Псалтирь 113 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Израиль из Египта вышел,
дом Иакова — от народа с чужим языком,
2 Иуда стал святыней1 Господа,
Израиль — уделом Его.
3 Увидев то, море прочь побежало,
Иордан обратился вспять,
4 горы прыгали тогда, как овцы,
и холмы — как ягнята.
5 Что с тобой, море, что ты побежало?
И с тобой, Иордан, что ты вспять потек?
6 Что с вами, горы? Вы прыгали, как овцы,
и вы, холмы, — как ягнята.
7 Трепещи, земля, перед Господом,
перед Богом Иакова,
8 перед Богом, обращающим скалу в озеро полноводное
и камень — в источник вод.
9 не нам, ГОСПОДИ, не нам, а имени Твоему слава,
ибо неизменна любовь Твоя, велика Твоя верность!
10 Неужели язычники говорить будут:
«Где же их Бог?»
11 Наш Бог — в небесах,
Он делает всё, что желает.
12 Идолы их, серебро и золото, —
изделие рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят они,
глаза есть у них, но они не видят;
14 есть у них уши — не слышат они;
нос есть у них, но нет обонянья.
15 Руки у них — но не осязают они,
ноги, но они не ходят,
их гортань и звука издать не может.
16 Те, кто делает их, сами подобны им,2
как и все надеющиеся на них.
17 А ты, Израиль, надейся на ГОСПОДА,
Он — помощь наша и щит!
18 Дом Аарона, надейся на ГОСПОДА,
Он — помощь наша и щит!
19 Благоговеющие пред ГОСПОДОМ, надейтесь на Него,
Он — помощь наша и щит!
20 ГОСПОДЬ, всегда о нас помнивший, благословит нас:
благословит Он дом Израиля,
благословит Он дом Аарона.
21 Благословит Он тех, кто благоговеет пред ГОСПОДОМ,
как малого, так и великого.
22 Да сделает ГОСПОДЬ потомство ваше многочисленным,
потомство ваше и детей ваших.
23 Да благословит вас ГОСПОДЬ,
сотворивший небо и землю!
24 Небо — ГОСПОДНЕ оно,
а землю Он дал человеку.
25 Не мертвые прославят ГОСПОДА,3
не те, кто нисходит в страну молчания,
26 а мы, мы будем прославлять ГОСПОДА отныне и вовеки.
Аллилуйя!

Новой Женевской Библии

Пс 113 Продолжает «Египетский халлел», начатый Пс 112 (см. Введение: Характерные особенности и темы). Позднейшая еврейская традиция предписывает исполнять этот псалом в восьмой день празднования Пасхи. Тематически Пс 113 вполне созвучен пафосу этого праздника, установленного в воспоминание об исходе из Египта: в первых восьми его строках с редкой поэтической силой дана картина богоявления в эпоху избавления Израиля из египетского рабства и его входа в Ханаан. Другая тема Пс 113 (в еврейском оригинале Пс 113:9−26 является отдельным псалмом) — идолопоклонничество, к которому часто склоняется народ Божий. Псалом утверждал веру Израиля в Господа и его презрение к языческим божествам.

113:1 Когда вышел Израиль из Египта. См. Исх 13:3. Исход евреев из Египта явился величайшей за всю ветхозаветную историю демонстрацией искупительной силы Господа. Израиль постоянно помнил об этом событии и видел в нем залог того, что и в дальнейшем Бог не оставит его.

113:2 Иуда сделался святынею Его. Т.е. Его святилищем — местом, избираемым Богом для Своего пребывания среди людей. Когда Ханаан при Иисусе Иавине был завоеван Израилем, Бог являл Свое присутствие сначала в скинии, а затем в храме. Именно поэтому Иуда (Израиль) назван здесь святилищем Бога.

113:3 Море увидело и побежало. Воспоминание о чудесном переходе евреев через Чермное море (Исх, гл. 14−15).

Иордан обратился назад. Имеется в виду переход евреев во главе с Иисусом Иавином посуху через Иордан.

113:4 Горы прыгали. Художественный образ, передающий трепет творения перед Творцом. См. ст. 7.

113:8 превращающего скалу в озеро воды. Псалмопевец вспоминает чудо, которое Господь сотворил в Кадесе (Чис 20:1−13), в очередной раз показав Израилю Свою силу и Свою отеческую любовь к нему.

113:9−26 Отдельный псалом в еврейской книге Псалмов.

113:9 имени Твоему. См. Пс 8:2 и ком.

ради милости Твоей. Т.е. ради заветных уз, связывающих Господа с Его народом.

113:10 язычникам. Здесь, очевидно, имеются в виду хананеи, вавилоняне, ассирийцы, персы и египтяне.

где же Бог их? Подобный вопрос соседи Израиля могли задавать, видя бедствия, которые терпел народ Божий, когда на него обрушивались кары за нечестие. Но, скорее, речь идет о том, что Бог Израиля, в отличие от языческих идолов, невидим.

113:11 Бог наш на небесах. Не отрицая имманентности Бога, псалмопевец подчеркивает то Его свойство, которого, естественно, были лишены языческие «боги» — трансцендентности.

творит все, что хочет. Здесь имеется в виду не Божия непредсказуемость, но Его суверенность и всемогущество.

113:12 их идолы. См. Пс 113 и ком. Псалмопевец резко противопоставляет живого Бога Израиля изваяниям, почитаемым язычниками своими богами. См. Рим 1:21−23.

113:16 Подобны им да будут делающие их. Изваяния своих богов язычники стремятся уподобить себе, но сами уподобляются мертвым идолам, когда служат им (см. 4Цар 17:15).

113:17 Дом Израилев! Эти слова обращены ко всему народу Божиему.

уповай на Господа. Псалмопевец призывает соотечественников уповать на Господа, единственного, Кто способен избавить их от несчастий.

113:18 Дом Ааронов! Священники Израиля.

113:19 Боящиеся Господа! Испытывающие священный трепет перед Господом (см. ком. к Пс 110:10) — либо верные из среды Израиля, либо, в соответствии с возникшим позднее значением этого слова, обращенные из числа язычников.

113:20 Господь помнит нас. См. Пс 43:2.

благословляет нас. См. Пс 1:1.

дом Израилев. См. ст. 17.

дом Ааронов. См. ст. 18.

113:21 благословляет боящихся Господа. См. ст. 19.

113:24 землю Он дал сынам человеческим. Бог сотворил землю, и поэтому она всецело принадлежит Ему. По милостивой щедрости Своей Он отдал человеку ее для жизни.

113:25 Ни мертвые восхвалят Господа. См. ком. к Пс 87:6.

113:26 Аллилуйя. См. Пс 110, заглавие.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: святилищем.
16  [2] — Или: пусть будут подобны им.
25  [3] — Евр. Ях; то же в ст. 26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.