2 Паралипоменон 33 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Манассия взошел на престол в возрасте двенадцати лет и правил в Иерусалиме пятьдесят пять лет.
2 Он творил то, что в глазах ГОСПОДА было злом, подражая омерзительным обычаям народов, изгнанных ГОСПОДОМ ради израильтян.
3 Он заново отстроил капища, разрушенные его отцом Езекией, соорудил жертвенники Ваалу, поставил столбы Ашеры, поклонялся и служил всему воинству небесному.
4 В Храме ГОСПОДНЕМ, о котором ГОСПОДЬ сказал: «В Иерусалиме пребудет имя Мое навеки», — и там он поставил жертвенники.
5 В обоих дворах ГОСПОДНЕГО Храма он поставил жертвенники, посвященные всему воинству небесному.
6 Собственных сыновей он проводил через огонь в долине Бен-Хинном, занимался гаданиями и колдовством, обращался к вызывателям мертвых и заклинателям духов. Он сотворил много того, что было злом в глазах ГОСПОДА, и навлек на себя Его гнев.
7 Сделав изваяние Ашеры, Манассия поставил его в Храме Божьем — том самом Храме, о котором Бог говорил Давиду и сыну его Соломону: «В этом Храме, в Иерусалиме, избранном Мной среди всех колен Израилевых, имя Мое будет почитаемо вечно.
8 Не допущу Я впредь, чтобы израильтяне были изгнаны из страны, которую Я даровал их праотцам, если они будут твердо держаться всего, что Я заповедал им в Законе, установлениях и правилах через слугу Моего Моисея».
9 Но Манассия совратил Иудею и жителей Иерусалима, и стали они поступать еще хуже тех народов, которых уничтожил ГОСПОДЬ ради израильтян.
10 ГОСПОДЬ предостерегал Манассию и его народ, но они не слушали.
11 Тогда ГОСПОДЬ навел на них военачальников царя ассирийского. Они заковали Манассию в цепи, надели на него бронзовые кандалы и увели в Вавилон.
12 И когда его постигла беда, он стал умолять ГОСПОДА, Бога своего, и глубоко смирился пред Богом отцов своих.
13 Взмолился Манассия к ГОСПОДУ, и Бог услышал его, внял его мольбе и вернул Манассию в Иерусалим на царский престол. Постиг тогда Манассия, что только ГОСПОДЬ есть Бог.
14 После этого он воздвиг вокруг Города Давидова внешнюю стену к западу от Гихона. Она проходила вдоль долины до Рыбных ворот и огибала холмы Офела. Царь сделал ее очень высокой. Во всех укрепленных городах Иудеи Манассия поставил военачальников.
15 Он убрал прочь из Храма ГОСПОДНЯ чужеземных богов и идолов, разрушил все жертвенники, что понастроил в Иерусалиме на Храмовой горе, и бросил всё это за городом.
16 Манассия восстановил жертвенник ГОСПОДЕНЬ и приносил благодарственные жертвы и жертвы во славу милости Господней. И народу Иудеи царь велел служить Господу, Богу Израилеву.
17 Но народ продолжал совершать жертвоприношения в местных капищах, хотя и служил ГОСПОДУ, Богу своему.
18 Прочие события правления Манассии, его молитва Богу, слова пророков, говоривших с царем от имени ГОСПОДА, Бога Израилева, записаны в летописях царей Израилевых.
19 В летописях Хозая приводится его молитва, описывается, как Бог внял царю, рассказывается о всех грехах его и преступлениях, о местах, где он построил капища и поставил столбы Ашеры и истуканов еще до того, как он смирился пред Богом.
20 Манассия отошел к праотцам, и похоронили его в собственном дворце. Его сын Амон взошел на престол после него.
21 Амон воцарился в возрасте двадцати двух лет и правил в Иерусалиме два года.
22 Он творил то, что было злом в глазах ГОСПОДА, как и отец его Манассия. Он приносил жертвы и поклонялся всем тем идолам, которых сделал отец его Манассия,
23 и не смирился пред ГОСПОДОМ, как это сделал отец его Манассия, но лишь совершал всё новые преступления.
24 Слуги Амона составили против него заговор и убили царя в его собственном дворце.
25 Однако жители страны, восстав, убили всех, кто был в заговоре против Амона, и поставили после него царем его сына Иосию.

Новой Женевской Библии

33:1−20 Созданный летописцем образ Манассии значительно отличается от того, каким его рисует книга Царств (4Цар 21:1−18). В начале и в конце своего повествования о правлении этого царя летописец следует тексту книги Царств, допуская лишь незначительные отступления от него (ср. 33:1−10 с 4Цар 21:1−9; 33:18−20 с 4Цар 21:17−18). При этом, однако, он вместо обращенного Богом к Манассии страшного проклятия (4Цар 21:10−16) рассказывает о пленении царя, о последовавшем затем покаянии, о возвращении на родину и проведенных там благих преобразованиях (33:11−17). Все повествование о царствовании Манассии делится на четыре части: беззаконие царя (33:1−10), наказание и последующее прощение (33:11−13), благие преобразования (33:14−17), итоги царствования Манассии и его кончина (33:18−20).

33:1−10 Данный подраздел в основном соответствует тексту 4Цар 21:1−9.

33:1 Манассия ... пятьдесят пять лет царствовал. Манассия царствовал в 697/96−943/42 гг. до Р.Х. Из царей Иудеи он правил дольше всех.

33:2 подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь. См. 33:9; подобное выражение летописец употребляет и в связи с Ахазом (28:3). Грехи Манассии были столь велики, что он заслуживал наказания, равного тому, которое было обрушено Богом на амореев, изгнанных Им из Ханаана (Быт 15:16).

33:4 имя Мое. См. 33:7 и ком. к 1Пар 13:6.

33:6 проводил сыновей своих чрез огонь. Еще одно сходство Манассии с Ахазом (см. ком. к 28:3 и 33:2).

33:8 если только. Условия, соблюдением которых определялось исполнение обетования, данного Богом Давиду, оставались в силе и во дни Манассии.

рукою Моисея. См. ком. к 1Пар 16:40.

33:10 говорил Господь. Летописец лишь упоминает об эпизоде, описанном в 4Цар 21:10−15, не вступая в противоречие с источником.

33:11 царя Ассирийского. Этим царем мог быть либо Асархаддон (681−669 гг. до Р.Х.), либо Ассурбанипал (669−627 гг. до Р.Х.).

в Вавилон. Возможно, Манассия принял участие в восстании (652−648 гг. до Р.Х.) против Ассурбанипала.

33:12−13 Молитва Манассии и его возвращение на царство ассоциируются с молитвой Соломона (6:36−39) и обращением к нему Господа (см. ком. к 7:13−15).

33:14 Успешное осуществление Манассией строительных работ, упоминаемое летописцем, свидетельствовало о том, что теперь царю сопутствовало Божие благословение (см. ком. к 1Пар 11:4−9).

33:14−16 См. 17:1−6.

33:15 все капища. По словам летописца, преобразования Манассии завершились полным успехом, однако автор книги Царств сообщает, что Иосия вместе с прочими языческими жертвенниками разрушал и те, которые были воздвигнуты Манассией (4Цар 23:12), т.е. Манассия не был до конца последователен в осуществлении своих преобразований.

33:18−19 в записях царей Израильских ... в записях Хозая. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.

33:20 почил... с отцами своими. См. ком. к 21:19.

33:21−25 Повествуя о царствовании Амона, летописец с минимальными отступлениями следует 4Цар 21:19−26. Повествование его делится на три части: воцарение Амона (33:21), его беззаконие (33:22−23), смерть и погребение (33:24−25). Своими делами Амон явил пример высшей степени отступничества.

33:21 Амон... два года царствовал. Амон царствовал в 643/42−641/40 гг. до Р.Х.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.