Псалтирь 117 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 1 Благодарите ГОСПОДА за доброту Его,
за то, что вечна любовь Его неизменная!
2 Да скажет Израиль:
«Вечна любовь Его неизменная!»
3 Да скажет дом Аарона:
«Вечна любовь Его неизменная!»
4 Да скажут те, кто благоговеет пред ГОСПОДОМ:
«Вечна любовь Его неизменная!»
5 Жестоко притесняемый, воззвал я к ГОСПОДУ2
ГОСПОДЬ ответил мне и вывел меня на простор.
6 ГОСПОДЬ за меня — не буду страшиться:
что сделает мне человек?
7 ГОСПОДЬ на моей стороне и мне помогает —
буду смотреть с торжеством на ненавидящих меня.
8 Лучше обрести прибежище в ГОСПОДЕ,
чем полагаться на человека;
9 лучше обрести прибежище в ГОСПОДЕ,
чем полагаться на князей.
10 Язычники все окружили меня,
но я именем ГОСПОДА их отразил.
11 Они, окружив, осаде подвергли меня,
но я именем ГОСПОДА их отразил.
12 Напали они на меня, словно рой пчелиный,
но погасли их устремления, как огонь в терниях,
и я именем ГОСПОДА язычников всех отразил.
13 Сильно толкали3 меня, с ног сбить хотели,
но ГОСПОДЬ пришел мне на помощь.
14 ГОСПОДЬ — сила моя и песнь моя,
спасеньем Он стал для меня!
15 Крики радости и победы в шатрах у праведных:
«Дела великие совершает сильная4 рука ГОСПОДНЯ!
16 Воздета сильная рука ГОСПОДНЯ,
дела великие совершает сильная рука ГОСПОДНЯ!»
17 Я не умру, я буду жить,
чтоб о делах ГОСПОДНИХ возвещать.
18 Строго наказывал меня ГОСПОДЬ,
смерти, однако, не предал.
19 Врата праведности мне отворите,
чтоб войти мне ими и ГОСПОДА возблагодарить!
20 «Это — врата ГОСПОДНИ,
праведные через них входить могут».
21 Буду благодарить Тебя, ибо Ты ответил мне
и стал спасеньем моим.
22 «Камень, что отвергли строители,
краеугольным стал камнем;
23 ГОСПОДОМ сделано это,
и чудом кажется нам.
24 День сей особым днем ГОСПОДЬ сделал,
возрадуемся и возликуем в день сей!
25 О ГОСПОДИ, спаси нас!
Успех нам даруй, о ГОСПОДИ!»
26 «Благословен, кто с именем ГОСПОДНИМ приходит!
Тебя5 из Дома ГОСПОДНЯ благословляем мы».
27 «ГОСПОДЬ есть Бог, Он нас светом Своим озарил».
«С ветвями в руках в праздничном шествии
до самых рогов жертвенника сомкнитесь».6
28 Ты Бог мой, Тебя буду славить!
Тебя, мой Бог, превозносить я буду!
29 Благодарите ГОСПОДА за доброту Его,
за то, что вечна любовь Его неизменная!

Новой Женевской Библии

Пс 117 Этот псалом завершает собой ту часть так называемого «Египетского халлела» (Пс 112−117), исполнение которого было приурочено к празднованию Пасхи. В связи с этим обстоятельством можно предположить, что именно его последним пели Господь наш Иисус Христос и Его ученики на Тайной Вечере (Мк 14:26). Как бы то ни было, но в Пс 117 содержится предвидение страдания и прославления Мессии. Стихи 22−23 этого псалма повторяет Христос (Мк 12:10−11; Мф 23:29; Лк 13:35; ср. Деян 4:11). При входе Господнем в Иерусалим жители города приветствовали Его радостными возгласами, также восходящими к Пс 117 (см. Мк 11:9−10; Лк 19:38; Ин 12:13).

117:1 Славьте Господа, ибо Он благ. Псалмопевец призывает славить Господа именно за то, что Господь такой, каков Он есть: благой и неизменно милосердный.

вовек милость Его. Эта фраза в данном псалме, равно как и в Пс 135, выполняет функцию рефрена.

117:5 Из тесноты. Псалмопевец взывает к Господу, пребывая в крайне стесненных обстоятельствах.

117:6 Господь за меня — не устрашусь. Эти слова передают самую суть заветных отношений: тот, на чьей стороне Бог, не должен ни перед чем испытывать страха. Эта истина лежит в основе доверия к Господу и Его слову.

117:9 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Израиль забыл об этой истине, когда, обратив свой взор на Саула, потребовал себе царя, который мог бы вести народ в битву (1Цар, гл. 8).

117:10 именем Господним я низложил их. Т.е. благодаря могущественной помощи Господа царь смог сокрушить врагов Израиля (см. Пс 8:2).

117:12 угасли, как огонь в терне. Терновник очень быстро сгорает — так же быстро рассеиваются враги, поражаемые царем Израиля.

117:14 Он соделался моим спасением. В первоначальном контексте псалма «спасение» — это победа над неприятелем, дарованная Господом царю и народу Израиля.

117:15 Глас радости. Радостными песнями и возгласами Израиль славит дарованную ему Господом победу над врагом.

десница Господня. Воин разит врагов правой рукой. Господь уподабливается воину, держащему меч священной войны (Исх 15:6, 12).

117:18 См. статью «Смерть и бестелесное состояние».

117:19 врата правды. Имеется в виду вход в святилище, пройдя через который псалмопевец может предстать присутствию Божиему и вознести Господу благодарность за спасение в битве. Вход в святилище назван «вратами правды» или «праведности», ибо Тот, Кто обитает за ними, — праведен; праведным должен быть и тот, кто желает пройти через них (Пс 14 и 23).

117:21 соделался моим спасением. См. ком. к ст. 14.

117:22 Камень, который отвергли строители. В первоначальном контексте псалма под отвергнутым строителями камнем, видимо, подразумевался царь Израиля как представитель народа Божиего. Из-за поражения в битве камень был отвергнут.

соделался главою угла. Т.е. камнем, на котором держится все здание. В данном стихе говорится о том, кто, испытав унижение, затем небывало возвысился. В НЗ слова о краеугольном камне Иисус Христос применяет к Самому Себе (Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17; Деян 4:11; 1Пет 2:7). Христос поистине — краеугольный камень (Еф 2:20), ибо, отвергнутый сильными мира сего, Он вознесен на небесный престол, где восседает по правую руку от Отца. Для многих при этом Он является также и камнем преткновения (см. Ис 8:14; 1Пет, гл. 2), для других же стал основанием надежды.

117:24 Сей день сотворил Господь. Даровав Израилю победу над врагами, Господь сделал так, чтобы день битвы стал для царя-псалмопевца и его народа днем жизни, а не смерти. Исполненные благодарности, спасенные посвящают этот день своему Спасителю.

117:25 О, Господи, спаси же! Народ Божий призывает Господа и в дальнейшем не оставлять его Своей помощью.

117:26 Благословен грядущий во имя Господне! Через несколько столетий после написания псалма народ приветствовал этими словами вступающего в Иерусалим Иисуса Христа (Мф 21:9). Жители Иерусалима тогда не знали еще, что в их городе Ему предстояло одержать величайшую победу над грехом и смертью.

117:29 Славьте Господа. Последний стих псалма в точности повторяет первый (см. ком. к ст. 1).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Псалом 117 — гимн благодарения древних израильтян, которые пели его во время торжественного шествия к Храму для жертвоприношений или по случаю особых праздников. Слова ст. 19 звучали при подходе к воротам Храма как просьба о разрешении войти в него. Стихи 20−28 воспроизводят диалог между пришедшими и теми, кто уже был в Храме. Мощный хор всех собравшихся (ст. 29) завершал песнопение.
5  [2] — Евр. Ях; то же ниже в этом стихе и в ст. 14, 17−19.
13  [3] — Псалом 117 — гимн благодарения древних израильтян, которые пели его во время торжественного шествия к Храму для жертвоприношений или по случаю особых праздников. Слова ст. 19 звучали при подходе к воротам Храма как просьба о разрешении войти в него. Стихи 20−28 воспроизводят диалог между пришедшими и теми, кто уже был в Храме. Мощный хор всех собравшихся (ст. 29) завершал песнопение.
15  [4] — Букв.: правая; то же ниже.
26  [5] — Букв.: вас, т. е. каждого, кто приходит для богопоклонения.
27  [6] — Поскольку евр. слово авот имеет такие значения, как «веревка» и «ветка», возможен и друг. пер. этого предложения: вяжите веревками жертву праздничную, (ведите) к рогам жертвенника.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.