Библия » Сравнение переводов

Ездра 4 глава

Первая книга Ездры

Под редакцией Кулаковых

1 Враги иудеев и вениаминитян прослышали, что возвратившиеся переселенцы1 строят в Иерусалиме Храм ГОСПОДУ, Богу Израиля.
2 Тогда они пришли к Зоровавелю и старейшинам и предложили им: «Давайте мы будем строить вместе с вами, ведь мы, как и вы, поклоняемся вашему Богу2 – приносим Ему жертвы с тех пор, когда Асархаддон, царь ассирийский, переселил нас сюда».
3 Зоровавель, Иисус и другие старейшины израильские отвечали им: «Не вам строить с нами Храм Богу нашему! Мы сами построим его ГОСПОДУ, Богу Израиля, как повелел нам Кир, царь персидский».
4 Тогда жители той страны стали делать всё, чтобы у иудеев опустились руки, стали запугивать их, чтобы те не строили.
5 В годы царствования Кира, царя персидского, они подкупали его советников,3 чтобы расстроить этот замысел, и так продолжалось до правления Дария, царя персидского.4
6 При царе Ахашвероше, в начале его правления, они написали жалобу на жителей Иудеи и Иерусалима.
7 В правление Артаксеркса5 Бишлам, Митредат и Тавэль вместе с теми, кто служил с ними, отправили царю послание, написанное арамейским письмом, по-арамейски.6
8 Еще одно послание об Иерусалиме написали царю Артаксерксу должностное лицо Рехум и писец Шимшай; вот его список:
9 «Должностное лицо Рехум и писец Шимшай со всеми, кто служит с нами: судьями, чиновниками, управляющими, письмоводителями,7 включая выходцев из Урука, Вавилона и Суз (то есть мужей Элама)
10 и прочих народов, которых великий и славный Ашшурбанипал8 переселил в города Самарии и остальных областей за Евфратом,9 и ныне… »
11 В посланном ими письме говорилось: «Царю Артаксерксу – твои подданные, живущие за Евфратом, обращаются к тебе ныне.
12 Да будет ведомо царю, что иудеи, которые отправились из твоего края к нам, пришли в Иерусалим. Теперь они отстраивают этот город, мятежный и злой: возводят стены, кладут основания.
13 И да будет ведомо царю: если город будет построен и стены возведены, то ни налога, ни подати, ни сбора они платить не станут, и царской казне будет причинен несомненный ущерб.
14 А мы верны царю10 и не потерпим непочтительного отношения к нему! Потому мы и посылаем царю это донесение.
15 Пусть проверят в летописях твоих предков – ты обнаружишь в них, что это город мятежный, вредный для царей и областей, что от века в нем бунтовали, потому и был этот город разорен.
16 Мы доносим царю: если этот город будет отстроен, возведены его стены – не останется у тебя никаких владений здесь, за Евфратом».
17 Царь послал такой ответ: «Должностному лицу Рехуму и писцу Шимшаю со всеми, кто служит с ними, живущими в Самарии и в остальных областях за Евфратом, – мир вам! Ныне
18 послание, что вы нам отправили, было ясно прочитано11 передо мной.
19 По моему повелению провели расследование и открыли, что город тот от века восставал против царей, устраивая мятежи и беспорядки.
20 В Иерусалиме правили могучие цари, они владели всеми областями за Евфратом, получая с него налоги, подати и сборы.
21 Издайте повеление, чтобы те люди прекратили строительство города впредь до моего особого указа.
22 Смотрите, исполняйте всё без упущений, дабы не причинить немалого урона царской казне».
23 Когда список с этого послания царя Артаксеркса был прочитан Рехуму и писцу Шимшаю и всем, кто служит с ними, они спешно отправились в Иерусалим к иудеям и силой заставили тех прекратить работу.
24 Строительство Храма Божьего в Иерусалиме было остановлено, и так продолжалось12 до второго года правления Дария, царя персидского.13

Новой Женевской Библии

4:1 враги. Целью этих людей было воспрепятствование возрождению истинного почитания Бога. Завязавшийся конфликт вылился в политическое противостояние, но при этом несомненно, что действительная подоплека его была религиозной. В качестве врагов здесь выступают самаряне. Это был народ, из разных мест переселенный после падения северного царства Израильского в 722 г. до Р.Х. в Самарию, область к северу от Иудеи (см. ком. к 4,9.10). Самаряне поклонялись многим богам, включая в свой политеистический пантеон и Бога Израиля (4 Цар. 17,24-41). На фоне враждебности отношений между евреями и самарянами разворачивается вся новозаветная история (ср. Ин. 4,1-42).

4:3 мы одни будем строить. С первых дней жизни Израиля в земле обетованной (Суд. 3,6) и на всем протяжении его истории (4 Цар. 17,7-17) всякого рода союзы с неизраильтянами неизменно заканчивались возвращением к идолопоклонству и, в конечном счете, наказанием за него – т.е. изгнанием (4 Цар. 17,18-23). Полного отделения от иноземцев Израилю не удастся достичь еще очень долго (гл. 9; 10).

4:4 народ земли той. Т.е. те самые враги, о которых говорится в ст. 1.

4:5 подкупали... советников. Возможно, речь идет о том, что персидским чиновникам были даны взятки. Так, например, Валак, царь моавитский, во дни Моисея подкупил Валаама, чтобы тот проклял Израиль (Чис. 22,1-20). Во дни Неемии Санаваллат подкупил некоего пророка, желая с его помощью запугать Неемию и остановить строительство городских стен (Неем. 6,10-14). Но если замысел Санаваллата не удался, его предшественникам с помощью подкупа все же удалось помешать восстановлению храма, которое было возобновлено только семнадцать лет спустя (ст. 24).

4:6-23 В ст. 1-5 сообщается о первом случае противодействия, с которым строители храма столкнулись во дни правления Кира (559-530 гг. до Р.Х.), но о результатах этого противодействия мы узнаем только из ст. 24: строительство было приостановлено до второго года царствования Дария (522-486 гг. до Р.Х.). Ст. 6-23 повествуют о противодействии восстановлению городских стен в царствование Ксеркса (486-465 гг. до Р.Х.) и Артаксеркса I (465-424 гг. до Р.Х.). Цель повествования – во-первых, объяснить, почему самаряне в ст. 1 названы врагами; во-вторых, засвидетельствовать о том, что противодействие строительству храма отнюдь не было случайным эпизодом, являясь на самом деле лишь началом тех нескончаемых препятствий, которые предстояло преодолевать народу Божиему в процессе возрождения царства; в-третьих, увязать воедино восстановление храма и восстановление городских стен как восстановление "дома Божия" (Введение: Характерные особенности и темы).

4:6 Ахашвероша. В древнееврейском тексте – Ксеркса. Ксеркс был преемником Дария на персидском троне и царствовал с 486 по 465 г. до Р.Х.

написали обвинения. Из контекста можно заключить, что в данном случае козни против иудеев строят ближайшие потомки их "врагов" (ст. 1).

4:7 Артаксеркса. Имеется в виду Артаксеркс I, преемник Ксеркса, царствовавший в Персии с 465 по 424 г. до Р.Х.

писали... к Артаксерксу. Что было в этом письме – неизвестно, но судя по тому, что в предыдущем стихе речь шла об обвинениях против строителей, а в последующих ст. 11-16 приводится письмо-донос на них, оно, по всей вероятности, также было написано с целью воспрепятствовать строительству стен.

на Сирийском. Сирийский (арамейский) язык в ту эпоху на Ближнем Востоке имел статус языка международной дипломатии.

4:8 – 6,18 Этот отрывок написан не по-древнееврейски, а по-арамейски, т.е. на том языке, на котором изначально и составлялись все приводимые в нем документы. Эта переписка выражает озабоченность чиновников-язычников ходом строительных работ в Иерусалиме.

4:8 советник. Т.е. высокопоставленный чиновник.

писали... письмо. Это была вторая попытка воспрепятствовать строительству городских стен.

4:9 прочие товарищи их. Противодействие исходило не от отдельных чиновников, но от многих.

4:10 Аснафар. Последний великий царь Ассирии (668-627 гг. до Р.Х.), возможно, тот, о котором говорится в 4 Цар. 17,27. Он заселил разными народами Самарию после падения Израильского царства в 722 г. до Р.Х.

за рекою. Заречной называлась область к западу от Евфрата, включавшая в себя Сирию, Финикию и Палестину.

4:12 стены делают. См. ком. к ст. 6-23.

4:13 Авторы письма аргументируют свою обеспокоенность соображениями экономического характера, однако, как явствует из ст. 1-3, конфликт вырастает на почве религиозного антагонизма.

4:14 мы едим соль от дворца царского. Это, по всей видимости, церемониальная формула, посредством которой вассал констатировал свою зависимость от государя (ср. Лев. 2,13; Чис. 18,19; 2 Пар. 13,5).

4:15 в памятной книге. Другие документы, приводимые в данном отрывке, были, скорее всего, тоже извлечены из такой же "памятной книги".

город мятежный... опустошен. Действительно, народ Иерусалима поднял мятеж против Бога завета, за что город и был разрушен в 586 г. до Р.Х. (4 Цар. 23,26.27; 24,18-20; Иер. 1,14-16). Составители же письма имели в виду только восстания против иноземного господства (4 Цар. 18,7; 24,1).

4:16 не будет у тебя владения за рекою. Это, безусловно, преувеличение, имевшее целью побудить Артаксеркса к решительным действиям.

4:19-23 Положение Израиля в высшей степени печально: он, некогда обкладывавший данью окрестные народы, теперь платит дань Персии; даже возвратившись в землю обетованную, народ Божий находится под властью язычников (см. ком. к 9,9), которая столь сильна, что повеление Артаксеркса может остановить работы по возведению городских стен.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.