На мелодию «Лань зари предрассветной»
Псалом Давида
Ты так далеко, и слова стенаний моих
не приносят спасения мне.
ночью — нет успокоения мне.
к Тебе возносится хвала Израиля.1
уповали — и Ты спасал их.
уповали на Тебя и посрамлены не были.
посмешище для каждого, в презрении я у народа.
усмехаясь презрительно, качает головой:
так пусть Господь и избавит его,
пусть спасет его, раз он угоден Ему».
и берег меня на груди ее.3
от чрева матери моей Ты — Бог мой.
беда настигает, и нет никого, кто помог бы мне.
окружили меня дикие твари башанские.
как львы рыкающие, львы разъяренные.
распались все кости мои,
сердце сделалось воску подобно
и растаяло у меня в груди.
как черепок из глины я стал;4
к нёбу присох мой язык;
в прах могильный я повергнут Тобой.
обступила толпа злодеев,
пронзили5 руки и ноги мои.
А они глядят на меня, зрелищем стал я для них.
жребий об одеянии моем бросают.
Ты — сила моя, поспеши мне на помощь.
от псов — единственное, что у меня осталось.
и от рогов быка дикого защити.
Молю, внемли и ответь мне!
когда соберемся все вместе, воспою хвалу Тебе.
все потомки Иакова да воздадут Ему честь,
да благоговеют пред Ним все сыновья Израиля!
страданиями угнетенного,
не отвернулся6 от него,
услышал, когда тот взывал к Нему.
и я исполню обеты мои пред теми, кто Тебя7 почитает.
будут ГОСПОДА славить все, кто ищет Его.
Восторг ваш да будет нескончаемым!8
и поклонятся все народы Ему.
Он правит народами.
преклонятся пред Ним и все слабые, во прах нисходящие
и в живых души свои не сберегшие.
и расскажут о Нем грядущему поколению,
говоря и тем, кому предстоит еще родиться:
«Это Он совершил!»
Пс 21 В этом псалме Давид предстает жертвой, обращающей к Господу плач о беспричинной жестокости своих врагов. Однако в заключительной части псалма псалмопевец восхваляет и благодарит Господа за неотступную заботу о нем. Слова этого псалма многократно цитируются в НЗ (Мф 27:35, 39, 43, 46; Ин 19:23−24, 28; Евр 2:12). Пс 21, как и близко перекликающийся с ним Пс 68, прообразует страдания великого сына Давидова по плоти, принявшего смерть от рук нечестивцев.
21:2 для чего Ты оставил меня? Праведное страдание исторгает из уст псалмопевца горестное «для чего?». Этот возглас повторил Христос, Который Сам был безгрешен, однако познал чувство полной богооставленности, гораздо более безысходной, чем та, которую ощущал Давид. Христос в полной мере понес страдание за грехи Давида и всего народа Божиего.
21:4−6 Возопив о собственной богооставленности, псалмопевец затем исповедует свою веру в Бога отцов.
21:4 Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. Царское достоинство Господа является таковым вне всякой зависимости от воли и желания людей. Святое Святых — это то средоточие, к которому обращались хвалы Израиля своему Господу.
21:5 На Тебя уповали отцы наши... Ты избавлял их. Давид мог иметь в виду избавление Авраама от пяти царей (Быт, гл. 14), спасение Иосифа из египетской темницы (Быт, гл. 41) или, пожалуй, в первую очередь, исход израильтян во главе с Моисеем из Египта (Исх, гл. 1−15).
21:7−9 Вслед за исповеданием веры в Бога отцов, псалмопевец возобновляет сетования на унижения и поношения, которые ему приходится сносить.
21:9 он уповал на Господа; пусть избавит его. Этот стих пророчески воссоздает картину распятия Иисуса Христа (см. Мф 27:41−44).
21:10 Ты извел меня из чрева. Псалмопевец говорит о своей вере в то, что вся его жизнь, от самого ее начала, безраздельно находилась и находится во власти Господа.
21:12 помощника нет. Страдающий псалмопевец брошен всеми. Помощи он может ждать только от Бога.
21:13 Множество тельцов... тучные Васанские. Васанские быки славились своими размерами и силой (Ам 4:1).
21:14 как лев. См. ком. к Пс 9:30.
21:15 кости мои... сердце мое. Псалмопевец рисует картину полного внутреннего смятения, причиненного внешними врагами. Этот и последующие стихи пророчески прообразуют крестные муки Иисуса Христа.
21:17 псы. Это еще одно иносказательное обозначение врагов, подчеркивающее их коварство и жестокость.
пронзили. В древнееврейском тексте это место трудное для перевода. Буквальное его прочтение: «как львы». Однако предпочтительнее, как это и сделано в русском переводе, следовать прочтению Септуагинты.
21:18 они смотрят и делают из меня зрелище. Псалмопевец брошен в своем страдании, а враги, видя его истерзанное тело, радуются. Это же испытал и распятый на кресте Иисус Христос.
21:19 делят ризы мои между собою. Враги под крестом делили между собой одежды Иисуса, словно он был уже мертв (см. Мф 27:35; Мк 15:24; Лк 23:34).
21:22 спаси меня. Уверенность в том, что Господь услышит его, звучит и в других псалмах-плачах (3:4; 27:6; ср. 26:13; 33:5, 7; 37:16; 117:5, 21).
21:23 Буду возвещать имя Твое братьям моим. Такие обеты часто встречаются в псалмах-плачах (12:6; 26:6; 34:18; 53:8; 68:31−32; ср. 50:16−17; 115:9−10). Псалмопевец обещает принести благодарственную жертву храму, когда Господь услышит его молитву и пошлет избавление (Лев 7:16; Лев 22:23; Втор 12:6−7). Саму жертву, возможно, следует понимать фигурально, а не буквально (напр., Пс 50:18; Пс 68:31−32; ср. 34:18). В Евр 2:12 эти слова вложены в уста Христа — торжествующего сына Давидова.
21:25 не скрыл от него лица Своего. В этом и заключается смысл перехода от жалобы к прославлению — враги презрели псалмопевца, но Господь не отвернулся от него.
21:26 в собрании великом. Т.е. во время общего богослужения.
воздам обеты мои. См. ст. 23 и ком.
21:26−32 Обет восхваления переходит в славословие, пророчески предвосхищающее хвалы Христу.
21:27 Да едят бедные и насыщаются. По-видимому, речь идет о духовном насыщении, подателем которого является Господь.
21:28 Этот стих является пророчеством о Христе.
21:30 все тучные земли. Не только бедные (ст. 27), но и богатые станут поклоняться Господу. Последние слова этого стиха могут быть прочитаны как «победитель сам возвратит себя к жизни».
21:32 что сотворил Господь. Псалмопевец провидит спасение, сотворенное Иисусом Христом.