Ездра 1 глава

Первая книга Ездры
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В первый год правления персидского царя Кира1 во исполнение слова ГОСПОДНЕГО, сказанного Иеремией,2 ГОСПОДЬ побудил дух персидского царя Кира, и тот велел провозгласить по всему своему царству письменно и устно:
2 «Так говорит Кир, царь персидский! Все царства земли даровал мне ГОСПОДЬ, Бог Небесный, и теперь Он повелел мне построить Ему Храм в Иерусалиме, что в Иудее.
3 Каждый из вас, кто принадлежит к Его народу, — да пребудет с ним его Бог! — пусть отправится теперь в Иерусалим, что в Иудее, и строит Храм ГОСПОДУ, Богу Израиля — Тому Богу, Который в Иерусалиме.
4 И где бы ни жил любой из оставшихся в тех местах иудеев, пусть местные жители помогут ему серебром, золотом, разным добром, скотом и добровольными дарами на Храм Бога в Иерусалиме».
5 Собрались старейшины3 колена Иуды и Вениамина, священники и левиты и все, чей дух Бог побудил, и отправились строить Храм ГОСПОДЕНЬ в Иерусалиме.
6 А все, кто жил подле них, вручили им4 серебряные сосуды, золото, разное добро, скот и драгоценности, помимо прочих добровольных даров.
7 Царь Кир повелел принести храмовую утварь, что была захвачена Навуходоносором в Иерусалиме и оставлена в храме его богов.
8 Эту утварь персидский царь Кир передал казначею Митредату, а тот вручил ее Шешбаццару,5 предводителю иудеев.
9 Там насчитывалось тридцать золотых сосудов,6 тысяча серебряных сосудов, двадцать девять ножей,
10 тридцать золотых чаш, четыреста десять других7 серебряных чаш и тысяча других предметов.
11 Всего там было пять тысяч четыреста предметов из золота и серебра, и всё это Шешбаццар взял с собой при возвращении переселенцев8 из Вавилона в Иерусалим.

Новой Женевской Библии

1:1−3 Эти слова с незначительными изменениями повторяют последние два стиха Второй книги Паралипоменон. Ездра, таким образом, продолжает излагать историю искупления с того момента, которым она заканчивается в предыдущей книге.

1:1 В первый год. Что соответствует 538 г. до Р.Х., первому году правления в Вавилоне персидского царя Кира. Вавилон был покорен Киром в октябре 539 г. до Р.Х., Персией же он правил с 559 по 530 г. до Р.Х.

во исполнение слова Господня. Иеремия предсказал семидесятилетний плен в Вавилоне (Иер 25:11,12; 29:10; см. также Дан 9:2). С 605 г. до Р.Х., когда из Иудеи были вывезены первые пленники, до 538 г., когда Кир повелел пленникам возвращаться на родину, прошло шестьдесят семь лет. Возможно, Кир имел в виду и другие пророчества того же Иеремии (Иер 16:14,15; 27:22). Бог, таким образом, исполняет сказанное Им через пророка почти три четверти столетия назад.

возбудил Господь дух. Чтобы исполнить свой искупительный план, Бог действует через сознающих свою ответственность людей (6:22; 7:27). Ср. Притч 21:1.

1:2−4 К составлению текста своего повеления Кир мог привлечь советников-евреев. В таком случае вполне естественным оказывается употребление Киром такого наименования Бога, которое получило общее распространение только после возвращения из плена; вполне логична и намеченная им параллель между возвращением из Вавилона исходом из Египта.

1:2 Бог небесный. Этим титулом Бог определяется в качестве высшей властной инстанции (5:12; 6:9,10; 7:12,21,23; Неем 1:4,5; 2:4,20; Дан 2:18,19,37,44; Иона 1:9).

дал мне... повелел мне. Таким образом Кир заявляет о признании им всевластия Божия. Однако то обстоятельство, что с подобными признаниями он обращался и к другим богам (напр., в надписях на так называемой колонне Кира), вызывает сомнения в том, что он полностью верил и понимал то, о чем свидетельствовал (см. ком. к 1:3).

дом в Иерусалиме. Слово «дом» в первую очередь подразумевает храм, но по ходу повествования значение его расширяется, включая в себя понятие «город Божий» и «народ Божий». Восстановление дома Божиего — главная тема Ездры-Неемии (см. Введение: Характерные особенности и темы).

1:3 Кир никоим образом не выделял Израиль из среды прочих подвластных ему народов. Им двигало лишь желание заручиться поддержкой богов каждого из них. Тем же желанием определялись поступки Дария (6:10) и Артаксеркса (7:23). Но по Божественному замыслу Кир все же способствует искуплению.

из всего народа Его. Повеление Кира обращено к простым людям, а не к начальствующим в народе, что определяет основную тему повествования (см. Введение: Характерные особенности и темы): для исполнения искупительного замысла Господа важно участие всего народа Божиего, действующего как единое целое.

пусть он идет. Бог, некогда вызволивший Свой народ из египетского рабства, и теперь продолжает дело спасения мира через Израиль. Ср. Иер 16:14,15.

1:4 А все оставшиеся во всех местах. Эти слова относятся к тем из евреев, кто предпочел остаться в Вавилоне, а также, вероятно, и к язычникам.

помогут ему. Египтяне снабдили народ израильский всем необходимым в дороге. Ср. Исх 12:35,36.

1:5−6 поднялись главы поколений... и... всякий... все соседи их. Подчеркивается готовность, с которой народ отозвался на волю царя и Божественное побуждение.

1:5 главы поколений. Здесь имеются в виду патриархи, стоявшие во главе родов; в дальнейшем указание на главу рода подразумевает и всех тех, кто находится у него в подчинении.

Иудиных и Вениаминовых. Именно эти два колена были уведены в вавилонский плен.

священники и левиты. Их возвращение было крайне необходимо, поскольку без священников и левитов не могло быть возобновлено храмовое богослужение (8:15−17).

возбудил Бог. Ср. ст. 1. Как повеление Кира, так и отклик на него со стороны народа возникли не сами по себе, а во исполнение всесильной Господней воли.

1:7 Навуходоносор взял из Иерусалима. Это произошло в 597 г. до Р.Х. (2Пар 36:7).

1:8 Мифредата. Один из персидских чиновников.

Шешбацару. Некоторые склонны отождествлять Шешбацара с Зоровавелем, однако такое отождествление представляется недостаточно обоснованным. Ср. 5:14−16: Шешбацар предстает как некто малоизвестный, а Зоровавель — как весьма влиятельная личность (5:2,3). Вероятно, Шешбацар являлся официальным, назначенным Киром предводителем (возможно, он был персом), а Зоровавель — вождем, которого выдвинул народ (2:2).

1:9−11 Количество перечисленных в ст. 9, 10 сосудов — две тысячи четыреста девяносто девять, а не пять тысяч четыреста, как утверждается в ст. 11. Этому несоответствию не найдено объяснения; кроме того, достоверно неизвестно, что именно представляли собой эти «блюда» и «чаши». Выдача Киром священных сосудов должна была воодушевить народ Божий, поскольку в его глазах это свидетельствовало о верности Бога данному Им слову и об исполнении Им завета (Иер 27:22).

1:11 В соответствии с повелением Кира переселенцы возвратились в Иерусалим, принеся с собой принадлежавшие храму сосуды. Бог исполняет обещанное: наказав свой народ за отступление от завета, Он приводит его в землю обетованную (Втор 30:1−5).

Возвращение из плена.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Кир II Великий — персидский царь, правил Персией в 559—530 гг. до Р. Х. Здесь имеется в виду 538 / 539 г., когда Персия покорила Вавилон.
1  [2] — Букв.: из уст Иеремии; см. Иер 25:11—14; 29:10—14.
5  [3] — Букв.: главы отеческих (домов).
6  [4] — Букв.: укрепили их руки.
8  [5] — Шешбаццар — возможно, имя Зоровавеля, официального предводителя первых переселенцев, назначенного царской властью.
9  [6] — Или: блюд; или: чанов.
10  [7] — Или: двойных.
11  [8] — Или: изгнанников.
 
 


2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.