2 Паралипоменон 26 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Тогда вместо Амасии весь народ Иудеи провозгласил царем его шестнадцатилетнего сына Озию.
2 Он отстроил Элот и вернул его под власть Иудеи — уже после того, как царь Амасия упокоился с праотцами.
3 Когда Озия взошел на престол, ему было шестнадцать лет, и он правил в Иерусалиме пятьдесят два года. Имя его матери было Ехолья, она была из Иерусалима.
4 Озия делал то, что в глазах ГОСПОДА было праведно, так же как и отец его Амасия.
5 При жизни Захарии он искал Бога, поскольку пророк наставлял его жить, благоговея пред Богом. И пока царь искал ГОСПОДА, Бог даровал ему успех.
6 Он начал войну против филистимлян и разрушил стены Гата, Явне и Ашдода. Он основал города вокруг Ашдода и в других землях филистимлян.
7 Бог помогал ему воевать против филистимлян, против арабов, обитавших в Гур-Баале, и против меунитян.
8 Аммонитяне платили дань Озии, слава о нем достигла Египта, потому что он стал могущественным.
9 В Иерусалиме Озия воздвиг башни над Угловыми воротами, Воротами долины и на углу стены и укрепил ворота.
10 И в пустыне он построил башни, высек в скалах много колодцев для воды, потому что владел многочисленными стадами скота в предгорьях и на равнине. Земледельцы и садовники были у него на горах и на Кармиле, ведь любил он земледелие.
11 Было у Озии боеспособное войско, готовое к войне, разделенное на отряды определенной численности. Их список был составлен писцом Еиэлем и надзирателем Маасеёй; войском командовал Хананья, один из царских вельмож.
12 Всего глав родов среди воинов было две тысячи шестьсот.
13 Они командовали войском в триста семь тысяч пятьсот могучих воинов, искусных в войне, готовых прийти на помощь царю.
14 Озия снабжал всё это войско щитами, копьями, шлемами, доспехами, луками и камнями для пращи.
15 В Иерусалиме искусные мастера изготовили ему орудия для метания стрел и больших камней, и он установил их на башнях и в угловых бойницах стен. Имя его стало известно в далеких странах, потому что он жил под чудесной защитой, пока не утвердился на престоле.
16 Но утвердившись, он возгордился и обрек себя на гибель. Неверен был он ГОСПОДУ, Богу своему: сам вошел в Храм ГОСПОДЕНЬ, чтобы сжечь благовония на жертвеннике для воскурений.
17 За ним вошли священник Азарья и восемьдесят священников ГОСПОДА, людей бесстрашных.
18 Встали они перед царем Озией и сказали: «Не ты, Озия, должен воскурять благовония ГОСПОДУ! Это дело священников, потомков Аарона, которые освятились для воскурения благовоний. Выйди из Храма, ты совершил преступление, не будет тебе чести за это пред ГОСПОДОМ».
19 Озия, взяв в руки кадильницу для воскурений, разгневался. И как только разгневался Озия на священников, на лице у него проступила проказа. Это произошло на глазах у священников прямо в Храме ГОСПОДНЕМ, возле жертвенника для воскурений.
20 Посмотрели на него первосвященник Азарья и остальные священники и увидели на лице его проказу. Стали они торопить его поскорее выйти из Храма, да он и сам спешил выйти, потому что поразил его ГОСПОДЬ.
21 До самой смерти царь Озия был болен проказой. Он жил в отдельном доме и был отлучен от Храма ГОСПОДНЕГО. Сын его Иофам распоряжался всем во дворце и правил народом страны.
22 Прочие же деяния Озии, от первого до последнего, описаны пророком Исайей, сыном Амоца.
23 Озия отошел к праотцам, его похоронили с ними на поле гробниц царских и говорили о нем: «Он был прокаженный!» Вместо него воцарился сын его Иофам.

Новой Женевской Библии

26:1−23 Летописец рассказывает о царствовании Озии подробнее, чем книга Царств. Из этого источника он заимствует начало и конец своего рассказа (ср. 26:1−4 с 4Цар 14:21−22 и 15:1−3; 26:21−23 с 4Цар 15:5−7), среднюю же часть добавляет от себя (26:5−20). Весь рассказ делится на четыре части: воцарение Озии (26:1−2), послушание царя закону и сопутствующее ему благословение (26:3−15), непослушание и возмездие (26:16−20), итоги царствования Озии и его кончина (26:22, 23).

26:1 Озию. Озия царствовал в 792/91−740/39 гг. до Р.Х. В книге Царств Озия часто (но отнюдь не всегда) называется Азарией. В этой связи вероятнее всего предположить, что Азария — личное имя царя, а Озия — имя, данное ему при восшествии на престол.

26:4 точно так, как делал Амасия, отец его. Летописец сравнивает Озию с его отцом, чье царствование тоже было отмечено как благословением, так и осуждением (см. ком. к 26:1−23).

26:5 прибегал он к Богу... прибегал к Господу. См. ком. к 7:14.

во дни Захарии. О личности Захарии достоверных сведений не имеется. Он был советником царя и, видимо, сподвижником Исаии (Ис 8:2). Подобно тому, как Иоас хранил верность закону до тех пор, пока был жив Иодай, Озия, руководимый Захарией, также совершал дела, угодные Богу (см. ком. к 24:2).

26:6−15 Летописец иллюстрирует благословение, данное Озии победой над внешним врагом (26:6−8), успешным обустройством им внутренних дел в стране (26:9−10) и возрастанием военной мощи Иудеи (26:11−15).

26:7 против Меунитян. См. ком. к 20:1. Указание на успешное противостояние Озии этому народу должно напомнить читателю о победе, одержанной над ним Иосафатом (20:1−30).

26:9 построил Озия. Озия восполнил урон, нанесенный Иерусалиму в результате поражения, которое потерпел Амасия (25:23). См. ком. к 1Пар 11:4−9.

26:13 триста семь тысяч пятьсот. См. ком. к 1Пар 12:23−37.

26:16−20 Войдя в силу, Озия возгордился и стал выказывать непочтение к Богу и к требованиям закона. Примерно то же в свое время было и с Ровоамом (12:1). Возгордившегося царя Бог покарал проказою. Ср. 4Цар 15:5.

26:16 возгордилось сердце его. Моисей предостерегал Израиль от того, чтобы достигнутые им успехи не внушили народу мысль о возможности полагаться только на себя, забыв о Боге (Втор 8:10−18).

26:17 Азария. О священнике Азарии, кроме того, что он вместе с восемьюдесятью другими священниками отважился воспротивиться нечестивому поступку царя, ничего более не известно.

26:18 это дело священников. Согласно закону Моисееву, кадить в храме имели право только священники (Исх 30:7−9; Чис 16:39−40).

26:21 отлучен был от дома Господня. Озия не допускался в храм, как того требовал закон Моисеев (Лев 13:46; Чис 5:1−4).

26:22 описал Исаия. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.

26:23 на поле царских гробниц. Озия был похоронен не в царской усыпальнице, а в некотором отдалении от нее, поскольку наказание проказой обесчестило его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.