиозного синкретизма, а также хранить верность престолу Давидову и храму в Иерусалиме (см. ком. к 1Пар 6:1−53).

13:4 на вершине горы Цемараимской. Точное местонахождение этой горы не установлено, известно только, что она находилась в землях Вениамина (Нав 18:22).

все Израильтяне. См. ком. к 10:1.

13:6 восстал Иеровоам. Обращаясь к армии израильтян, Авия возлагает ответственность за восстание против Ровоама непосредственно на Иеровоама.

13:8 против царства Господня. Когда Ровоам собирался напасть на северное царство, он действовал не по воле Господней. Тем не менее выступление против рода Давидова равнозначно выступлению против Самого Бога.

13:9 изгнали священников... и левитов. См. ком. к 11:14.

13:10 мы не оставляли Его. В отличие от северного царства, Иудея в основном оставалась верной храму, священникам и левитам (хотя и были отступления, см. 12:1−2). Ко времени правления Езекии духовное состояние Иудеи изменилось к худшему (см. ком. к 29:4−11; 30:6−9).

13:11−12 В речи Авии отразились собственные воззрения летописца на должный порядок организации богослужения, которые он считал необходимым донести до своих читателей эпохи восстановления царства после вавилонского пленения (см. ком. к 1Пар 6:1−53).

13:12 у нас во главе Бог. См. Чис 14:9; Пс 45:7; Мф 1:23. Пребывание Бога с армией иудеев обеспечивало ей победу. Этими словами Авия утверждает, что и в войне с Израилем Иудее сопутствует Божия помощь.

13:14 возопили... к Господу. Эти слова напоминают об освятительной молитве Соломона (см. ком. к 6:34−35). По тому, как излагает события летописец, исход битвы был определен именно обращением Иудеев к Богу.

13:15 всех Израильтян. См. ком. к 10:1.

13:20−21 Летописец сообщает, какое влияние оказал исход данной битвы на судьбы обоих царей, дабы показать Божию оценку каждого из них. Иеровоам никогда уже более не оправился от нанесенного ему поражения, в то время как Авия усилился, а семейство его возросло в числе (см. ком. к 1Пар 13:13).

13:22 в сказании пророка Адды. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: Завету соли; соль использовалась при всех жертвоприношениях не только как средство, предохраняющее от разложения, но и как символ неизменности.
7  [2] — Букв.: слаб / мягок сердцем.
8  [3] — Букв.: сделал для вас богами.
11  [4] — См. примеч. к 2:4.
12  [5] — Букв.: с нами во главе Бог.
12  [6] — Букв.: не боритесь против.
15  [7] — Букв.: перед Авией.
16  [8] — Букв.: перед.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.