Библия » Сравнение переводов

Неемия 13 глава

Книга Неемии

Под редакцией Кулаковых

1 В тот день при всем народе читали свиток Закона Моисеева, и там было написано, что ни аммонитянин, ни моавитянин вовек не войдут в общину Божию,
2 потому что не встретили они израильтян хлебом и водой, а призвали Валаама проклинать их, – но Бог наш обратил проклятия в благословения.1
3 Услышав Закон, израильтяне2 отделили всех иноплеменников от общины Израиля.
4 А до этого священник Эльяшив, родственник3 Товии, приставленный к комнатам в Храме Бога нашего,
5 отвел Товии большую комнату, куда прежде складывали хлебные дары, благовония, утварь, десятину зерном, молодым вином и оливковым маслом, по закону причитавшуюся левитам, певцам и привратникам, а также приношения священникам.
6 Когда всё это происходило, меня не было в Иерусалиме, так как в тридцать второй год правления Артаксеркса4 я отправился к царю в Вавилон. Некоторое время спустя, отпросившись у царя,
7 я вернулся в Иерусалим. Я увидел, как скверно поступил Эльяшив, отведя Товии комнату во дворах Храма Божьего,
8 это вовсе не понравилось мне, и я выбросил домашние вещи Товии вон из хранилища.
9 По моему приказу совершили очищение этой комнаты, и я вернул туда утварь Храма Божьего, хлебные дары и благовония.
10 Мне сообщили, что левитам не выдается их часть, что левиты и певцы, совершавшие служение, были вынуждены вернуться5 на свои земельные участки.
11 Я призвал к ответу начальников за то, что они оставили Храм Божий в запустении, и вернул всех на их места.
12 Все иудеи стали приносить в хранилища десятину зерном, молодым вином и оливковым маслом.
13 Над кладовыми я поставил священника Шелемью, писца Цадока и левита Педаю, а в помощь им дал Ханана, сына Заккура, сына Маттаньи. Это были надежные люди,6 они распределяли всё принесенное среди собратьев.
14 Помяни меня, Боже мой, за это, не сотри из памяти всего, что я усердно делал на благо Храму Божьему и служению в нем!
15 Когда я заметил, что в Иудее в субботу давят виноград, грузят на ослов зерно, вино, виноград, смоквы и прочие клади и отвозят их в Иерусалим, чтобы этим торговать, я в тот же день обличил их беззаконие.
16 Жили там и люди из Тира, они по субботам продавали рыбу и другие привозные товары иудеям в Иерусалиме.
17 Я призвал к ответу иудейскую знать: «Зачем вы творите это зло, оскверняя день субботний?
18 Разве не так поступали ваши отцы – и Бог наш навел на нас и на наш город эту беду? А вы, оскверняя субботу, призываете на Израиль еще больший Его гнев!»
19 С тех пор я велел запирать ворота Иерусалима накануне субботы, едва стемнеет, и держать их запертыми до окончания субботы. У ворот я поставил некоторых из моих слуг, чтобы в субботний день не возили кладей.
20 Несколько раз7 торговцы и продавцы всякого товара приезжали и ночевали у стен, вне Иерусалима.
21 Но я запретил им это делать: «Что это вы ночуете у городских стен? Еще раз так поступите – применю против вас силу!» – и больше они по субботам не приходили.
22 Левитам я велел очиститься и прийти охранять ворота, чтобы соблюсти святость субботы. И за это помяни меня, Боже мой, помилуй меня по великой любви Своей неизменной!
23 Тогда же я заметил иудеев, чьи жены были из Ашдода, Аммона и Моава.
24 Половина детей их говорила на ашдодском языке или на языках того или иного народа, а иудейского языка не знала.
25 Я призвал их к ответу и проклял их, а некоторых мужей даже бил и таскал за волосы, заставляя поклясться пред Богом: «Не должны вы отдавать дочерей своих в жены этим людям, не должны брать их дочерей в жены своим сыновьям или себе.
26 Разве не так согрешил Соломон, царь Израиля? У каких народов был царь, подобный ему, столь любимый Богом? Бог поставил его царем над всем Израилем, но и его ввели в грех иноплеменные жены.
27 А теперь и о вас известно: вы сотворили такое же великое зло, вероломно поступили против Бога нашего, взяв иноплеменных жен!»8
28 Одного из сыновей Йояды, сына первосвященника Эльяшива, женатого на дочери Санваллата из Хорона, я прогнал от себя.
29 Припомни им, Боже мой, как опорочили они священство, Завет Твой, Союз со священниками и левитами!
30 Очистив их от всего иноплеменного, я распределил обязанности между священниками и левитами – каждому свое служение,
31 распорядился о своевременной доставке дров9 и назначил время приносить первые плоды урожая. Помяни меня, Боже мой, во благо мне!10

Новой Женевской Библии

13:1-31 Народ выражает свое раскаяние тем, что изгоняет из общины иноплеменников (13,1-3), обеспечивает храм и его служителей всем необходимым (13,4-14), начинает снова соблюдать субботу (13,15-22) и отвергает смешанные браки (13,23-31).

13:1-3 Обязательство подчинения закону Моисея в целом (10,28.29) непременно приводит к необходимости отделения иудеев от прочих народов (13,23-31).

13:1 В тот день. Очевидно, описываемые события происходили во время второго пребывания Неемии на посту областеначальника (ст. 4-6).

13:3 Услышав этот закон. Ездра уже сошел со сцены, но сделанное им все еще приносит плоды (см. ком. к 10,1-27).

отделили. Отделение происходит в соответствии с данным народом обязательством (10,28.29) и основывается на религиозном, а не расовом или политическом принципе (см. ком. к Езд. 4,3).

13:4 -14 Последнее из обязательств, касающееся заботы о доме Божием (10,39), нарушено (13,11), как нарушены были и обязательства, касающиеся содержания кладовых и приношения десятины (10,37-39; 13,8.10). Такое положение дел должно быть исправлено.

13:4 Елиашив. Этот Елиашив мог быть первосвященником (см. ком. к 3,1), но скорее это просто один из священников, носивший то же имя, поскольку маловероятно, что первосвященнику было поручено лично следить за кладовыми.

комнатам при доме Бога. Букв.: "кладовым". Ср. 10,37-39.

Товии. См. ком. к 2,10.

13:5 в которую прежде клали. Вопреки обязательству, принятому народом (10,39), забота о доме Бога была забыта.

13:6 я не был в Иерусалиме. См. ком. к 5,14.

Вавилонского царя. Персидские цари носили этот титул с тех пор, как завоевали Вавилонскую империю (Езд. 5,13).

13:8 выбросил. Ср. Мф. 21,12.13.

13:10 части левитам. Ср. 10,37. Левиты не владели землей (Чис. 18,20-24; Втор. 14,29; 18,1), но у некоторых из них имелись иные источники дохода (Втор. 18,8). Зависимость левитов от материальной поддержки народа, возможно, и объясняет нежелание многих из них покидать Вавилон (Езд. 8,15-20). См. Мал. 2,17; 3,13-15.

13:11 Я сделал... выговор. См. ком. к 5,7.

оставлен. Т.е. было нарушено обязательство не оставлять заботой дом Бога (10,39).

13:12 стали приносить десятины. Иудеи снова стали исполнять свои обязательства. См. 10,37.

13:13 верными. См. Деян. 6,1-5 и 1 Кор. 8,16-21.

13:14 Помяни меня. Четвертое "помяни" (см. ком. к 1,8) и второй случай, когда Неемия просит Бога помянуть себя (см. ком. к 5,19).

13:15-22 Народ нарушил обязательство соблюдать субботу (10,31); нарушение это должно быть исправлено (см. ком. к 9,14).

13:15 в субботу ... отвозят... продавали. Израиль дал обязательство не заниматься этим в субботу (10,31), но теперь нарушает его.

13:16 Тиряне. Один из "иноземных народов". См. 10,31.

13:17 я сделал выговор. См. 10,31 и ком.

13:19 когда смеркалось. Израильтяне иногда вели отсчет суткам от заката и до заката (Есф. 4,16), а иногда – от восхода до восхода. В данном случае началом субботнего дня считают время после захода солнца.

13:21 наложу руку на вас. Угрозу эту Неемия позже исполнил (ст. 25).

13:22 помяни меня. Пятая молитва, начинающаяся с этого слова (см. ком. к 1,8), и третья из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 14).

13:23-30 Народ нарушил данное Богу обязательство (10,31); это нарушение должно быть исправлено.

13:23 взяли себе жен. Ср. 10,30. Двадцатью пятью годами ранее эту же проблему пришлось решать Ездре (см. ком. к Езд. 9,1); она периодически возникала на всем протяжении истории Израиля (см. ком. к Езд. 4,3).

Азотянок. См. ком. к 4,7.8.

Аммонитянок и Моавитянок. См. ком. к Быт. 19,36-38.

13:25 Я сделал... выговор. См. ст. 17 и ком.

рвал у них волоса. Этот поступок Неемии можно рассматривать как противопоставление тому, что в сходной ситуации делал Ездра (Езд. 9,3; ср. Ис. 50,6).

чтобы они не отдавали. Ездра разрушал уже существовавшие незаконные браки (см. ком. к Езд. 10,3), Неемия же только стремился предотвратить заключение таких

13:26 и его. Довод здесь строится по принципу от большего к меньшему: "Если Соломон, как бы велик он ни был, был наказан за то, что брал в жены иноземных женщин, насколько же более в таком случае будем наказаны мы".

13:28 зятем. Этот брак был вдвойне греховным, поскольку к первосвященнику в большей мере, чем к кому-либо другому, относится запрет брать в жены иноземных женщин (Лев. 21,14), и к тому же, Санаваллат – враг иудеев (2,19; 4,1; 6,1).

13:29 Воспомяни. Шестая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1,8), и третья молитва о возмездии (см. ком. к 4,4.5).

13:31 дров. Доставка дров входила в обязательства, взятые народом (10,34).

Помяни меня. Седьмая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1,8), и четвертая из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 22). Знаменательно, что повествование Ездры-Неемии оканчивается не на высокой ноте, звучащей в 12,27-47, а на рассказе об исправлении допущенных народом отступлений от обязательств, принятых перед Богом (10,30-39). Заключительная часть дает понять, что "дом Бога", о котором говорится в Езд. 1,2, к тому времени не был окончательно завершен. Точка в повествовании Ездры-Неемии не поставлена, и оно остается устремленным в будущее, когда прообразу "дома Бога" предстоит стать реальностью во Христе (Евр. 3,1-6; Еф. 2,21.22; 4,16).



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.