2 Паралипоменон 6 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Сказал тогда Соломон:

«ГОСПОДЬ говорил,
что присутствие Его
и в густом облаке1 будет явлено!

2

Я построил для Тебя, Господи, Храм величественный —
место, где Ты пребудешь вовеки!»2

3 Затем царь, повернувшись ко всей общине Израиля, что стояла перед ним, благословил ее
4 и сказал: «Благословен ГОСПОДЬ, Бог Израиля! Он свершил рукой Своей то, что Сам заповедал отцу моему Давиду, когда говорил ему:
5 „С того дня как Я вывел народ Мой из Египта, Я не избирал ни одного города из всех колен Израиля, чтобы построить в нем Храм для имени Моего. И царем над народом Моим, Израилем, Я не избирал никого.
6 Но Иерусалим Я избрал, чтобы имя Мое там пребывало, и Я избрал Давида, чтобы правил он народом Моим, Израилем“.
7 Отец мой Давид всем сердцем желал построить Храм для имени ГОСПОДА, Бога Израилева.
8 Но ГОСПОДЬ сказал отцу моему Давиду: „Желание твое благое — построить Храм для имени Моего.
9 Но не ты построишь этот Храм, а сын твой, рожденный от тебя, — он построит Храм для имени Моего“.
10 И ныне ГОСПОДЬ исполнил Свое обещание. Я, наследник отца моего Давида, взошел на престол Израилев, как заповедал ГОСПОДЬ, и построил Храм для имени ГОСПОДА, Бога Израилева,
11 и поставил в нем ковчег Завета, Союза, что ГОСПОДЬ заключил с израильтянами».
12 Затем Соломон подошел к жертвеннику3 ГОСПОДА и на виду у всей общины Израиля воздел руки к небу.
13 Соломон встал на медный помост — этот помост был сделан им и поставлен посреди большого двора; помост был длиною в пять локтей, шириною в пять локтей и высотою в три локтя.4 Соломон преклонил колени на виду у всей общины Израиля и, воздев руки к небу,
14 стал молиться: «ГОСПОДИ, Боже Израилев! Нет бога, подобного Тебе, ни в небесах, ни на земле! Ты хранишь верность Завету, Союзу, и неизменен в любви Своей к слугам Твоим, которые служат Тебе5 всем сердцем.
15 Ныне Ты исполнил обещание Свое, данное слуге Твоему Давиду, моему отцу; и ныне Ты Своей рукою исполнил то, что изрек устами Своими.
16 И ныне, ГОСПОДИ, Боже Израилев, исполни и другое Свое обещание, данное слуге Твоему Давиду, моему отцу, ведь Ты сказал: „Никогда не лишишься ты наследника, сидящего пред Моими очами на престоле израильском, если только сыновья твои будут идти праведными путями6 и следовать Закону Моему, как следовал ему ты предо Мною“.
17 ГОСПОДИ, Боже Израилев! Да сбудется это Твое обещание, данное слуге Твоему Давиду.
18 Богу ли обитать среди смертных на земле?! Если небо и небеса небес не могут вместить Тебя, как вместит Тебя этот Храм, который я построил?
19 Внемли, о ГОСПОДИ, Боже мой, мольбе моей, молитве слуги Своего! Услышь вопль и молитву, которую слуга Твой возносит перед Тобою!
20 Да взираешь Ты открытыми очами Своими на Храм этот днем и ночью, на место это, где, по слову Твоему, имя Твое пребудет, и да будет услышана Тобой та молитва, которую слуга Твой будет возносить на этом месте.
21 Внемли мольбам, которые слуга Твой и народ Твой Израиль будут возносить на этом месте, услышь в небесной обители Своей, услышь и помилуй!
22 Если согрешит человек против ближнего, и потребуют от него клятвы, и он придет и даст клятву перед жертвенником Твоим в этом Храме —
23 тогда услышь с небес и рассуди слуг Твоих. Воздай злодею, пусть на голову его обрушится его же зло, а невинного оправдай и воздай ему за его праведность.
24 И если народ Твой Израиль будет разбит врагами из-за того, что против Тебя согрешил, а затем раскается и признает имя Твое и вознесет мольбу и молитву к Тебе в этом Храме —
25 тогда услышь их на небесах, и прости грех народа Твоего Израиля, и верни им благополучие на земле, которую Ты дал им и праотцам их.
26 И если затворятся небеса и не будет дождя из-за того, что народ Твой против Тебя согрешил, но затем он вознесет молитву на этом месте и признает7 имя Твое и раскается в грехах своих, когда Ты подвергнешь его бедствиям,8
27 тогда услышь их на небесах и прости грех слугам Твоим, народу Твоему Израилю, научи их ходить по пути добра и даруй дождь земле Твоей, которую Ты дал народу Своему во владение.
28 И если будет в стране голод, если случится моровое поветрие, суховей или спорынья, нашествие саранчи или гусениц, если враг приступит к городским воротам, какая бы беда и несчастье ни случились, —
29 тогда все мольбы и молитвы каждого человека из народа Твоего Израиля, в скорби и страдании простирающего руки на месте этом,9
30 услышь с небес, из обители Своей, и помилуй! Каждому воздай по делам его, ведь Ты знаешь, что у человека в сердце, — Ты один знаешь все мысли10 человека.
31 Пусть они благоговеют пред Тобой и идут путями Твоими, пока живут на этой земле, которую дал Ты праотцам нашим.
32 И когда человек пришлый, не из народа Твоего Израиля, придет из страны далекой ради великого Твоего имени, ради могучей Твоей руки, простертой длани, придет помолиться в этом Храме, —
33 услышь в небесной своей обители и исполни всё, о чем попросит Тебя этот пришлый человек, чтобы все народы земли познали имя Твое и благоговели пред Тобой, как народ Твой Израиль. Пусть они узнают, что Твое имя носит этот Храм, который я построил.
34 И когда отправится народ Твой на войну с врагами — туда, куда Ты пошлешь его, — и помолится Тебе, обратившись лицом к этому городу, который Ты избрал, и к этому Храму, который я построил для имени Твоего, —
35 тогда услышь на небесах их мольбу, их молитву, и рассуди их по правде.
36 И если они опять согрешат пред Тобою, ибо нет никого, кто бы не грешил, и Ты разгневаешься на них и отдашь их врагу и тот угонит их пленниками в страну чужую, далекую или близкую,
37 и если они раскаются всем сердцем в той стране, куда будут изгнаны, и станут молить Тебя в стране, где оказались в плену, говоря: „Мы грешили, мы поступали беззаконно и нечестиво“,
38 если обратятся к Тебе всем сердцем, всей душою в той земле, где оказались в плену, куда были угнаны, если будут молиться, повернувшись лицом к той земле, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к Храму, который я построил для имени Твоего, —
39 тогда услышь их мольбу и молитву в небесной Твоей обители, рассуди их по правде и помилуй народ Твой, который против Тебя согрешил!
40 Отныне, Боже, да взирают открытые очи Твои на молящихся здесь неотступно, да внемлют уши Твои молитвам их на месте этом!
41

Взойди же, ГОСПОДИ Боже,
туда, где Ты утвердишь стопы Свои,
где покоится ковчег могущества Твоего!
Да облекутся, ГОСПОДИ Боже,
священники Твои во спасение,11
да возрадуются верные Твои
благам, Тобою ниспосланным!

42

О ГОСПОДИ Боже!
Не отвергни помазанника Своего,
будь верен12 любви Своей неизменной
к слуге Своему Давиду».

Новой Женевской Библии

6:1−2 Соломон выразил надежду на вечное пребывание Бога в построенном им храме (см. ком. к 5:13−14).

6:5−10, 20, 24, 26, 32−34, 38 имя... имени... имя... имени. См. ком. к 1Пар 13:6.

6:9 не ты построишь. О том, почему Давид не мог стать строителем храма, см. 1Пар 22:6−10 и ком.

6:10 слово Свое, которое изрек. См. ком. к 1Пар 17:1−15.

6:11 с сынами Израилевыми. В 3Цар 8:21 сказано: «с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской». Летописец, однако, не упоминает об исходе, поскольку тема завета с Давидом (6:10) в его повествовании преобладает над темой завета Моисеева. Именно с обетованиями, данными Давиду, вернувшийся из плена народ связывал свои надежды на восстановление царства (см. ком. к 6:40−42; 1Пар 17:1−27).

6:13 Этот стих отсутствует в древнееврейском (масоретском) тексте 3Цар 8. Вероятнее всего, он был опущен переписчиком.

среди двора. См. ком. к 4:9.

6:14 Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Соломон отмечает двусторонний характер обусловленных заветом отношений между Богом и Его народом: Бог хранит завет, но народ со своей стороны должен также хранить верность Ему, поскольку любое отступничество непременно повлечет за собой Божественное воздаяние (Втор 7:9−12; Втор 30:15−19).

6:16−17 Соломон имеет в виду данное через пророка Нафана обетование вечного царствования Давидовой династии (см. ком. к 1Пар 17:7−14).

6:16 если только сыновья твои будут наблюдать за путями своими. Этими словами подчеркивается необходимость соблюдения верности закону. См. 3Цар 8:25.

ходя по закону Моему. См. ком. к 1Пар 16:40.

6:18−39 Соломон молится о том, чтобы храм стал национальным центром искренней, действенной молитвы. Он просит Бога услышать обращенные к Нему молитвы (6:18−21), а затем описывает семь ситуаций, когда народ может возносить молитвы в храме или обратясь к храму (6:22−39).

6:18 небеса небес не вмещают Тебя. См. ком. к 2:6.

6:19−21 на молитву... будут молиться. См. ком. к 7:14.

6:21 услышь с места обитания Твоего, с небес. В своей молитве Соломон употребляет это выражение четыре раза (6:21, 30, 33, 39). Храм же был тем местом на земле, откуда, через обитавшее там Имя, открывался доступ к небесному престолу (см. ком. к 1Пар 13:6).

6:22 потребуют от него клятвы. См. Исх 22:10−11; Лев 6:1−7.

6:24 поражен будет народ... за то, что согрешил. Военное поражение часто рассматривается в качестве Божией кары за нарушение завета (Лев 26:17; Втор 28:25−26, 36−37, 47−57).

6:24, 26, 32, 34.38 молиться. См. ком. к 7:14.

6:24, 26, 38 обратятся. См. ком. к 7:14.

6:26 не будет дождя. Дождь и засуха представлялись соответственно Божиим благословением и наказанием (см. ком. к 7:13−15; Лев 26:3−4; Втор 11:13−14; Агг 1:10−14).

6:28 Голод... язва моровая... саранча или червь. Голод или эпидемия болезни часто рассматривались в качестве Божией кары за нарушение завета (Лев 26:16, 20, 25−26; Втор 28:20−22, 27−28, 35, 42). См. ком. к 7:13−15.

6:32−33 иноплеменник. Соломон надеется, что и иноплеменники будут получать ответ на вознесенные ими в храме молитвы. Ветхозаветные пророки периода после вавилонского пленения часто предсказывали вхождение язычников в состав Божиего народа (Ис 56:6−8; Иоиль 2:28; Зах 8:20−23; Зах 14:16−21; ср. Пс 86). С пришествием Иисуса Христа массовое вхождение язычников в царство Господа стало реальностью (Рим 3:29; Гал 3:14).

6:34−35 выйдет... на войну. Летописец неоднократно сообщает о случаях, когда Бог отвечал на молитвы, обращенные к нему во время битвы (см. ком. к 12:1−8; 13:13−16; 14:11−12; 18:31−32; 20:5−17; 32:20−22; 1Пар 5:18−22).

6:36−39 отведут их пленившие их ... сделай, что потребно для них. Пленение часто представляется Божиим наказанием за нарушение завета (Втор 28:36−37, 64). За отрезок истории, что охватывает повествование летописца, эта просьба Соломона была исполнена дважды: сначала Манассия (33:10−13), а затем весь остаток Израиля (36:21−23) были уведены в плен в Вавилон, но после возвратились в землю обетованную.

6:40−42 Летописец заменяет окончание молитвы Соломона, приведенное в 3Цар 50:51, на несколько измененные слова Пс 131:8−10. У пророка Самуила в этом месте говорится о завете с Моисеем, у летописца же в центре внимания — завет с Давидом (6:42; ср. 6:11). Соломон призывает Бога пребывать в храме (6:41), приносить радость и торжество священникам и всему народу (6:41), а также помнить данное Давиду обетование любви (6:42).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: в глубоком мраке / во мгле; ср. Син. пер. и Исх 19:9; Исх 20:21; Втор 4:11; Втор 5:22; Пс 17:9,10; Иов 22:13.
2  [2] — Или: будешь восседать вовек.
12  [3] — Или: встал возле жертвенника.
13  [4] — Т. е. размеры помоста: 2,3×2,3×1,4 м.
14  [5] — Букв.: ходят пред Тобой.
16  [6] — Букв.: блюсти свои пути.
26  [7] — Или: прославит.
26  [8] — Или: когда Ты смиришь его.
29  [9] — Букв.: к этому месту.
30  [10] — Букв.: сердца.
41  [11] — Или: в победу.
42  [12] — Или: помни о
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.