Неемия 2 глава

Книга Неемии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В месяце нисане, в двадцатый год1 правления царя Артаксеркса, когда принесли вино,2 я отнес чашу3 царю и подал ему. Царь, прежде не видевший меня печальным,4
2 спросил: «Отчего на лице твоем печаль? Ты ведь не болен, нет? Видно, точно печаль у тебя на сердце!» Услышав это, я в большом страхе
3 отвечал царю: «Да живет царь вечно! Как мне не печалиться, если город, где гробницы моих праотцев, лежит в запустении, а его ворота сожжены дотла?»
4 Тогда царь спросил: «Так чего ты желаешь?» Я, помолясь Богу Небесному,
5 ответил царю: «Если это угодно царю и если угоден тебе твой слуга, то отправь меня в Иудею, в город, где гробницы моих праотцев, чтобы я отстроил его».
6 Царь, сидя рядом с царицей, спросил меня: «Как долго продлится твое путешествие и когда ты вернешься?» Значит, царю было угодно отпустить меня. Я назвал срок
7 и попросил царя: «Если угодно царю, пусть мне дадут письма к наместникам областей за Евфратом, чтобы они позволили мне прибыть в Иудею,
8 и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтобы он выделил мне бревен для строительства ворот крепости, что возле Храма, для городской стены и того дома, где мне жить». Всё это царь дал мне, поскольку благодеющая рука Бога моего была надо мной.
9 Я отправился к наместникам областей за Евфратом и передал им письма царя. Царь также отправил со мной всадников во главе с военачальниками.
10 Услышав об этом, Санваллат из Хорона и Товия, слуга аммонитян, пришли в негодование, ведь появился человек, желающий добра израильтянам.
11 Я пришел в Иерусалим и, пробыв там три дня,
12 встал среди ночи, взял с собой несколько человек и никому не сказал, что Бог положил мне на сердце сделать для Иерусалима. Из животных при мне был только осёл,5 на котором я ехал верхом.
13 Выехав ночью через Долинные ворота, я отправился к Драконьему источнику и Мусорным6 воротам: я осматривал разрушенные стены Иерусалима и городские ворота, уничтоженные огнем.
14 Оттуда я проехал к воротам Источника и к Царскому пруду, но дальше осёл, на котором я ехал верхом, пройти не мог.
15 Тогда я поднялся вверх по долине Кедрон, осматривая стену, а потом вернулся обратно и снова проехал через Долинные ворота.
16 Начальники не знали, куда я ходил и что делал: ни простым иудеям, ни священникам, ни знати, ни начальникам, никому из тех, кому предстояла работа, я пока ничего не рассказывал.
17 Но позже я сказал им: «Смотрите, в какой мы беде: Иерусалим лежит в запустении, его ворота сожжены дотла! Давайте отстроим стены Иерусалима, избавимся наконец от этого позора!»
18 Я поведал им о благодеющей мне руке Бога моего, пересказал и слова, что говорил мне царь. Тогда они твердо решили и укрепились в этом благом намерении: «Непременно будем строить!»
19 Узнав об этом, Санваллат из Хорона, Товия, слуга аммонитян, и Гешем из Аравии стали с презрением насмехаться над нами, говоря: «Что за дело вы тут затеяли? Может, мятеж против царя?»
20 Но я сказал им в ответ: «Бог Небесный дарует нам успех в строительстве, за которое мы, слуги Его, принялись! Вашей же доли нет в Иерусалиме, нет у вас права на это, не будет и памяти о вас».

Новой Женевской Библии

2:1 В месяце Нисане, в двадцатый год. Это соответствует марту-апрелю 445 г. до Р.Х., т.е. с тех пор, как Неемия получил известие о положении дел в Иерусалиме, прошло четыре месяца. Как раз в это время в Персии праздновали Новый год; см. ком. к 1:11.

царя Артаксеркса. См. ком. к Езд 4:7.

Персидские цари эпохи восстановления, 559−404 гг. до Р.Х.(Книга Неемии 2:1).

2:2 сильно испугался. Неемия, вероятно, боялся царского гнева (Притч 16:14), который мог на него обрушиться из-за неподобающей празднику печали или из-за того, что он сейчас попросит царя изменить принятое прежде решение (Езд 4:21); с другой стороны, он мог опасаться получить отказ на восстановление Иерусалима.

2:5 чтоб я обстроил его. Восстановление города как восстановление «дома Божия» (ср. Чис 12:7) — главная тема повествования Ездры — Неемии (см. Введение: Характерные особенности и темы).

2:6 сколько времени... я назначил время. Представляется сомнительным, чтобы Неемия назначил срок в двенадцать лет (именно столько времени он отсутствовал, см. 5:14), однако, по всей вероятности, он с самого начала просил о большем, нежели о короткой отлучке, поскольку в таком случае он не стал бы заботиться о возведении ворот для дома, где ему предстояло жить (2:8).

2:7 И сказал я. Неемия обращается к царю с просьбами.

письма. Письменное слово — могучая сила, используемая Богом в целях исполнения своего искупительного замысла.

2:8 дерев для ворот. Неемия задумал строительство крепости, городских стен, дворца правителя.

благодеющая рука Бога. Обращаясь с просьбой к царю, Неемия действует по своей инициативе, но в том, что ему сопутствует успех, он видит действие Божией суверенной благой воли (Езд 7:6).

2:9−10 Прибытие Неемии в Иерусалим (ст. 9) вызывает беспокойство у Санаваллата и Товии (ст. 10).

2:10 Санаваллат. Персидский наместник Самарии, области к северу от Иудеи. О почитании им Бога Израиля (4Цар 17:24−41) свидетельствуют имена двух его сыновей — Делайя и Шелемия, в составе которых содержится краткая форма от имени Яхве (Господь).

Товия. По всей вероятности, наместник Аммана, области к востоку от Иудеи. Имя его означает «Бог благ», из чего следует, что он также чтил Бога Израиля (6:17−18; 13:4).

услышал. Слова о том, что противники строительства стены «услышали», повторяются в 1:1 — 7:3 с постоянством рефрена (2:19; 4:1, 7, 15; 6:1, 16); и каждый раз конфликт переходит в новую фазу, пока окончательно не разрешается.

им было весьма досадно. Противостояние носило политический характер, но основа его была религиозной (2:20; ком. к Езд 4:3−4).

2:11 — 7:3 Несмотря на огромный объем работ и все возрастающее противодействие со стороны окружающих народов, иудеи под предводительством Неемии заканчивают восстановление стен за пятьдесят два дня.

2:11−18 Вскоре по прибытии в Иерусалим Неемия в одну из ночей совершает осмотр городских стен и, уверенный в том, что с ним благословение Божие, обращается к начальствующим с призывом восстановить их.

2:11−16 Трехдневное промедление Неемии по приезде в Иерусалим естественно сравнить с таким же трехдневным промедлением Ездры (Езд 8:32). Ездра при этом действовал открыто, Неемия же — тайно.

2:13 ворота Долины. В ходе археологических раскопок были обнаружены ворота эпохи персидского владычества, идентифицированные как упоминаемые в данном стихе.

2:17 пуст. К тому времени Иерусалим уже около полутора столетий лежал в развалинах (см. ком. к 1:3). Предпринятая ранее попытка восстановить его стены была пресечена (Езд 4:7−23). Неемии предстояло в корне изменить ситуацию.

построим стену. См. ком. к 2:5.

2:18 Бога ... царя. Признание Неемией всемогущества Божией воли главным залогом успеха своего плана не исключает и того, что сознательные, ответственные поступки царя играют в этом непосредственную роль. См. ком. к 2:7−9.

будем строить. Замысел Неемии встретил искреннюю поддержку со стороны начальствующих в Иудее и в этом сказалось Божие благоволение (см. ком. к Езд 1:5).

2:19−20 Враги Израиля высмеивают попытку восстановления городских стен, на что Неемия отвечает, что Бог «благопоспешит» строителям.

2:19 Санаваллат... Товия. См. ст. 10 и ком.

Гешем Аравитянин. Третий, наряду с Санаваллатом и Товией (ст. 10), противник Неемии. Возможно, Гешем — предводитель арабов, контролировавший территорию к югу от Иудеи. Теперь Неемия оказывается с трех сторон окруженным врагами: Санаваллат на севере, Товия на востоке и Гешем на юге (см. ком. к 4:7−8).

2:20 Бог Небесный. См. ком. к 1:5.

благопоспешит нам. Неемия просил у Бога помощи в достижении своей цели (1:11); теперь же он выражает полную уверенность в том, что всемогущий Бог дарует Своему народу успех.

вам нет части. См. ком. к Езд 4:3.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Вероятная дата — март—апрель 445 г. до Р. Х.
1  [2] — Перевод по LXX. Масоретский текст: вино (было) перед ним — т. е. перед царем.
1  [3] — Букв.: вино.
1  [4] — Или: я не выглядел печальным.
12  [5] — Букв.: (другого) животного не было при мне, кроме того животного; то же в ст. 14.
13  [6] — Или: Навозным.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.