Библия » Сравнение переводов

Неемия 5 глава

Книга Неемии

Под редакцией Кулаковых

1 Среди иудеев и их жен поднялся вопль и ропот1 на собратьев.
2 Одни говорили: «Много нас вместе с сыновьями и дочерьми – без зерна на пропитание нам не выжить!»
3 Другие сетовали: «Нам приходится отдавать в залог свои поля, виноградники и дома, чтобы достать зерна во время голода».
4 Третьи роптали: «Мы вынуждены занимать деньги под залог своих полей и виноградников, чтобы уплатить царскую подать.
5 Мы из такой же плоти и крови, что и наши собратья, и дети у нас такие же, как у них, но нам приходится отдавать сыновей и дочерей в рабство – некоторые из наших дочерей уже стали рабынями, а у нас нет средств2 для выкупа. Поля и виноградники достались другим!»
6 Услышав эти жалобы и сетования, я сильно разгневался.
7 Всё тщательно обдумав,3 я призвал к ответу знать и начальников, высказав им, что они наживаются на своих собратьях. Я созвал по этому поводу4 большое собрание
8 и сказал им: «Мы делали всё возможное,5 чтобы выкупить своих собратьев иудеев, проданных другим народам. А теперь вы сами продаете своих братьев – что же, нам и их выкупать?!» Они молчали, не находя ответа.
9 Тогда я сказал: «Нехорошо это! Неужели вы живете, не боясь ни Бога6 нашего, ни позора пред враждебными нам народами?
10 Сам я, и братья мои, и слуги давали взаймы и серебро, и зерно – но давайте откажемся от такой наживы!7
11 Сегодня же верните собратьям своим поля и виноградники, оливы и дома, и проценты с серебра, зерна, вина и масла, которые вы с них брали».
12 «Всё вернем и взамен ничего не потребуем, – ответили они. – Сделаем всё, как ты говоришь!» Призвав священников, я взял с собравшихся клятву, что именно так они и поступят.
13 А еще я сказал, отряхнув полы своей одежды: «Всякого, кто не исполнит клятвы, пусть так же вытряхнет Бог из дома его и нажитого имущества, вытряхнет прочь, не оставив ему ничего!» И всё собрание ответило: «Аминь!»8 Народ прославил ГОСПОДА и поступил, как было решено.
14 С того дня как царь назначил меня наместником Иудеи, с двадцатого по тридцать второй год9 правления царя Артаксеркса, – все двенадцать лет ни я, ни братья мои не получали того, что полагается наместнику.10
15 Прежние наместники, что были до меня, дорого обходились народу: требовали с него хлеба и вина вдобавок к сорока шекелям11 серебра, даже слуги их – и те притесняли народ. А я так не поступал, потому что благоговел перед Богом.
16 Я участвовал и в восстановлении городской стены: на эту работу выходили все мои слуги, а полей мы себе не приобретали.
17 За столом у меня собиралось по сто пятьдесят начальников и простых иудеев, не считая наших гостей из окрестных народов.
18 На каждый день готовили одного быка, шесть отборных овец и птицу, а раз в десять дней доставлялось в изобилии всякое вино. А положенного наместнику я не требовал, ведь народ и без того тяжко трудился.
19 Помяни меня, Боже мой, за всё то добро,12 что я сделал для этого народа!

Новой Женевской Библии

5:1-19 От темы противостояния строителей стены внешнему неприятелю Неемия обращается к проблемам внутреннего порядка: Иудея в это время прервала торговые отношения с соседними народами и, что более важно, из-за строительных работ меньше выращивала хлеба, так как земледельцы находились в Иерусалиме (4,22); природные условия также способствовали наступлению голода (ст. 3); и кроме того, прежние правители облагали народ непосильными податями (5,15). В результате у одних не было денег на покупку хлеба (ст. 2), другие, чтобы прокормить семью, заложили все свое имущество (ст. 3), третьи же вынуждены были брать деньги взаймы для уплаты податей персидскому царю (ст. 4). Ростовщики, взимавшие, по-видимому, чрезмерные проценты, еще более усугубили тяжесть положения. Многим, не имевшим возможности расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство своих детей (ст. 5). Нарушилось равновесие между экономическим и общественным укладами в обществе.

5:1 у жен. В книгах Ездры и Неемии женщины не выступают на передний план повествования; упоминание о них подчеркивает катастрофичность положения (см. ком. к 3,12; 12,43).

на братьев своих Иудеев. Источник конфликта внутри самой общины.

5:2 Были такие... желали бы доставать хлеб. Здесь речь, вероятно, идет о тех, у кого не было своей земли. Бесплатная работа на восстановлении стен не позволяла им купить хлеба на пропитание своих семей.

5:3 Были и такие... чтобы достать хлеба. Речь, очевидно, идет о землевладельцах, из-за работы на городских стенах забросивших поля и теперь вынужденных покупать хлеб. Но необходимых для этого денег у них не было, и в результате оставалось закладывать имущество.

голода. Голод обычно служит знаком Божиего гнева (Втор. 11,16.17; 1 Пар. 21,12; Агг. 1,7-11). Возможно, в данном случае голод означал Божие наказание неправедным вождям народа Иудеи.

5:4 Были и такие... на подать царю. Речь идет о землевладельцах, которые во время строительства не получали дохода, необходимого на уплату подати персидскому царю, поэтому им приходилось брать взаймы.

5:5 Этот стих, по-видимому, относится ко всем трем вышеперечисленным группам.

в рабы. Согласно Лев. 25,39-43, человек, обеднев, мог продать себя вместе с семьей в рабство соплеменнику с тем, чтобы со временем восстановить свой прежний статус; при этом с ним надлежало обращаться не как с рабом, а как с наемным работником. Во времена Неемии допускалось двойное отступление от этого предписания: 1) продавались только дети, т.е. нарушалось единство семьи, и 2) с этими детьми обращались как с рабами.

5:7 строго выговорил знатнейшим. Со стороны Неемии это был смелый поступок.

берете лихву. Закон запрещал не только брать высокий процент с одалживаемых денег, но и вообще ростовщичество (Исх. 22,25-27; Лев. 25,36; Втор. 23,20).

5:10 И я также, братья мои. Судя по всему, Неемия тоже давал деньги в рост (1,6.7).

оставим им долг сей. Призыв Неемии относился и к нему самому.

5:11 хлеба, и вина, и масла. Эти три продукта всегда перечисляются именно в таком порядке, что отражает последовательность сельскохозяйственных работ: сначала собирали урожай хлеба, затем – винограда, и, наконец, – олив.

5:12 дать клятву. Этой клятвой заверяется решимость вернуться к соблюдению Моисеева завета в том, что касается рабства за долги.

5:13 пусть вытряхнет Бог. Возобновление завета часто сопровождалось обещанием наказания тем, кто отныне нарушит свое слово (ср. Иер. 34,8-22).

аминь. Народ, произнеся это слово, присоединился к клятве; обещанное было им исполнено. Бог таким образом во второй раз через Неемию отвел опасность, грозившую прервать строительство.

5:14 от двадцатого года до тридцать второго года. Т.е. с 445 по 433 г. до Р.Х. Эти двенадцать лет – первый срок пребывания Неемии в Иерусалиме в качестве областеначальника; по истечении двенадцати лет он был отозван к персидскому двору (13,6.7), после чего снова вернулся в Иерусалим. Продолжительность второго пребывания Неемии в Иерусалиме неизвестна.

хлеба областеначальнического. Областеначальник имел право облагать народ податью в свою пользу; Неемия, заботясь о благе народа, отказался от такого права (5,18; ср. 1 Кор. 9,4.12; 2 Фес. 3,8.9).

5:15 прежние областеначальники... отягощали народ. Среди прежних областеначальников названы Шешбацар (Езд. 5,14) и Зоровавель (Агг. 1,1), но, видимо, здесь имеются в виду не они, поскольку их правление предшествовало правлению Неемии почти на столетие. Речь идет о тех, кто был областеначальником непосредственно перед Неемией и своей политикой породил трудности, которые ему пришлось преодолевать (см. ком. к 5,1-13).

по страху Божию. См. ком. к 1,11.

5:16 Неемия стал областеначальником не для собственного возвышения, а для исполнения служения, ради которого он и отправился в Иерусалим (2,5).

5:17 бывало за столом у меня. Согласно персидскому обычаю, Неемия, будучи областеначальником, должен был принимать у себя подчиненных ему чиновников, а также высоких чужестранных гостей.

5:18 на один день. Обладая значительным богатством, Неемия был человеком весьма щедрым: перечисленной здесь еды хватило бы человек на семьсот.

5:19 Помяни... во благо мне. Молитвенное обращение "помяни" встречается во второй раз (см. ком. к 1,8). Это первая из четырех просьб Неемии помянуть его и его дела (13,14.22.31).



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.