Псалом Давида
от людей, насилие чинящих, обереги меня.
всякий день пламя войны раздувают.
во рту у них — яд змеиный.
храни от людей, насилие творящих,
задумавших наземь повергнуть меня.
раскинули сеть поперек дороги
и ловушку для меня поставили.
Услышь, ГОСПОДИ, мольбы мои».
в день битвы защитил Ты голову мою.
не дай осуществиться злому умыслу его,
чтобы он и ему подобные не превозносились.
пусть же зло уст их придет на них.
пусть они низвергнуты будут в огонь и в ямы глубокие,
чтобы никогда не подняться им!
Пусть обрушит зло удар за ударом на того,
кто насилие над другими чинит.
и за справедливость в деле бедных выступит.
и правдивые будут жить в присутствии Твоем!1
Пс 139 Псалмопевец призывает Господа избавить его от злых и жестоких врагов. Данный псалом, таким образом, относится к разряду плачей, и, как многие плачи, завершается словами упования на Господа (ст. 13−14). Возможно, что при создании псалма под врагами подразумевался вооруженный неприятель (ст. 3 и 8), однако образ брани может быть метафорой. Так или иначе, но слова псалмопевца о врагах впоследствии были применены апостолом Павлом к совратившимся с пути истины (Рим 3:13).
139:3 ополчаются на брань. Т.е. всегда готовы на зло и притеснения.
139:4 яд аспида под устами их. Слова злых людей подобны смертоносному яду.
139:8 Ты покрыл голову мою в день брани. Не существенно: прямой или переносный смысл содержится в этих словах (ср. ст. 2), поскольку значение их в том, что псалмопевец обращается за защитой к Господу, памятуя о том, что прежде Господь уже спасал его.
139:10 Да покроет головы... зло собственных уст их. Псалмопевец просит Господа обратить на головы своих врагов проклятия, которые они посылают в его адрес (см. ком. к Пс 7:15−16).
139:11 да будут они повержены в огонь. См. Введение: Характерные особенности и темы.
139:13 Господь сотворит... справедливость бедным. Господь проявляет Свое могущество, опекая самых обездоленных: вдов, сирот, узников, бедных и преследуемых врагами.