Библия » Сравнение переводов

Ездра 9 глава

Первая книга Ездры

Под редакцией Кулаковых

1 Когда всё это было закончено, ко мне подошли предводители и сказали: «Народ Израилев, священники и левиты еще не отделились от других народов1 с их мерзостями – от ханаанеев, хеттов, периззеев, евусеев, аммонитян, моавитян, египтян и амореев.
2 Дочерей этих народов они брали в жены себе и своим сыновьям и тем смешали святое семя с другими народами, а первыми в этом отступничестве были знать и начальники».
3 Услышав об этом, я разодрал свои одежды, верхние и нижние, стал рвать на себе волосы и бороду и в оцепенении2 сел на землю.
4 Ко мне собрались все, кто трепетал пред словом Бога Израилева и был возмущен отступничеством переселенцев. А я всё сидел в оцепенении до самого вечернего жертвоприношения.
5 Во время вечернего жертвоприношения я, выйдя из оцепенения,3 пал на колени в разодранных своих верхних и нижних одеждах и простер руки к ГОСПОДУ, Богу моему,
6 со словами:
«Боже мой, от стыда и позора не могу поднять лица к Тебе, Боже мой! Беззакония покрыли нас с головой, вина наша достигла небес!
7 Со времен отцов наших и поныне огромна наша вина, и за беззакония наши мы вместе с царями и священниками преданы были чужим царям: мечу, изгнанию, грабежу и позору вплоть до сего дня.
8 Но на малое время снизошла на нас милость ГОСПОДА, Бога нашего: Он сберег наш остаток и дал нам поселиться4 на месте Его святом, чтобы светом Своим вновь озарить глаза наши и немного подкрепить нас, оказавшихся в рабстве.
9 Да, мы рабы, но и в рабстве Бог не оставил нас: Он даровал нам милость царей персидских, чтобы мы вернулись к жизни и возродили Храм Бога нашего, подняли его из руин и обрели защиту5 в Иудее и Иерусалиме.
10 Боже наш, чем ответим мы на всё это? Отступили мы от заповедей Твоих,
11 которые Ты заповедал нам через Своих слуг, пророков, повелев: „Земля, в которую вступите, чтобы ею владеть, – земля нечистая от скверны других народов и мерзостей их, они наполнили ее нечистотой от края до края.
12 Потому дочерей своих не выдавайте замуж за их сыновей и их дочерей не берите в жены своим сыновьям, не заботьтесь об их безопасности и благополучии никогда6 – и будете крепки, и вкусите блага земные, и вечно земля будет наследием сынов ваших“.
13 И после всего того, что постигло нас за наши злые дела и тяжкие провинности, – ведь Ты, Боже наш, уберег нас от заслуженного воздаяния за наши пороки, спас наш остаток! –
14 станем ли мы снова нарушать заповеди и родниться с народами, творящими эти мерзости? Неужели не прогневаешься Ты тогда на нас до конца, так что и остатка никакого не сохранится?
15 ГОСПОДИ, Боже Израилев, праведен Ты, а нас, уцелевших, ныне так мало! Вот мы пред Тобой с этой нашей виной, хоть теперь мы и недостойны предстоять пред Тобой!»

Новой Женевской Библии

9:1 По окончании сего. Т.е. через четыре с половиной месяца после прибытия в Иерусалим (7,9; 10,9).

подошли ко мне начальствующие и сказали. Ездра в Иерусалиме учил народ закону (см. ком. к 7,10), и, вероятно, именно под влиянием его уроков некоторые из начальствующих решили сообщить ему о грехе, к которому прежде относились с терпимостью.

не отделились. Как явствует из ст. 10-12, отделение от других народов диктуется не расовыми, а религиозными причинами (см. ком. к 4,3).

от народов иноплеменных. Из следующего далее перечня народов только аммонитяне, моавитяне и египтяне продолжали существовать ко времени Ездры. Остальные же населяли эти земли еще во времена завоевания. Исх. 34,10-16; Втор. 7,1-4.

9:2 смешалось семя святое. Речь идет не о смешении между собой групп людей, отличающихся одна от другой по расовым признакам, а о том, что те, кто были выделены заветом с Господом как святые, теперь снова смешались с нечистыми (см. ком. к 8,28; ст. 11,12).

рука знатнейших и главнейших была... первою. Ср. ст. 1. Очевидно, однако, что не все начальствующие были первыми в грехе; некоторые из них были первыми в деле преобразований.

9:3 я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою. В ветхозаветные времена – выражение скорби (2 Цар. 13,19).

рвал волосы на голове моей и на бороде моей. Выражение неизбывного горя. Ср. Неем. 13,25.

9:4 убоявшиеся. Т.е. те, кто не вступали в смешанные браки и, убоявшись Господа, хранили верность Его закону (ср. Ис. 66,2).

до вечерней жертвы. Т.е. до трех часов пополудни – до времени молитв и жертвоприношений (Пс. 140,2).

9:5 пал на колени мои и простер руки мои. Коленопреклонение выражает смирение перед величием Господа (Пс. 94,6), а простертые руки сопровождают молитвенное обращение к Богу (Пс. 27,2). Ср. 3 Цар. 8,54.

9:6 стыжусь и боюсь поднять лице мое. Прежде говорилось о том, что Ездра стыдился попросить у Артаксеркса вооруженную охрану для каравана переселенцев (8,22). Теперь же он испытывает стыд от осознания вины, в которую повергает грех.

беззакония наши... вина наша. Последовательность, на которую указывает Ездра: от "греха" ("беззакония"), т.е. от нарушения закона, – к "вине", т.е. к состоянию, в которое повергается душа человека вследствие совершенного им греха. При этом грех "выше головы", а вина уже "возросла до небес". "Я" здесь неожиданно переходит в "наши", хотя лично Ездра не был виновен в этом грехе Израиля; подобно страдающему рабу (ср. Ис. 53,12; 2 Кор. 5,21), он отождествляет себя с теми, кто действительно согрешил.

9:7 Со дней отцов наших... в великой вине... за беззакония наши. Ощущение нерушимой общности и преемственности поколений порождает сознание того, что ныне живущее поколение должно нести ответственность не только за свои грехи, но и за грехи предков.

9:8 по малом времени. Бог в любое время мог лишить переселенцев дарованной им милости.

помилование от Господа... уцелевших. Закон справедливости требовал полного уничтожения народа Божиего, но Бог по милости Своей малую часть его сохранил от гибели. Посредством этой малой части предстояло быть явленным Мессии и свершиться делу искупления.

утвердиться на месте. Древнееврейское слово, переданное здесь как "твердое место", буквально означает "колышек", "гвоздь". Таким колышком, или гвоздем пользовались для закрепления шатра (ср. Ис. 54,2). Храм, в котором Израилю было явлено присутствие Божие, представлял собой такое место, где народ Божий чувствовал себя в безопасности, всецело положившись на Него.

просветил глаза наши. Это выражение означает прилив душевной бодрости и надежды.

9:9 Мы – рабы. Хотя народ Божий и был возвращен в свои земли, он, тем не менее, не получил политической независимости, которой обладал в период правления царей иудейских (см. ком. к 4,19-23).

не оставил нас Бог наш. Обещание Бога не оставлять Свой народ, как и все остальные обещания, данные при заключении завета, исполняется лишь пока народ живет в согласии с этим заветом (см. ком. к 10,5). Нарушив закон, отступив тем самым от Бога и от завета, народ Божий лишается благ, которые обещал даровать ему Господь, и навлекает на себя суд (Втор. 28,20; 29,24.25; 31,16.17). В конце концов Бог оставил Израиль, дабы позволить свершиться справедливому воздаянию. Но оставив народ Свой, Бог не оставил дела искупления, по благодати обещанного во Христе избранному остатку.

склонил Он к нам милость. См. 7,28 и ком.

царей Персидских. Т.е. Кира (550-530 гг. до Р.Х.), своим повелением отпустившего пленников на родину, Дария (522-486 гг. до Р.Х.), подтвердившего повеление Кира, и Артаксеркса (465-424 гг. до Р.Х.), поручившего Ездре учить народ закону.

ограждение. Здесь не имеются в виду городские стены, построенные позже Неемией; используя образные выражения, Ездра говорит о том попечении, которым Бог окружил вернувшихся на родину пленников.

9:10 отступили от заповедей. На отступивший от заповедей народ Божий кары могли обрушиться в любой момент (см. ком. к ст. 9).

9:11-12 Приводимые здесь слова пророков не являются цитатой из какого-либо одного текста; они заимствованы из различных высказываний и в этой форме представляют собой теологию национального сепаратизма (Лев. 18,25; Втор. 4,5; 7,3; 18,9; 27,3; 4 Цар. 21,16). Очевидно, что обособление избранного народа мотивируется соображениями не расового или этнического, а религиозного порядка. Браки с незнающими завета иноплеменниками благоприятствовали отвращению народа завета от поклонения истинному живому Богу (ср. Втор. 7,3.4; Суд. 14,1-4; 3 Цар. 11,1-4; 2 Кор. 6,14).

чрез... пророков. Моисей был тем пророком, через которого впервые даны заповеди (Втор. 7,1-3), другие же пророки своей проповедью непрестанно напоминали о них (Мал. 2,11.12).

9:13 за худые дела наши. Вавилонское пленение явилось справедливым возмездием Израилю за его грехи.

пощадил нас не по мере беззакония нашего. Возвращение в землю обетованную, как и первый приход в нее (Втор. 9,5), было даровано Израилю по благодати Божией и во исполнение завета с Авраамом (Втор. 4,25-31).

9:14 прогневаешься... не будет уцелевших. Ездра опасается, как бы наказание за имевшее в то время место отступление от завета не обернулось окончательным осуждением. Хотя народу Божиему и предстоит в будущем понести осуждение (Лк. 20,9-19), но и тогда действием благодати останутся уцелевшие из него (Рим. 11,1.5).

9:15 Ездра не просит Бога о прощении и не выражает надежды на это, осознавая неотвратимость праведного суда.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.