ГОСПОДИ, вспомни о Давиде,
о всех бедах, что он перенес,
как Всесильному Богу Иакова обет давал:
не лягу на ложе свое,
и векам дремоты,
жилища сильному Богу Иакова».
и нашли его на полях Яара.
и совершим поклонение Богу там,
где Он утвердил стопы Свои».
Ты и Ковчег могущества Твоего.
и да восклицают от радости верные слуги Твои!
не отворачивайся от помазанника Своего.
и всегда будет верен тому, что сказал:
«Отпрыска твоего посажу на престол твой.
и законам Моим, которым Я их научу,
то и сыновья их вовеки будут
сидеть на престоле твоем».
пожелал сделать его жилищем Своим, сказав:
здесь поселюсь, ибо оно Мне желанно.
хлебом бедных его накормлю
Радоваться и ликовать будут верные слуги Сиона.
и не дам угаснуть светильнику Помазанника Моего.6
а на Нем венец Его сиять будет».
Пс 131 Данный псалом представляет собой плач, в котором Господь призывается спасти и укрепить царя (ст. 1:6−9). Как бы в обоснование этой просьбы псалмопевец вспоминает о завете Господа с Давидом (ст. 10−12; ср. 2Цар, гл. 7 и Пс 88) и о том, что именно Сион был избран Им как место Его земного пребывания (ст. 13−16; см. Пс 45; 47; 75). Очевидно, псалом создан после царствования Давида. Исходя из того, что ст. 8−10 повторяются в 2Пар 6:41−42, (молитве Соломона на освящение храма), его создание можно датировать временем, непосредственно предшествующим этому событию.
Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс 119.
131:1 Вспомни. Псалмопевец имеет в виду верность Давида Господу.
все сокрушение его. В исторических книгах Библии содержится много примеров того, какие испытания выпадали на долю Давида из-за его стремления быть верным слугою Господа. Большую часть юности он провел, спасаясь от Саула, а зрелые годы посвятил борьбе с различными смутами и настроениями в своей стране (напр., с восстанием Авессалома). Многие плачи Псалтири, авторство которых приписывается Давиду, являются его личными свидетельствами об этой бесконечной борьбе (напр., Пс 68:9−13).
131:2 как он клялся Господу. Это свидетельство глубокой преданности Давида Господу: исполнение воли Господа было для него важнее, чем устройство собственной жизни. Исполнением этого обета следует, по-видимому, считать день, когда Давид повелел перенести ковчег завета из Кириаф-Иарима в Иерусалим (2Цар, гл. 6).
131:3 не войду в шатер дома моего. См. 2Цар, гл. 7.
131:6−9 Ковчег переносится «на место покоя», т.е. в Иерусалим.
131:6 в Еврафе. В Вифлееме.
на полях Иарима. В Кириаф-Иариме (1Цар 6:21 — 7:2).
131:7 поклонимся подножию ног Его. «Подножием ног» Господа обычно называли ковчег завета, ибо Он представлялся восседающим над ковчегом.
131:10 Ради Давида, раба Твоего. Призыв к Господу благословить царствующего потомка Давида — центральный момент данного псалма. Господь обещал Давиду, что иерусалимский престол навеки останется за его потомками (2Цар 7:11−16). Даже когда Израильское царство разделилось, Он оставил дом Давидов еще несколько столетий править в Иерусалиме. Когда же и цари Иудеи за грехи были отрешены Им от престола, это не означало, что Господь нарушил Свое слово. Обетование Давиду окончательно исполнилось в его великом потомке Иисусе Христе. Неудивительно поэтому, что уже в ранней Церкви Пс 131 понимали как предвещающий пришествие Мессии (ср. Лк 1:32; Деян 2:30).
131:11 Клялся Господь Давиду. Ср. ст. 2, где говорится о клятве Давида Господу.
от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. См. 2Цар 7:11−16.
131:12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой. Обетование Господа Давиду могло быть исполнено лишь при условии, что потомки царя не станут преступать данный Богом закон.
131:13 Сион. См. ком. к Пс 2:6.
131:14 Это покой Мой на веки. Сион избран Господом местом возведения храма, земного отражения Его небесного величия.
131:15 нищих его насыщу хлебом. Т.е. никто не будет испытывать ни физического, ни духовного голода.
131:17 рог. Символ величия. светильник. См. 3Цар 11:36.