Не огорчайся, глядя на благополучие злодеев,
и преступникам не завидуй.
как зелень на поле, увянут.
живи на земле и храни верность2 Богу.
и даст Он тебе, что сердце твое пожелает.
доверься Ему, и Он действовать будет:
справедливость — очевидной, как солнце в полдень.
Пусть не беспокоит тебя то, что строящий козни ближним
удачлив в делах своих.4
не раздражайся — это лишь к злу ведет.
а уповающие на ГОСПОДА наследуют землю.
посмотришь туда, где он был, — там его нет.
и во всей полноте благополучием насладятся.
скрежещет на него зубами.
видит Он, что приходит для того день расплаты.
чтобы сразить угнетенного и бедного
и убить непорочно живущего.
луки их сломаются.
лучше, чем изобилие многих нечестивцев.
а праведных ГОСПОДЬ поддержит.
наследие их вечно.
в дни голода насыщены будут.
и с врагами ГОСПОДА случится то же,
что с великолепием пастбищ, в зной исчезающим:
как дым исчезнут они.
праведник же щедро дает.
а проклятые Им — истребятся.
и укрепляет его шаги;
за руку поддержит его ГОСПОДЬ.
но не видел праведника, Богом покинутого,
и потомков его, просящих хлеба.
потомки его — благословение для окружающих. 6
всегда будешь жить в мире.
и верных слуг Своих не покинет —
они защищены навеки,
а потомки нечестивых истребятся.
и вечно будут жить на ней.
язык его верное говорит.
и шаги его тверды.
и жаждет убить его.
и не даст обвинить его на суде.
Он возвысит тебя, дабы ты наследовал землю,
а нечестивые на глазах у тебя уничтожены будут.
возвышающегося, как раскидистое дерево на почве родной.
как ни искал, найти его не смог.
есть будущее у человека мирного.
лишены будущего нечестивцы.
Он их прибежище в день бедствия.
избавит их от нечестивых
и спасет их — они нашли в Нем прибежище.
Пс 36 Данный псалом представляет собой акростих и, как большинство акростихов Псалтири, принадлежит к числу псалмов мудрости. Псалмопевец размышляет о непреодолимых различиях между праведностью и нечестием. Данный псалом служит утешением праведникам, терпящим лишения, в то время как нечестивцы преуспевают. Их преуспеяние, утверждает псалмопевец, каким бы прочным оно не казалось, будет кратковременным, тогда как праведники получат от Господа вечное благословение.
36:2 они, как трава. В Израиле трава появляется и растет зимой, а с наступлением лета вянет под палящим солнцем.
36:7 Не ревнуй успевающему в пути своем. Т.е. не завидуй и не следуй его примеру (см. ст. 8).
36:9 истребятся. Соответствующее древнееврейское выражение, как правило, означает, что человек через изгнание или даже смерть перестанет быть частью своего народа, «истребится из народа своего» (см. Быт 17:14; Лев 7:20).
36:11 кроткие наследуют землю. Обладание землей составляет основу жизни народа, а высочайшим благословением для него является обладание землей обетованной. Эта земля была отобрана Богом у нечестивых хананеев и передана во владение слабому и гонимому народу Израиля. На этом стихе основывается Мф 5:5.
36:12 скрежещет на него зубами своими. Нечестивый стремится устрашить праведника так же, как устрашает своего врага дикий зверь.
36:15 меч их войдет в их же сердце. Греховные дела часто обращаются против того, кто их совершает (см. Пс 7:14−16; Пс 33:22; Пс 34:8).
36:16−17 Нечестивцу недолго суждено наслаждаться своим богатством, в то время как благословение Божие пребудет с праведником вовек.
36:21 берет взаймы и не отдает. Не возвращая долг, нечестивый человек нарушает тем самым восьмую заповедь.
36:24 когда он будет падать, не упадет. Псалмопевец подразумевает распространенное в учительной словесности сравнение жизни с путем, по которому до конца предстоит пройти человеку. Речь в данном стихе идет вовсе не о том, что мудрый человек совершенен, а о том, что Бог руководит им и оберегает его.
36:25−26 Господь всегда ниспосылает праведникам Свое благословение. Пс 72 наряду с книгой Иова добавляют новый акцент к сказанному в данных стихах, не позволяя абсолютизировать изложенную в них истину и обосновывать ею вульгарное богословие «здоровья и богатства».
36:30−31 Для мудрого источником праведности служит его любовь к данному Богом закону.
36:31 в сердце у него. Под сердцем псалмопевец понимает средоточие всех чувств и помыслов человека. В чьем сердце начертан закон Божий, у того «уста изрекают премудрость» (ст. 30).