Псалтирь 21 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
На мелодию «Лань зари предрассветной»
Псалом Давида
2 Боже мой! Боже мой! Почему Ты оставил меня?!
Ты так далеко, и слова стенаний моих
не приносят спасения мне.
3 Боже мой! Днем вопию к Тебе — не отвечаешь,
ночью — нет успокоения мне.
4 Но Ты свят, и в Святилище, где Ты как царь восседаешь,
к Тебе возносится хвала Израиля.1
5 Отцы наши на Тебя уповали,
уповали — и Ты спасал их.
6 Взывали они к Тебе и Ты избавлял их от бед,
уповали на Тебя и посрамлены не были.
7 Я же червь, не человек, —
посмешище для каждого, в презрении я у народа.
8 Кто ни увидит меня, надо мною глумится;
усмехаясь презрительно, качает головой:
9 «На ГОСПОДА он полагался,2
так пусть Господь и избавит его,
пусть спасет его, раз он угоден Ему».
10 Но это же Ты из чрева матери на свет меня вывел
и берег меня на груди ее.3
11 От рождения был я вверен заботе Твоей,
от чрева матери моей Ты — Бог мой.
12 Так не оставляй же меня:
беда настигает, и нет никого, кто помог бы мне.
13 Стадо быков обступило меня,
окружили меня дикие твари башанские.
14 Раскрыли они пасти свои,
как львы рыкающие, львы разъяренные.
15 Я пролился как вода,
распались все кости мои,
сердце сделалось воску подобно
и растаяло у меня в груди.
16 Иссякли силы мои —
как черепок из глины я стал;4
к нёбу присох мой язык;
в прах могильный я повергнут Тобой.
17 Псы окружили меня,
обступила толпа злодеев,
пронзили5 руки и ноги мои.
18 Я бы мог сосчитать все кости мои.
А они глядят на меня, зрелищем стал я для них.
19 Делят между собою они одежды мои,
жребий об одеянии моем бросают.
20 Не стой поодаль от меня, ГОСПОДИ,
Ты — сила моя, поспеши мне на помощь.
21 Спаси от меча жизнь мою,
от псов — единственное, что у меня осталось.
22 От пасти льва избавь меня
и от рогов быка дикого защити.
Молю, внемли и ответь мне!
23 Об имени Твоем поведаю братьям моим,
когда соберемся все вместе, воспою хвалу Тебе.
24 ГОСПОДА почитающие да прославят Его,
все потомки Иакова да воздадут Ему честь,
да благоговеют пред Ним все сыновья Израиля!
25 Не пренебрег Он и не погнушался
страданиями угнетенного,
не отвернулся6 от него,
услышал, когда тот взывал к Нему.
26 Хвала моя в собрании великом Тобой вдохновлена,
и я исполню обеты мои пред теми, кто Тебя7 почитает.
27 Будут есть и насытятся кроткие,
будут ГОСПОДА славить все, кто ищет Его.
Восторг ваш да будет нескончаемым!8
28 Будет помнить о том вся земля и ко ГОСПОДУ обратится,
и поклонятся все народы Ему.
29 Ибо ГОСПОДУ принадлежит царство,
Он правит народами.
30 Все сильные земли поклонятся Ему;
преклонятся пред Ним и все слабые, во прах нисходящие
и в живых души свои не сберегшие.
31 Потомки их будут служить Ему
и расскажут о Нем грядущему поколению,
32 возвестят о праведности Его,
говоря и тем, кому предстоит еще родиться:
«Это Он совершил!»

Новой Женевской Библии

Пс 21 В этом псалме Давид предстает жертвой, обращающей к Господу плач о беспричинной жестокости своих врагов. Однако в заключительной части псалма псалмопевец восхваляет и благодарит Господа за неотступную заботу о нем. Слова этого псалма многократно цитируются в НЗ (Мф 27:35, 39, 43, 46; Ин 19:23−24, 28; Евр 2:12). Пс 21, как и близко перекликающийся с ним Пс 68, прообразует страдания великого сына Давидова по плоти, принявшего смерть от рук нечестивцев.

21:2 для чего Ты оставил меня? Праведное страдание исторгает из уст псалмопевца горестное «для чего?». Этот возглас повторил Христос, Который Сам был безгрешен, однако познал чувство полной богооставленности, гораздо более безысходной, чем та, которую ощущал Давид. Христос в полной мере понес страдание за грехи Давида и всего народа Божиего.

21:4−6 Возопив о собственной богооставленности, псалмопевец затем исповедует свою веру в Бога отцов.

21:4 Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. Царское достоинство Господа является таковым вне всякой зависимости от воли и желания людей. Святое Святых — это то средоточие, к которому обращались хвалы Израиля своему Господу.

21:5 На Тебя уповали отцы наши... Ты избавлял их. Давид мог иметь в виду избавление Авраама от пяти царей (Быт, гл. 14), спасение Иосифа из египетской темницы (Быт, гл. 41) или, пожалуй, в первую очередь, исход израильтян во главе с Моисеем из Египта (Исх, гл. 1−15).

21:7−9 Вслед за исповеданием веры в Бога отцов, псалмопевец возобновляет сетования на унижения и поношения, которые ему приходится сносить.

21:9 он уповал на Господа; пусть избавит его. Этот стих пророчески воссоздает картину распятия Иисуса Христа (см. Мф 27:41−44).

21:10 Ты извел меня из чрева. Псалмопевец говорит о своей вере в то, что вся его жизнь, от самого ее начала, безраздельно находилась и находится во власти Господа.

21:12 помощника нет. Страдающий псалмопевец брошен всеми. Помощи он может ждать только от Бога.

21:13 Множество тельцов... тучные Васанские. Васанские быки славились своими размерами и силой (Ам 4:1).

21:14 как лев. См. ком. к Пс 9:30.

21:15 кости мои... сердце мое. Псалмопевец рисует картину полного внутреннего смятения, причиненного внешними врагами. Этот и последующие стихи пророчески прообразуют крестные муки Иисуса Христа.

21:17 псы. Это еще одно иносказательное обозначение врагов, подчеркивающее их коварство и жестокость.

пронзили. В древнееврейском тексте это место трудное для перевода. Буквальное его прочтение: «как львы». Однако предпочтительнее, как это и сделано в русском переводе, следовать прочтению Септуагинты.

21:18 они смотрят и делают из меня зрелище. Псалмопевец брошен в своем страдании, а враги, видя его истерзанное тело, радуются. Это же испытал и распятый на кресте Иисус Христос.

21:19 делят ризы мои между собою. Враги под крестом делили между собой одежды Иисуса, словно он был уже мертв (см. Мф 27:35; Мк 15:24; Лк 23:34).

21:22 спаси меня. Уверенность в том, что Господь услышит его, звучит и в других псалмах-плачах (3:4; 27:6; ср. 26:13; 33:5, 7; 37:16; 117:5, 21).

21:23 Буду возвещать имя Твое братьям моим. Такие обеты часто встречаются в псалмах-плачах (12:6; 26:6; 34:18; 53:8; 68:31−32; ср. 50:16−17; 115:9−10). Псалмопевец обещает принести благодарственную жертву храму, когда Господь услышит его молитву и пошлет избавление (Лев 7:16; Лев 22:23; Втор 12:6−7). Саму жертву, возможно, следует понимать фигурально, а не буквально (напр., Пс 50:18; Пс 68:31−32; ср. 34:18). В Евр 2:12 эти слова вложены в уста Христа — торжествующего сына Давидова.

21:25 не скрыл от него лица Своего. В этом и заключается смысл перехода от жалобы к прославлению — враги презрели псалмопевца, но Господь не отвернулся от него.

21:26 в собрании великом. Т.е. во время общего богослужения.

воздам обеты мои. См. ст. 23 и ком.

21:26−32 Обет восхваления переходит в славословие, пророчески предвосхищающее хвалы Христу.

21:27 Да едят бедные и насыщаются. По-видимому, речь идет о духовном насыщении, подателем которого является Господь.

21:28 Этот стих является пророчеством о Христе.

21:30 все тучные земли. Не только бедные (ст. 27), но и богатые станут поклоняться Господу. Последние слова этого стиха могут быть прочитаны как «победитель сам возвратит себя к жизни».

21:32 что сотворил Господь. Псалмопевец провидит спасение, сотворенное Иисусом Христом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: Ты — хвала Израиля.
9  [2] — Так в LXX; масоретский текст: полагайся на Господа.
10  [3] — Друг. возм. пер.: Ты вселил доверие к Тебе уже на груди матери моей.
16  [4] — Букв.: высохла сила моя, как глиняный черепок.
17  [5] — Так в LXX и друг. древн. пер.; масоретский текст: как лев (терзают).
25  [6] — Букв.: не скрыл лица Своего.
26  [7] — Букв.: Его.
27  [8] — Букв.: да живут вовеки сердца ваши (ср. 68:33).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.