Храни меня, Боже, — в Тебе прибежище мое.
в Тебе одном всё счастье мое», — сказал я ГОСПОДУ.
люди достойные, восхищаюсь я ими.
кто иных богов почитает.2
В их кровавых возлияниях участвовать не буду
и не стану поклоняться их богам.3
Ты держишь жребий мой.
приятно оно для меня!
сердце мое даже ночью вразумляет меня.
и, дабы я не поколебался, Он — по правую руку мою.
и в покое тело мое пребывает.
и не допустишь, чтобы верный твой тленье7 познал.
быть с Тобою8 — полнота радости для меня,
блаженства вечные дарует сильная9 рука Твоя.
Пс 15 Основная тема этого псалма — упование на Господа. Из его текста не вполне ясно, имеет ли в виду псалмопевец какое-то уже пройденное им испытание или несчастье, все еще одолевающее его. Ст. 10 заставляет предположить, что псалмопевцу угрожает смертельная опасность.
15:2−4 Эти стихи представляют собой размышление о благословениях народа Божиего и о горькой участи, уготованной для идолопоклонников.
15:3 К святым. Букв.: «к отделенным от прочих».
15:4 которые текут к богу чужому. Какая-то часть населения Израиля постоянно склонялась к почитанию ложных богов вместо Господа или наряду с Ним (ср. 3Цар, гл. 18). Эта тема неоднократно затрагивается в псалмах, что выражается либо в прямых предостережениях идолопоклонникам (как, например, в данном случае), либо в закреплении за Господом всей власти и всех эпитетов, которыми язычники наделяют свои божества (как в Пс 28).
не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их. «Они» — это языческие божества. Псалмопевец заявляет о своем решительном отказе делать то, что делали соседние с Израилем языческие народы в надежде заручиться помощью своих богов.
15:6 Межи. Данный стих, по всей видимости, метафорически описывает человеческую жизнь: Господь не только надежно «держит» в Своей руке дарованную Им человеку жизнь (ст. 5), но и делает ее «прекрасной» (ст. 6).
15:7 внутренность моя. Т.е. самая сердцевина человеческого существа, та его часть, о которой часто говорят как о «сердце».
15:10 Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Эти слова имеют непосредственное отношение к Давиду и к жившим после него ветхозаветным праведникам. В самом узком смысле их можно понимать как выражение благодарности Господу за избавление от некой конкретной смертельной опасности. С другой стороны, значение данного псалма в целом гораздо шире, ибо он пророчески указывает на Сына Давидова по плоти, прообразом Которого был исторический Давид. Петр и Павел признавали, что все сказанное в этом псалме получило окончательное исполнение в Иисусе Христе (Деян 2:25−28; Деян 13:35).
15:11 путь жизни. Эта метафора, часто встречающаяся в Притчах, подчеркивает, что жизнь — это процесс постоянного преодоления и становления.
блаженство... вовек. Здесь, как и в ст. 10, псалмопевец простирает взор за пределы земной жизни.