«Можно ли оставить без ответа это многословие?
Если речист человек, то, стало быть, и прав?
Неужто пустословие твое людей молчать заставит?1
Глумиться будешь — и никто тебя не одернет?
Ты говоришь Богу: „Ученье мое2 непорочно,
чист я перед Тобою!“
О если бы Сам Бог заговорил,
если бы Он о тебе речь повел,3
открыл тебе тайны премудрости!..
Ведь у истины — две стороны!4
Пойми, часть грехов твоих Бог и не припомнит!5
Разве можешь ты открыть все тайны6 Бога?
Разве можешь до конца постичь премудрость Всесильного?
Выше неба она — а что ты можешь?
Шеола глубже — а что знаешь ты?
Самой земли она необъятнее7
и шире моря.
Решит ли Он пройти мимо
или привлечь к суду и заключить в тюрьму —
кто сможет противиться Ему?
Ведь знает Он недостойных людей,
зло видит и всё примечает!8
Но не раньше поумнеет пустоголовый,
чем дикий осел человеком станет.
Если ты обратишься к Богу всем сердцем,
если протянешь к Нему руки,
если руки свои от греха удержишь9
и нечестие из жилища своего изгонишь,
вот тогда без стыда смотреть будешь прямо,10
стоять будешь крепко, не ведая страха.
И горе свое позабудешь,
как о воде утекшей, не вспомнишь о нем.
Ярче полудня засияет жизнь твоя,
и тьма в зарю превратится.
И будешь ты спокоен, потому что будет надежда,
защищен будешь
и спать будешь спокойно.11
Ляжешь — никто тебя не потревожит,
и будут многие добиваться милости твоей.
А взоры нечестивцев померкнут,
убежище их рухнет,
и вся надежда их развеется».12
11:1−20 Софар — наиболее суровый из всех друзей Иова, последним выражает свое мнение о причинах его бедственного положения.
11:3 постыдить тебя. Этими словами Софар выразил цель, которую он будет преследовать своими речами.
11:6 тайны премудрости. Софар видит смысл мудрости в обличении и наказании грешников Богом. Для него «тайны премудрости» — то, что известно Богу о человеке, в то время как Писание свидетельствует, что премудрость Божия — это откровение Бога человеку, в основе которого лежит благоговение (страх Божий) перед Богом и стремление постичь Его.
некоторые из беззаконий твоих предал забвению. Софар говорит то, о чем не знает и знать не может.
11:7−9 Эти слова выражают мысль о непостижимости Бога, что в дальнейшем послужит для Софара поводом искажать правильные представления о Всевышнем. См. 1Пар 28:9; Ис 55:6; Мф 7:7−8; Ин 5:39.
11:8 что можешь узнать? Софар смещает понятия: недоступность Самого Бог экстраполируется на знание о Нем. Софар не допускает, что Бог Сам открывает Себя людям и дает им постижение Себя.
11:11 оставит ли... без внимания? Эти слова Софара противоречат сказанному им ранее: «некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (ст. 6).
11:12 человек рождается. Возможный альтернативный вариант перевода этого места в примечании к этому стиху в NIV: «дикий осленок может родиться ручным».
11:13−20 Этот фрагмент содержит верные суждения, но они имеют общий характер и неприменимы к Иову, поскольку Софар не может обличить Иова в конкретном грехе.